Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Двадцатый день.

Преп. Евфимій Великій.

(Для чего Господь скрылъ отъ насъ часъ смертный?).

II. Изъ обстоятельствъ кончины препод. Евфимія мы видѣли, что Господь открылъ ему за недѣлю день и часъ его смерти. Только рѣдкіе и великіе угодники Божіи удостоиваются знать часъ своей смерти. Прочимъ это не дано.

Спрашивается: для чего Господь скрываетъ отъ всѣхь почти людей часъ смертный?

а) Господь утаилъ отъ насъ часъ смерти, во-первыхъ, для того, чтобы мы постоянно бдѣли надъ самими собой, т. е. были всегда внимательны къ своимъ поступкамъ, словамъ и помышленіямъ. Бдите убо, яко не вѣсте дне, ни часа, въ оньже Сынъ человѣческій пріидетъ (Матѳ. 25. 13).

б) Во-вторыхъ, Господь не сказалъ намъ, сколь дологъ вѣкъ нашъ, для того, чтобы мы не отлагали со дня на день добродѣланія и самоисправленія. Станетъ ли человѣкъ постоянно напрягать свои силы къ побѣжденію зла, — займется ли безотлагательно исправленіемъ самого себя, если будетъ знать, что конецъ жизни его еще далеко, что онъ еще не умретъ скоро? Не родится ли у него тогда такая мысль: «успѣю еще запастись добрыми дѣлами, успѣю еще посвятить себя подвигамъ исправяенія, когда буду приближаться къ смерти, но до тѣхъ поръ пока поживу въ свое удовольствіе». Если человѣкъ все будетъ откладывать дѣло своего исправленія, можно ли поручиться, что онъ подъ конецъ своей жизни исправится, успѣетъ украситъ себя добродѣтелями? Премудрый Соломонъ свидѣтельствуетъ противное: егда пріидетъ нечестивый во глубину золъ, говоритъ онъ, нерадитъ (Притч. 18. 3). Кости нечестиваго наполнишася грѣховъ юности его и съ нимъ на персти уснутъ, говоритъ праведный Іовъ (20. 11). Премудрый Сирахъ не совѣтуетъ отлагать со дня на день обращеніе къ Богу, говоря: не медли обратиться ко Господу, и не отлагай день отъ дне: внезапу бо изыдетъ гнѣвъ Господень, и во время мести погибнеши (Сир. 5. 9). Оттого-то премудрый Соломонъ не велитъ отлагать дѣланіе добра до завтра, говоря: не вѣси бо, что породитъ находящіи день (Притч. 3, 28). Такимъ образомъ, мы должны заботиться о своемъ спасеніи неустанно, повсечасно, не отлагая этого великаго дѣла самоисправленія на далекое время, потому что мы не знаемъ, въ который часъ и день Сынъ человѣческій пріидетъ.

в) Въ-третьихъ, время кончины нашей не объявлено намъ для того, чтобы свобода наша навсегда пребыла неприкосновенною, и чтобы не была отнята цѣнность у нашей добродѣтели. Если бы намъ открыто было, что мы чрезъ недѣлю или мѣсяцъ непремѣнно должны разстаться съ этимъ свѣтомъ, тогда конечно мы поспѣшили бы приготовить себя къ смерти, посвятили бы весь остатокъ дней своихъ на твореніе добрыхъ дѣлъ. Но такое приготовленіе развѣ не будетъ принужденнымъ? Такое добро развѣ не будетъ плодомъ страха рабскаго? Богъ же любитъ только доброхотныхъ дателей. «Бояйся не совершися въ любви, говоритъ возлюбленный Христовъ апостолъ Іоаннъ Богословъ, страхъ бо нѣсть въ любви, но совершенна любы вонъ изгоняетъ страхъ (Іоан, ІѴ. 18). Такимъ образомъ, безъ благаго произволенія духа нашего, приготовленіе наше не заслуживало бы особой цѣны; добродѣтель не была бы высока. Сокрылъ Господь отъ насъ часъ смерти и суда будущаго въ непроницаемой тьмѣ неизвѣстности, и доброе наше дѣло остается дѣломъ свободы, произведеніемъ чистой любви нашей къ добру и источнику добра; такое дѣло становится въ глазахъ правды Божіей достойнымъ полной награды. Се гряду, яко тать: блаженъ бдяй, и блюдый ризы своя, да не нагъ ходитъ, и узрятъ срамоту его, говоритъ Богъ Вседержитель (Апок. XVI. 15). Блаженъ рабъ той, говоритъ I. Христосъ, его же пришедъ господинъ его обрящетъ тако творяща. Аминь глаголю вамъ, яко надъ всѣмъ имѣніемъ поставитъ его (Матѳ. ХХІѴ. 46-47).

III. Вотъ причины, которыя здравый разумъ на основаніи слова Божія представляетъ намъ въ отвѣтъ на вопросъ: для чего Господь скрылъ отъ насъ часъ смертный? Аминь. (Сост. съ дополн. по № 30 «Кормчій» за 1889 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 57-58.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0