Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Двадцать cедьмой день.

Перенесеніе мощей св. отца нашего Іоанна Златоуста.

(О клеветѣ).

II. Св. Іоаннъ Златоустъ палъ жертвою гнусной клеветы. Это побуждаетъ насъ побесѣдовать нынѣ объ этомъ порокѣ, который къ несчастію очень распространенъ среди христіанъ. Имѣя свой корень въ исконномъ врагѣ рода человѣческаго — духѣ злобы, отцѣ лжи и всякаго лукавства, питаясь соками наиболѣе порочныхъ человѣческихъ страстей, — руководимая враждою, завистью, ненавистью, — клевета не гнушается никакими средствами для погубленія своей жертвы и не смущается достоинствомъ лицъ, на которыхъ направляетъ свое ядовитое жало. Изостриша — говоритъ псалмопѣвецъ о клеветникахъ — языкъ свой, яко зміинъ: ядъ аспидовъ подъ устнами ихъ (Псал. СХХХІХ, ст. 3).

а) Въ христіанскомъ обществѣ, гдѣ руководящимъ началомъ во взаимныхъ отношеніяхъ между его членами поставляется широко-объемлющая любовь, повидимому, не можетъ найти себѣ пріюта, созидаемая злобою, враждою и ненавистью къ ближнему, клевета... Но, братіе, то ли мы видимъ на самомъ дѣлѣ? Увы! Говорить и писать ложь въ поношеніе или обиду ближняго, несправедливо приписывать ему какіе-либо недостатки, пороки и даже преступленія, преувеличивать его слабости, перетолковывать въ дурную сторону добрые его поступки, — словомъ клевета въ различныхъ ея степеняхъ и видахъ, далеко не составляетъ рѣдкаго исключенія въ нашемъ обществѣ. Скажемъ болѣе: она сдѣлалась язвою нашего времени!..

Какъ тать проскользаетъ она въ тѣсный кругъ жизни домашней, внѣдряется въ отношенія родныхъ и знакомыхъ, проникаетъ въ среду общественную. Появляясь въ одномъ мѣстѣ, она съ быстротою молніи летитъ въ другое, третье, и т. д., всюду оставляя слѣды своего ядовитаго жала.

б) И къ какимъ средствамъ не прибѣгаетъ клевета для достижекгя своихъ преступныхъ замысловъ? Въ какія разнообразныя и, повидимому, свѣтлыя одежды не облекаетъ она свой ужасный и отвратительный видъ? Здѣсь подъ благовиднымъ покровомъ заботы и ревности о благѣ общественномъ, о свободѣ гражданской, — она порочитъ справедливыя распоряженія властей общественныхъ, обзывая ихъ самоуправствомъ, насиліемъ, стѣсненіемъ свободы совѣсти... Въ другомъ мѣстѣ, облекшись плащемъ усердія и преданности подчиненнаго къ начальствующему, она изрыгаетъ свой ядъ на полезнаго и честнаго труженика, почему-либо не возлюбленнаго клеветникомъ. Въ иныхъ случаяхъ, подъ образомъ любви и дружбы, она вторгается въ семейную и частную жизнь, стараясь ложными извѣтами разстроить истинную любовь и истинную дружбу. Но можно ли перечислить всѣ образы, въ которыя облекаетъ отецъ лжи слугъ своихъ, «хотящихъ исполнять похоти его?»

в) Господь нашъ I. Христосъ, указывая на злобное сердце, какъ источникъ клеветы, сравниваетъ ее съ самыми тяжкими злодѣяніями, — каковы убійство, татьбы, и съ такими порочными проявленіями человѣческихъ страстей, каковы любодѣяніе, прелюбодѣяніе. Отъ сердца — говоритъ Онъ — исходятъ помышленія злая: убійства, любодѣянія, прелюбодѣянія, татьбы, лжесвидѣтельства, хулы (Матѳ. XV, 11)... И дѣйствительно, развѣ клеветникъ — этотъ хульникъ и лжесвидѣтель — лучше убійцы?.. Послѣдній посягаетъ на тѣлесную жизнь человѣка, а первый старается погубить во мнѣніи общества его духовную, нравственную жизнь. Тать похищаетъ вещественное ваше достояніе: но развѣ не опаснѣе его клеветникъ нашъ, окрадывающій самое дорогое наше сокровище, доброе наше имя? Прелюбодѣй лишаетъ и наругается надъ честью лицъ, подпавшихъ его порочной страсти; но развѣ иное что дѣлаетъ хульникъ и лжецъ, изрыгая на ближняго ядъ своей клеветы?..

г) Гнусная по природѣ клевета безпощадна въ своихъ дѣйствіяхъ. Исторія представляетъ намъ, хотя и рѣдко, примѣры состраданія и даже великодушія среди самыхъ закоренѣлыхъ злодѣевъ и убійцъ. Почтенная сѣдина, высокое положеніе, священный санъ, материнская любовь, беззащитная дѣва .. вызывали иногда чувство состраданія въ сердцахъ злодѣевъ и склоняли ихъ къ пощадѣ, даже защитѣ и помощи... Клевета же безпощадна; она не пощадила даже и Сына Божія!

д) Но почему же, братіе, столь вредный и стоящій въ прямомъ противорѣчіи съ христіанскимъ ученіемъ порокъ находитъ себѣ пріютъ въ нашемъ обществѣ и принимаетъ здѣсь размѣры губительнаго повѣтрія?

Не виновато ли въ этомъ само общество?

Не представляетъ ли оно въ своей жизни условій, благопріятствующихъ развитію этой губительной язвы! Какъ язвы физическія находятъ для себя мѣсто въ организмахъ, гдѣ подготовлена для нихъ почва, и распространяются при неосторожномъ общеніи здоровыхъ съ больными, такъ и въ мірѣ духовномъ зло можетъ укореняться и распространяться только тамъ, гдѣ замѣчается ослабленіе понятій и неустойчивость религіозныхъ началъ, тамъ, гдѣ возможно смѣшеніе плевелъ съ пшеницею.

Помыслимъ, братіе, свято ли исполняется нами заповѣдь Спасителя о любви къ ближнему! Такъ ли онъ близокъ и дорогъ намъ, какъ братъ во Христѣ? Творимъ ли мы, по завѣту апостола, другъ друга честью большими? Оберегаемъ ли доброе имя собратій? — Къ сожалѣнію, святые завѣты нашей божественной религіи о взаимныхъ отношеніяхъ другъ къ другу часто нами забываются. Пересуды о ближнихъ составляютъ едва ли не самый главный и занимательный предметъ нашихъ бесѣдъ. Тщательно разыскивать сучецъ въ оцѣ брата — стало однимъ изъ любимыхъ нашихъ занятій. Что новаго? — вотъ первый вопросъ, который предлагается нами при встрѣчахъ съ другими, и разсказъ о погрѣшностяхъ ближняго едва ли не всегда служитъ первымъ на него отвѣтомъ. Осужденіе брата сдѣлалось такою обычною потребностію нашего времени, что, какъ безъ соли невкусенъ для насъ хлѣбъ, такъ рѣчи, неприправленныя пересудами, для многихъ теряютъ свою привлекательность.

Это ли, братіе, не почва удобная для распространенія клеветы?

е) Клевета никогда не имѣла бы успѣха въ обществѣ, если бы нѣкоторые люди, по своему легкомыслію и склонности къ празднословію, сами того не замѣчая, не сдѣлались покорными и слѣпыми ея орудіями. Но празднословіе и склонность къ осужденію ближняго и сами по себѣ нерѣдко бываютъ источникомъ клеветы. Забавная и остроумная насмѣшка, неопредѣленный и двусмысленный намекъ, полуясное предположеніе, высказанныя по любви къ празднословію однимъ, принимаютъ болѣе опредѣленныя формы въ устахъ другого празднословца, пріобрѣтаютъ новыя наслоенія въ устахъ третьяго и, путешествуя далѣе и далѣе, достигаютъ наконецъ до вида чудовища, котораго навѣрное устрашился бы и не призналъ своимъ дѣтищемъ самъ первоначальный его творецъ. Сплетенная изъ такихъ тонкихъ, часто вовсе невидимыхъ сѣтей, состоя изъ молвы и слуховъ, неизвѣстно кѣмъ и когда пущенныхъ въ ходъ, подобная клевета тѣмъ не менѣе какъ путами желѣзными охватываетъ свою жертву, и сколько нужно усилій, трудовъ и времени, чтобы она освободилась изъ этихъ сѣтей и правда невиннаго человѣка возсіяла во всемъ свѣтѣ!

Гнусна и пагубна клевета! Но, братіе, необходимо намъ самимъ глубоко напечатлѣть въ своихъ сердцахъ заповѣдь Божественнаго нашего Учителя: не судите, да не судими будете. Необходимо самимъ осторожнѣе и осмотрительнѣе обращаться со словомъ, и не разносить легкомысленно всѣ тѣ рѣчи, которыя доходятъ до нашего слуха. Не дѣти будемъ умомъ (1 Кор. XIV, 20) и не всякому духу будемъ вѣровать. Не будемъ отголоскомъ чужихъ рѣчей и мнѣній!..

III. Къ тебѣ обращаемся съ словомъ утѣшенія, невинно оклеветанный братъ!

Тяжело твое положеніе. Миръ и душевное спокойствіе твои нарушены. Но мужайся! Не падай духомъ! Долгъ каждаго христіанина мужественно переносить всякое несправедливое нареканіе. Удвой, утрой свою полезную дѣятельность. Сознаніе собственной правды придастъ тебѣ силу и крѣпость. Въ средѣ самого общества найдутся люди, хорошо тебя знающіе; они подадутъ тебѣ руку помощи, окажутъ искреннее сочувствіе и уваженіе и возстановятъ въ глазахъ истинно-добрыхъ и благомыслящихъ людей твою честь и доброе имя. Старайся и самъ законными путями изобличить клевету, но избѣгай злорѣчія. Знай, что быть оклеветаннымъ лучше, въ тысячу разъ лучше, чѣмъ быть клеветникомъ. Въ тяжелыя жъ минуты чаще вспоминай о Божественномъ Страдальцѣ. Ты грѣшенъ, ты не безупреченъ; клевета могла коснуться тебя вслѣдствіе какого-либо неосторожнаго поступка или слова съ твоей же стороны. Но посмотри на Того, Кто беззаконія не сотвори, ниже обрѣтеся лесть во устѣхъ Его (Исаіи LIІІ, 9), — Кто благость самосущая и вѣчная, Кто правда безконечная: воззри на Сына Божія и старайся, насколько возможно немощному человѣку, подражать Ему. Злоба и клевета приковали Его ко кресту, но и на крестѣ Божественная Любовь не слова гнѣва изрекала на враговъ Своихъ, но возносила мольбу за нихъ къ Отцу небесному: Отче, прости имъ, не вѣдятъ бо, что творятъ. Аминь. (Сост. Г. Д. по слову С. Голубева, помѣщ. въ Труд. Кіев. Дух. Акад., 1886г. № 5).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 72-74.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0