Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Двадцать четвертый день.

Препод. Кcенія.

(Подвигъ дѣвства).

Отправились онѣ воднымъ путемъ и высадились на безлюдномъ почти островѣ Коа, близъ г. Галикарнаса. Трудно было имъ сначала жить здѣсь при ихъ непривычности, молодости и неопытности. Но Господь послалъ имъ случайную встрѣчу съ достойнымъ подвижникомъ, игуменомъ монастыря св. Андрея — Павломъ Миласскимъ, и онъ посовѣтовалъ имъ переселиться въ г. Миласу, въ Каріи, гдѣ они могли жить подъ его руководствомъ. Съ этихъ поръ Евсевія приняла имя Ксеніи, (что значитъ странница), для того, чтобы удобнѣе скрыться отъ поисковъ людей, знавшихъ ее подъ именемъ Евсевіи. — Со временемъ Ксенія устроила монастырь, приняла постриженіе въ иночество и поставлена была діакониссою. Она прославилась необыкновенно строгою подвижническою жизнью, и не достигнувъ старости, мирно преставилась въ 450 г. Вскорѣ послѣ нея скончались и преданныя ей прислужницы и были погребены у ногъ своей госпожи.

II. Преподобная Ксенія, отказавшаяся отъ брачной жизни, соединенной съ богатствомъ и мірскими удовольствіями, для цѣлей служенія Богу, служитъ намъ образцомъ христіанскаго дѣвства, которое гораздо лучше супружества, если оно сохраняется въ чистотѣ.

а) Хотите ли узнать изъ слова Божественнаго, что дѣвство не только для многихъ возможно къ соблюденію, но и для всѣхъ вожделѣнно? — Слышите слово апостола Павла къ коринѳянамъ: хощу, да вси человѣцы будутъ, якоже азъ (I Кор. VII, 7). Что значитъ: якоже азъ? — Это изъясняетъ онъ далѣе въ томъ же посланіи: егда не имамы власти сестру жену водити? Но не сотворихомъ по области сей, но вся терпимъ, да не прекращеніе кое дамы благовѣствованію Христову (IX, 5, 12), — то есть, онъ лишилъ себя помощи и утѣшеній брачнаго состоянія, чтобы тѣмъ безпрепятственнѣе заниматься проповѣданіемъ евангелія. Слѣдовательно и всѣмъ апостолъ желалъ бы того, чтобы посвятили себя на служеніе Богу и благочестіе въ дѣвствѣ.

б) Хотите ли видѣть высокую награду, уготованную дѣвству отъ Бога? — Смотрите очами тайновидца Іоанна: и видѣхь, и се Агнецъ стояше на горѣСіонстѣй, и съ нимъ сто и четыредесятъ и четыре тысящи, имуще имя Отца Его написано на челѣхъ своихъ. Онъ слышалъ ихъ поющихъ пѣснь нову предъ престоломъ Божіимъ, и никтоже можаше навыкнути пѣсни, токмо сіи. Кто жъ это? — спросите вы. — Онъ отвѣтствуетъ: сіи суть, иже съ женами не осквернишася: зане дѣвственницы суть: сіи послѣдуютъ Агнцу, аможе аще пойдетъ; сіи суть куплени отъ людей, первенцы Богу и Агнцу (Апок. XIV, 1—4).

в) Видите превосходное достоинство дѣвства. Полюбопытствуйте знать, что такое дѣвство, и какъ сія добродѣтель совершается.

Каждый, по собственному опыту, знаетъ дѣвство, какъ естественное состояніе, предшествующее браку, не испытавшее таинъ брака, не пробужденное къ познанію ихъ. Но это есть только несовершенный начатокъ того, о чемъ теперь бесѣдуемъ. Это еще только трава лиліи, а не цвѣтъ; только цвѣтъ яблони, а не яблоко благовонное. Дѣвство младенчества, по тому самому, что есть просто естественное состояніе, не есть дѣло свободы, ни плодъ подвига, слѣдственно не есть еще добродѣтель.

Дѣвство, какъ подвигъ, какъ добродѣтель, какъ цвѣтъ чистоты, какъ плодъ цѣломудрія, какъ путь совершенства, является тогда, когда человѣкъ, въ возрастѣ, по обыкновенному ходу тѣлесной природы болѣе или менѣе располагающему къ супружеству, не предаваясь влеченію природы, не увлекаясь обычаемъ, примѣрами, пріятностями и нуждами общежитія, рѣшается не пріобщаться браку, а соблюсти дѣвство навсегда.

Но какъ и подвизающійся не будетъ увѣнчанъ, если незаконно будетъ подвизаться (2 Тим. II, 5): то рѣшающійся на подвигъ дѣвства долженъ знать, всегда помнить и соблюдать главный законъ сего подвига, состоящій въ томъ, чтобы подвигъ дѣвства предпринимаемъ и проходимъ былъ для Бога. Кто бѣжитъ на поприщѣ дѣвственной жизни не къ сей цѣли: тотъ не къ вѣнцу бѣжитъ. Для того дѣвственникъ и устраняется отъ супружества, чтобы особенная склонность къ существу земному не задерживала, или не кривила его стремленія къ Богу. По сему стремленію всею силою ума и любви къ Господу, и по направленію всей дѣятельности къ благоугожденію Ему, дѣвствующая душа и называется невѣстою небеснаго Жениха.

III. Господь Самъ предварилъ насъ, что не всѣ способны дѣвствовать: не вси вмѣщаютъ словесе сего, но имже дано есть (Матѳ. XIX, 11). Онъ Самъ призывалъ къ подвигу дѣвства не всѣхъ, но только тѣхъ, которые способны, которымъ дано сіе дарованіе: могій вмѣстити да вмѣститъ (Матѳ. XIX, 11).

Ко всѣмъ говоримъ о дѣвствѣ для того, чтобы и брачные и безбрачные, отъ высокой красоты дѣвства, отъ средняго благообразія честнаго и непорочнаго брака, осторожнымъ и заботливымъ окомъ различали неблагообразіе того состоянія, которое ни златаго таланта дѣвства, ни сребрянаго таланта брака не воздѣлываетъ вѣрно по волѣ Господа. Дѣвство и бракъ не для всѣхъ: но цѣломудріе (т. е. чистота нравовъ, благочестіе) для всѣхъ. Явися бо благодать Божія спасительная всѣмъ человѣкомъ, да отвергшеся нечестія и мірскихъ похотей, цѣломудренно, праведно и благочестно поживемъ въ нынѣшнемъ вѣцѣ. — Что значитъ цѣломудренно? — Или въ чистотѣ дѣвства, или въ честности брака, въ томъ и другомъ случаѣ, съ отверженіемъ мірскихъ похотей, и въ особенности плотскихъ похотей, яже воюютъ на душу (1 Пет. II, 11). Только такъ живущіе въ нынѣшнемъ вѣкѣ могутъ ожидать блаженнаго упованія въ будущемъ (Тит. II, 13). Аминь. (Сост. по проп. Филарета, митр. моск., т. IV, изд. 1882 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 66-67.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0