Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Двадцать восьмой день.

Поуч. 1-ое. Препод. Ефремъ Сиринъ.

(О смиреніи).

Какъ духовно ни великъ былъ св. Ефремъ, но онъ считалъ себя меньшимъ изъ всѣхъ и путешествовалъ по разнымъ мѣстамъ, чтобы поучиться у великихъ пустынножителей и знаменитыхъ учителей. Съ этою цѣлію онъ посѣтилъ св. Василія Великаго. Василій хотѣлъ посвятить Ефрема въ пресвитера, но онъ никакъ не соглашался принять на себя этотъ многоотвѣтственный санъ, но Василій все-таки посвятилъ его въ діакона. Впослѣдствіи св. Василій приглашалъ Ефрема и на епископскую каѳедру, но онъ принялъ на себя юродство и тѣмъ отклонилъ отъ себя принятіе великаго сана, котораго, по смиренію, считалъ себя недостойнымъ. Св. Ефремъ скончался въ 372 г., оставивъ послѣ себя много духовныхъ сочиненій. Но ни о чемъ онъ такъ много не говорилъ и не писалъ, какъ о сердечномъ сокрушеніи. Непрестанно памятуя о смерти и страшномъ днѣ судномъ, онъ самъ проливалъ горькія слезы сердечнаго покаянія. Умилительная великопостная молитва: «Господи и Владыко живота моего» составлена св. Ефремомъ.

II. Преподобный Ефремъ Сиринъ, не смотря на великія свои нравственныя достоинства и отличныя познанія въ духовныхъ наукахъ, отказавшійся по сознанію своего недостоинства не только отъ сана епископа, но и сана священника и всю жизнь оплакивавшій свои грѣхи, служитъ для насъ живымъ образцомъ христіанского смиренія.

Увы, духъ міра, духъ явной или тайной гордыни и тщеславія, до того возобладалъ между самыми христіанами, что добродѣтель смиренномудрія пришла едва не во всеобщее забвеніе, и если продолжаетъ стоять въ ряду добродѣтелей, то какъ рѣдкость, бывшая когда-то въ употребленіи, а теперь пригодная развѣ толъко для нѣкоторыхъ, особенныхъ, такъ сказать, охотниковъ добродѣтели.

Между тѣмъ, какая добродѣтель любезнѣе для всѣхъ смиренномудрія? — Самъ Господь свидѣтельствуетъ о Себѣ: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словесъ Моихъ?

а) Для того, чтобы мы любили смиреніе и не думали, что оно можетъ унизить насъ, или помѣшать намъ на пути жизни къ нашему возвышенію, сей добродѣтели прямо обѣщана награда, и именно возвышеніе; равно какъ за противоположный порокъ гордости прямо угрожается наказаніемъ, и именно униженіемъ: всякъ, сказано, возносяйся, смирится; смиряяй же себе, вознесется. И такъ какъ это говоритъ Самъ Богъ, не ложный во всѣхъ словесѣхъ Своихъ, то опытъ непрестанно подтверждаетъ сказанное. Сколько гордецовъ низверженныхъ, сколько смиренныхъ — вознесенныхъ!

б) Познаніе самого себя, своихъ совершенствъ и недостатковъ, ведетъ насъ къ смиренію. Кто знаетъ хорошо самого себя, тотъ, какими бы ни обладалъ талантами, всегда будетъ смиренномудръ. Почему? потому что, при всѣхъ совершенствахъ нашихъ, въ насъ всегда есть множество недостатковъ, слѣдовательно и причинъ къ смиренію какъ естественныхъ, такъ и отъ насъ зависящихъ. Самыя совершенства наши, достигая скоро предѣла и встрѣчая преграду, за которую нелъзя прейти, должны вести насъ къ смиренномудрію. Самая непрочность и бренность многихъ совершенствъ нашихъ также постоянное побужденіе къ тому, чтобы не превозноситься.

Если за симъ бросить хотя бѣглый взглядъ на наши нравственные недостатки, то откроется неизсякаемый источникъ побужденій къ смиренію для всякаго. Ибо сколько у каждаго обязанностей не выполненныхъ, или выполненныхъ нерадиво! Сколько случаевъ къ добру, опущенныхъ неразумно, или употребленныхъ на добро, но своекорыстно и только отчасти! Сколько прямыхъ и очевидныхъ худыхъ наклонностей и мрачныхъ дѣлъ! Тѣмъ паче сколько порочныхъ мыслей и чувствъ! Стоитъ только, хотя по временамъ, заглядывать въ свое сердце, пересматривать свитокъ своихъ мыслей, чувствъ и дѣяній; и всякъ увидитъ, какъ онъ еще малъ духомъ и нечистъ сердцемъ, какъ далекъ отъ того, чѣмъ могъ и долженъ быть.

в) Въ чемъ же состоитъ смиренномудріе? Смиренномудріе есть такое состояніе души, въ коемъ она, познавъ всю слабость и нечистоту свою, бываетъ далеко отъ всякаго высокаго мнѣнія о себѣ; постоянно старается раскрывать въ себѣ все доброе, искоренять все злое, но никогда не почитаетъ себя достигшею совершенства, и ожидаетъ его отъ благодати Божіей, а не отъ собственныхъ усилій. Человѣкъ смиренномудрый всегда имѣетъ нѣкую святую недовѣрчивость къ себѣ, къ силамъ своего ума и воли, и потому осмотрителенъ, скроменъ и тихъ до всѣхъ своихъ словахъ и дѣйствіяхъ. Онъ никогда не позволитъ себѣ дерзкихъ осужденій, тѣмъ паче о лицахъ и предметахъ, кои выше его, тѣмъ паче о таинствахъ вѣры. Человѣкъ смиренномудрый особенно боится похвалъ и высокихъ достоинствъ: по сему не только не ищетъ ихъ, но и радъ, когда они мимоходятъ его. Онъ охотно уступаетъ другимъ первенство во всемъ, въ самыхъ дѣлахъ благихъ. Но когда нужно подать примѣръ, онъ первый. Смиренномудрый безъ огорченія, даже иногда съ радостію встрѣчаетъ неудачи и огорченія; ибо знаетъ цѣну и пользу ихъ для своего внутренняго исправленія. Потому онъ не памятозлобивъ, всегда готовъ простить обидѣвшаго и воздать ему за зло добромъ. Таковы очевидные признаки смиренномудрія! Оно любитъ сокрывать свои добродѣтели; любитъ, напротивъ, обнаруживать свои недостатки, если то можетъ быть безъ соблазна для ближняго.

III. У кого же учиться намъ, братіе, смиренномудрію? Всего лучше учиться добродѣтели смиренномудрія у святыхъ Божіихъ человѣковъ, кои оставили намъ величайшіе образцы смиренія, какъ напримѣръ Авраамъ, который, удостоившись чрезвычайныхъ откровеній и великаго названія другомъ Божіимъ, не преставалъ называть себя землею и пепломъ; святой Давидъ, коему ни санъ царя, ни званіе пророка, не воспрепятствовали сказать о себѣ: азъ есмь червь, а не человѣкъ, поношеніе человѣковъ; св. Павелъ, который, будучи первымъ изъ апостоловъ по трудамъ, смиренно исповѣдуетъ, что онъ есть первый изъ грѣшниковъ; св. Ефремъ Сиринъ, ученѣйшій и благочестивѣйшій мужъ, отказавшійся отъ сана пресвитера и постоянно оплакивавшій свои грѣхи. Но, чтобы мы охотнѣе учились сей трудной для нашего самолюбія добродѣтели, то учителемъ смиренномудрія взялся быть для насъ Самъ Господь и Спаситель нашъ. Научитеся, говоритъ Онъ, отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ. (Сост. по Ч. М. и проп. Иннокентія, арх. херс. и тавр. т. III, стр. 427-432, изд. 1873 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 74-76.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0