Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Двадцать второй день.

Св. ап. Тимоѳей.

(О повиновеніи духовнымъ наставникамъ).

Съ этихъ поръ св. Тимоѳей сдѣлался вѣрнымъ спутникомъ св. апостола Павла и любимымъ его ученикомъ. Онъ съ нимъ вмѣстѣ трудился и терпѣлъ гоненія, посѣщалъ съ нимъ Ефѳсъ, Коринѳъ и многіе другіе города и области Греціи и Малой Азіи, и ревностно помогалъ ему распространять слово Божіе. Иногда апостолъ Павелъ, вполнѣ довѣряя любимому ученику своему, посылалъ его къ новообращеннымъ, чтобы укрѣплять ихъ въ вѣрѣ. Съ такимъ порученіемъ былъ онъ посланъ къ ѳессалоникійцамъ и коринѳянамъ. Къ самому же Тимоѳею св. апостолъ Павелъ написалъ два посланія, исполненныя любви и мудрыхъ поученій. «Ты, человѣкъ Божій», говоритъ онъ между прочимъ, «убѣгай сребролюбія, а старайся успѣвать въ правдѣ, благочестіи, вѣрѣ, любви, кротости. Подвизайся добрымъ подвигомъ вѣры; достигай вѣчной жизни, для которой ты и призванъ и которую исповѣдалъ добрымъ исповѣданіемъ, передъ многими свидѣтелями» (1 Тимоѳ. VI, 11, 12).

Тимоѳей свято исполнялъ повелѣнія святаго учителя своего и подражалъ его св. жизни. Св. ап. Павелъ свидѣтельствуетъ о немъ: «ты послѣдовалъ мнѣ въ ученіи, жизни, расположеніи, вѣрѣ, великодушіи, любви, терпѣніи» (2 Тим. III, 10). Онъ былъ первымъ епископомъ Ефеса и съ ревностію старался утвердить вѣру христіанскую: онъ также пользовался наставленіями и св. Іоанна Богослова, который проповѣдывалъ въ Малой Азіи и по смерти св. Тимоѳея, по возвращеніи своемъ съ Патмоса, принялъ епископство ефесское. Св. Тимоѳей до конца явилъ себя добрымъ воиномъ Христа, и въ 91-мъ году скончался мученическою смертію за имя Господне.

Св. ап. Тимоѳей, свято исполнявшій волю своего великаго учителя ап. Павла, котораго подражателемъ онъ былъ во всемъ, научаетъ насъ повиноваться своимъ духовнымъ наставникамъ и подражать ихъ житію.

II. Слово Божіе учитъ: повинуйтеся наставникамъ вашимъ и покоряйтеся: тіи бо бдятъ о душахъ вашихъ (Евр. XII, 17).

а) Нужны ли доказательства и убѣжденія, чтобы сія заповѣдь принята была, какъ необходимая къ исполненію?

Никакое общество не можетъ быть благоустроено, и даже существовать не можетъ, безъ начальниковъ или наставниковъ. А начальники и наставники не могутъ благоустроить общества безъ повиновенія подчиненныхъ и наставляемыхъ.

б) Но слову Христову (Іоан. ХѴІІ, 3), животъ вѣчный, или вѣчное блаженство, заключается въ томъ, чтобы знать единаго истиннаго Бога и посланнаго имъ I. Христа. По слову апостольскому вѣровати подобаетъ приходящему къ Богу (Евр. XI, 6). Но Богъ непостижимъ, и Христосъ есть тайна сокровенная отъ вѣковъ и родовъ въ Богѣ, нынѣ же явленная святымъ Его (Кол. I, 26), не въ мерцаніи разума естественнаго, но въ свѣтѣ откровенія благодатнаго. Отсюда необходимо происходитъ вопросъ апостола: како увѣруютъ, его же не услышаша? како же услышатъ безъ проповѣдующаго (Рим. X, 14)? — Надобенъ проповѣдникъ истины Божіей, наставникъ въ вѣрѣ, строитель таинъ благодатныхъ.

в) Слово Божіе сказуетъ, и опытъ показываетъ, что человѣкъ рождается зараженный прародительскимъ грѣхомъ. Святое крещеніе возрождаетъ его въ новую жизнь, но не уничтожаетъ тотчасъ же жизни ветхаго человѣка; ибо вседѣйствующая благодать Божія даетъ мѣсто дѣйствію вѣры и подвигу человѣка, дабы милость была не безъ правды, и дабы мы добровольно приняли спасеніе. Посему мы непрестанно должны быть то въ подвигѣ противъ грѣха явно въ насъ болѣе или менѣе живущаго и дѣйствующаго, то на стражѣ противъ грѣха, готоваго насъ искусить, прельстить, поработить и умертвить. Какъ укрѣпиться въ семъ подвигѣ? Какъ не воздремать на сей стражѣ? Какъ побѣдить привычку ко грѣху? Какъ устоять противъ прелести грѣха? Какъ возбудить въ себѣ ненависть ко грѣху?

Рѣшится ли кто сказать, что это все очень просто, и что для сего не нужно искать наставника, имущаго чувствія обучена долгимъ ученіемъ въ разсужденіе добра же и зла (Евр. V, 14)?

III. Слышащіе сіе, можетъ быть, думаютъ, и готовы сказать: дайте намъ, такихъ наставниковъ, какъ святый Павелъ, какъ св. Тимоѳей; мы желали бы повиноваться и покоряться такимъ наставникамъ.

а) Вы думаете, что вы совершенно повиновались бы наставникамъ, если бы имѣли наставниковъ превосходныхъ? Сомнительно. Когда Самъ I. Христосъ избралъ и посылалъ апостоловъ Своихъ проповѣдывать царствіе небесное, Самъ далъ имъ наставленія, какъ должны они наставлять другихъ, даровалъ имъ силу исцѣлять больныхъ, воскрешать мертвыхъ, изгонять бѣсовъ: не превосходные ли это были наставники? При всемъ томъ, въ наставленіяхъ имъ Господь сказалъ: иже аще не пріиметъ васъ, ниже послушаетъ словесъ вашихъ, исходяще изъ дому, или изъ града того, отрясите прахъ отъ ногъ вашихъ (Матѳ. X, 14), — то есть, Онъ предвидѣлъ, что найдутся домы и цѣлые города, которые не захотятъ слушать сихъ превосходныхъ наставниковъ. Смиренный и искренно желающій спасенія со вниманіемъ слушаетъ и посредственнаго наставника, и успѣваетъ въ добрѣ; а кто, по самонадѣянности или разсѣянности пренебрегаетъ обыкновеннымъ наставникомъ, тотъ едва ли воспользуется превосходнымъ. Желайте искренно душеспасительнаго наставленія; расположитесь принимать его съ вѣрою: силенъ и вѣренъ Богъ, желающій всѣмъ спастися, и чрезъ недостойнаго наставника преподать вамъ совершенное наставленіе, и мнящихся быть мудрыми чрезъ немудраго вразумить, подобно какъ нѣкогда подъяремникъ безгласенъ, человѣческимъ гласомъ провѣщавшъ, возбрани пророка безуміе (2 Петр. II. 16).

б) Нѣкоторые, стараясь не столько исправить, какъ оправдать свою жизнь, небрежную, несообразную съ ученіемъ Христовымъ, думаютъ найти себѣ оправданіе въ томъ, что иные наставники не такъ хорошо живутъ, какъ учатъ. Нѣтъ, самопоставленные судіи своихъ наставниковъ, вы не найдете своего оправданія въ вашемъ осужденіи. Мы будемъ осуждены, если живемъ недостойно преподаваемаго нами ученія: но и вы также будете осуждены, и за то, что осуждаете ближняго вопреки запрещенію Самого I. Христа, и за то, что не послѣдуете святому ученію, которое не перестаетъ быть святымъ отъ того, что проходитъ чрезъ грѣшныя уста. Истинный Судія міра, Христосъ Спаситель строго осуждалъ жизнь и дѣла фарисеевъ: но повелѣвалъ уважать и исполнять преподаваемое ими ученіе закона Божія: вся елика аще рекутъ вамъ блюсти, соблюдайте и творите: по дѣломъ же ихъ не творите, глаголютъ бо и не творятъ (Матѳ. XXIII, 3). (Сост. по Ч. М. и проп. Филарета, м. моск., изд. 1885 года, т. Ѵ, стр. 246—8).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 61-63.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0