Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Двадцать третій день.

Поуч. 2-ое. Священномученикъ Климентъ, епископъ Анкирскій.

(Назидательные уроки изъ жизни св. священномуч. Климента: а) матери должны заботиться о воспитаніи дѣтей; б) дѣти должны повиноваться родителямъ; в) всѣ мы должны быть вѣрны І. Христу).

Св. Климентъ былъ сынъ благочестивой христіанки, и самъ былъ воспитанъ въ правилахъ христіанской вѣры. Воспитаніе сына въ вѣрѣ Христовой было единственною задачею матери св. Климента. Св. Димитрій Ростовскій вотъ какъ описываетъ предсмертную рѣчь этой матери-христіанки III вѣка къ 12-лѣтнему сыну своему: «Дитя мое, дитя мое, отъ пеленъ осиротѣвшее, о сиротствѣ прежде чѣмъ объ отцѣ узнавшее, но и въ сиротствѣ — не сирота, потому что отецъ есть у тебя — Христосъ, обогатившій тебя дарами! Отъ меня ты рожденъ плотію, духовную же жизнь ты принялъ отъ небеснаго Отца. О, молю тебя, сынъ мой, будь Ему сыномъ, служи Ему одному, всю надежду возложи на Него одного, ибо воистину въ Немъ все спасеніе наше... Онъ сошелъ съ небесъ, чтобы возвести насъ съ Собою на небеса»... Такъ боголюбивая мать-христіанка, чувствуя, что смерть скоро наложитъ молчаніе на уста ея, спѣшила, въ послѣднія предсмертныя минуты, излить предъ возлюбленнымъ сыномъ своимъ всю любовь свою къ нему, все попеченіе о душѣ его, всѣ наставленія для дальнѣйшей его земной жизни, всѣ упованія, которыя должны были превратить ихъ временную разлуку въ вѣчное блаженное соединеніе...

Оставшись послѣ матери своей, вдовы Евфросиніи, одинокимъ сиротою, Климентъ былъ принятъ на попеченіе подругой своей матери, богатою и благородною женщиною — по имени Софіею, не имѣвшею своихъ дѣтей. Софія была оченъ сострадательна. Во время голода, бывшаго въ Галатіи, въ г. Анкирѣ, гдѣ жила она, нѣкоторые язычники, не имѣя въ то время средствъ прокормить дѣтей своихъ, бросали ихъ ва произволъ судьбы; Климентъ, и по смерти матери находясь подъ хорошимъ вліяніемъ, слѣдовательно — христіански участливый, приводилъ этихъ брошенныхъ дѣтей въ домъ Софіи, — она пропитывала и одѣвала ихъ; Климентъ во всемъ помогалъ ей; впослѣдствіи училъ этихъ дѣтей и готовилъ ихъ къ крещенію, такъ что домъ Софіи сдѣлался какъ бы пріютомъ бѣдности и воспитательнымъ. Такая дѣятельность и вообще чистая жизнь Климента возбудила къ нему общее уваженіе. Едва достигнувъ 20-ти-лѣтняго возраста и пройдя низшія степени священства, онъ былъ избранъ въ епископы. Теперь онъ сталъ учителемъ не однихъ дѣтей, но уже цѣлой паствы, и дѣйствовалъ съ успѣхомъ, распространяя христіанство и утверждая всѣхъ въ добродѣтеляхъ христіанскихъ.

Но вотъ настало жестокое гоненіе Діоклитіана. Однимъ изъ первыхъ подвергся преслѣдованію Климентъ, какъ ревностный пастырь церкви. Неумолимы и жестоки были истязанія надъ нимъ; но его терпѣніе все превозмогло. Мучители уставали мучить его и смѣнялись одни другими; Кдимента уже нельзя было узнать отъ ранъ, ибо все тѣло его, изстроганное желѣзомъ до обнаженныхъ внутренностей, представляло одну сплошную рану; но брошенный въ такомъ состояніи въ темницу, онъ чудесное получилъ отъ Господа исцѣленіе. Тогда, чрезъ нѣкоторое время, рѣшено было отправить Климента въ Римъ, гдѣ онъ снова былъ подвергнутъ истязаніямъ и тюремному заключенію. Но Господь и здѣсь не оставлялъ его, подавая ему чудесное исцѣленіе; народъ, между тѣмъ, поражаемый подвигами мученика и славою Божіихъ чудесъ надъ нимъ, — во множествѣ обращался къ Богу христіанскому. Многіе изъ обращенныхъ приняли мученическую смерть за Христа.

Изъ Рима Климентъ былъ посланъ въ Никомидію, гдѣ преданъ былъ мученіямъ вмѣстѣ съ новокрещеннымъ ученикомъ своимъ Агаѳангеломъ; потомъ снова подвергли его мученіямъ въ отечественномъ городѣ Анкирѣ; въ Тарсѣ онъ протомился многіе годы въ темницѣ.

По воцареніи императора Максимина, темничные смотрители напомнили городскому начальству о давнишнихъ узникахъ — Климентѣ и Агаѳангелѣ: «что дѣлать съ этими узниками?» — спрашивали они, — «много лѣтъ они были мучимы отъ разныхъ властителей, но все живы и здоровы, и мы думаемъ, — ужъ не безсмертны ли они?»

По приказанію Максимина, св. Климентъ былъ отправленъ на родину въ г. Анкиру. Правитель здѣшній Лукій велѣлъ отвести его въ темницу и тамъ ежедневно мучить его до смерти. Въ теченіе двухъ мѣсяцевъ ежедневно били его по лицу и по головѣ суковатою палкою, наносили ему по 150 ударовъ; весь полъ темницы былъ залитъ кровью. Сами мучители удивлялись его непоколебимому терпѣнію.

Отъ одиннадцати мучителей пострадалъ св. Климентъ въ продолженіе 28-лѣтнихъ насильственныхъ странствованій его изъ города въ городъ, изъ страны въ страну. Наконецъ 23 января (312 г.) Климентъ былъ обезглавленъ.

II. Братіе христіане! Недаромъ остановились мы на житіи воспоминаемаго нынѣ мученика Климента. Какъ ни высока его жизнь, (а кончина неподражаема), но въ ней, какъ и въ жизни вообще святыхъ Божіихъ, даны великіе уроки и для нашего времени, — она поучительна для современныхъ намъ матерей христіанскихъ, а вмѣстѣ и отцовъ, — для нашихъ христіанскихъ дѣтей и, наконецъ, для всѣхъ христіанъ.

а) Матери-христіанки, а вмѣстѣ и отцы! Научитесь отъ матери св. Климента — имѣть главною цѣлію своей жизни христіанское воспитаніе вашихъ дѣтей. Помните, что никакія блага жизни не замѣнятъ имъ благъ, даруемыхъ христіанствомъ. Всѣ удовольствія и радости сей жизни измѣнчивы, кратковременны и не свободны отъ примѣси печали: «Кая житейская сладость печали не причастна», поетъ церковь. Итакъ, съ самаго начала сознателъной жизни дѣтей, старайтесь внушить имъ христіанскія понятія о Богѣ, возводя ихъ взоры отъ земного къ небесному, и утвердить ихъ въ правилахъ христіанской жизни, съ которыми они болѣе спокойно и безопасно совершатъ свое путешествіе по бурнымъ волнамъ житейскаго моря. Къ сожалѣнію, для этого именно урока слишкомъ вялою и слабою оказывается память у современныхъ матерей и отцовъ: заботы о земномъ благополучіи своихъ дѣтей поглощаютъ все ихъ вниманіе.

б) Дѣти христіанскія! Св. мученикъ Климентъ учитъ васъ собственнымъ примѣромъ имѣть совершенное послушаніе своимъ родителямъ и свято исполнять ихъ повелѣнія и завѣты. Хотите ли быть долголѣтны и счастливы, какъ въ сей такъ и въ будущей жизни, — будьте почтительны, покорны и послушны всѣмъ добрымъ наставленіямъ и требованіямъ своихъ родителей. Къ глубокому прискорбію, и эта добродѣтель въ наше время не процвѣтаетъ, хотя очень часто по винѣ самихъ родителей, дурными примѣрами, иногда излишнею слабостію и снисходительностію подрывающихъ уваженіе къ себѣ дѣтей своихъ.

в) Наконецъ, для всѣхъ насъ, братіе христіане, великій урокъ нынѣ преподается въ житіи св. мученика Клииента, — урокъ твердо и неизмѣнно пребывать въ своей христіанской православной вѣрѣ, — не по видимости только, но и по духу. Нѣтъ нынѣ кровавыхъ гоненій на христіанъ, но есть другого рода гоненія или испытанія для вѣры, не менѣе опасныя и мучителъныя. Грѣховныя влеченія развращенной плоти нашей, дурные соблазнительные примѣры окружающихъ насъ собратій нашихъ — развѣ это не пытки въ своемъ родѣ, которыя необходимо претерпѣть, чтобы сохранить свою вѣру и благочестіе?! А исконный, не дремлющій врагъ нашего спасенія — діаволъ? Пуская въ насъ невидимо раскаленныя стрѣлы свои, онъ и видимо дѣйствуетъ на погибель нашу, воздвигая, напр., ложныхъ учителей съ ихъ развращенными, но и соблазнительными ученіями, чтобы поколебать нашу вѣру и совратить съ истиннаго пути спасенія...

III. Итакъ, бодрствуйте, братіе, всѣ стойте въ вѣрѣ, мужайтеся, утверждайтеся благодатію Господа нашего ІисусаХриста, Ему же подобаетъ честь и слава со безначальнымъ Его Отцемъ и Св. Духомъ. Аминь. (Сост. по «Воскр. Чтен.» 1894 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 64-66.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0