Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Шестнадцатый день.

Поуч. 2-ое. Поклоненіе честнымъ веригамъ св. и всехвальнаго ап. Петра.

(О страданіи праведниковъ).

II. Зачѣмъ спрашивается, страдать тѣмъ, которые столько любили Господа своего, и къ которымъ безъ сомнѣнія былъ близокъ Господь съ Своими милостями? Отчего путь угождающихъ Господу усѣянъ скорбями различными?

Можетъ ли быть, чтобы свѣтъ и тьма жили въ дружбѣ? Нѣтъ! Свѣтъ утренній гонитъ тьму ночи; мракъ приближающейся ночи гонитъ свѣтъ дневный. Точно такъ міръ ненавидитъ праведныхъ, потому что дѣла ихъ, ихъ свойства, ихъ стремленія противоположны, какъ свѣтъ и тьма. Для міра укоръ — самая жизнь праведника. Пусть праведникъ, по обѣту смиренія, не говоритъ ни слова міру о дѣлахъ его темныхъ; пусть, по обѣту любви, употребляетъ онъ все, чтобы сохранить миръ со всѣми: быть не можетъ, чтобы міръ остался навсегда доволенъ праведникомъ. Міръ возненавидѣ ихъ, яко не суть отъ міра (Іоан. XVII, 14), говоритъ небесная Истина о любезныхъ ученикахъ Своихъ. Міръ ненавидитъ учениковъ Божіихъ, по тому самому, что они ни почему не принадлежатъ, или не хотятъ принадлежать міру. Такъ, страданія неизбѣжны для праведника въ мірѣ, пока существуетъ сей міръ грѣшный. Вси хотящіи жити благочестно гоними будутъ (II Тим. III, 12).

Тѣмъ не менѣе больно сердцу терпѣть непріятное. Жизнь любитъ жить, а не страдать. Если и все въ мірѣ страдаетъ, если и вещественная природа испытываетъ землетрясенія, наводненія, бури: отъ того не легче сердцу. Гдѣ правда Божія, которая, безъ сомнѣнія, не хочетъ допускать, чтобы страдала невинность?

а) Этой тайны не разрѣшила языческая мудрость, но разрѣшаетъ ученіе христіанское и — къ полному утѣшенію сердца. «Терпи охотно, потому что страданіе — плодъ грѣха нашего». Въ самомъ дѣлѣ, когда вошли въ міръ болѣзни, нужды, печали? Вслѣдъ за грѣхомъ. Смерть — оброкъ грѣха. Смерти не сотворилъ Господь Богъ; Онъ сотворилъ жизнь, Онъ сотворилъ все въ лучшемъ порядкѣ, чтобы все наслаждалось жизнію. Итакъ, правда Божія — права въ путяхъ своихъ. Остается праведнику быть внимательнымъ, чтобы оправдать себя. Какъ же оправдаетъ онъ себя? Какой праведникъ можетъ признать себя неповиннымъ предъ строгою правдою Божіею? Ахъ! только одинъ былъ такой Праведникъ, — это Тотъ, Который принялъ на Себя неправды всѣхъ человѣкъ, Который изъязвленъ былъ за грѣхи наши и измученъ за беззаконія наши (Исаія LIІІ, 5). Иначе: всѣ мы — грѣшники, начиная съ Адама, пока только странствуемъ по землѣ. Иначе: праведники только на небѣ, но не на землѣ. Кто похвалится имѣть чистое сердце передъ Господомъ? (Іов. ХІѴ, 4). Если бы кто и сталъ говорить, яко грѣха не имамъ: о томъ со всею увѣренностію надлежало бы сказать: себя прельщаетъ, истины нѣтъ въ немъ (1 Іоан. 1, 8). И праведникъ падаетъ седмижды на день (Притч. XXIV, 16). Сыны Божіи, начинающіе предвкушать благодатную свободу духа, откровенно признаются въ немощахъ своихъ; они до гроба вздыхаютъ объ избавленіи отъ докучливой плоти и до гроба молятся о прощеніи грѣховъ (Рим. VII, 15—20). Между тѣмъ въ новый Іерусалимъ не войдетъ никакая скверна (Апок. XXI, 27). Туда допустятъ только тѣхъ, которые явятся въ одеждахъ бѣлыхъ чистоты и невинности (Апок. III, 18), въ брачномъ одѣяніи святыни (Матѳ. XXII, 12, 13). Вотъ почему праведники и тогда, какъ, казалось бы, уже преуспѣли въ любви къ Господу, поражаются скорбями! Правда Божія здѣсь наказываетъ въ нихъ слабости и немощи, чтобы тамъ явились они свободно къ ея престолу для полученія вѣнцовъ. Судими отъ Господа наказуемся, да не съ міромъ осудимся (1 Кор. XI, 32), говорятъ они сами.

б) Далѣе, праведники, по допущенію промысла Божія, страдаютъ для того, чтобы предохранить ихъ отъ привязанности къ міру. Если и тогда, какъ міръ надѣляетъ всѣхъ насъ горестями, мы всѣ болѣе или менѣе любимъ міръ; если и тогда, какъ земля колетъ насъ терніями и волчцами, мы, болѣе или менѣе, льнемъ къ землѣ: что было бы съ нами тогда, какъ земля и міръ не отталкивали бы насъ отъ себя? Какъ пользуются благами земными, сколько дѣлаютъ употребленія изъ нихъ для своего спасенія? Богъ даетъ тебѣ богатство, изобиліе течетъ къ тебѣ рѣкою. Обращаешься ли ты съ благодарностью къ Тому, Кто ниспосылаетъ тебѣ счастіе? Чувствуешь ли, какъ милостивъ Онъ къ тебѣ не по дѣламъ твоимъ? Бѣдный богачъ! Богатство наполнило собою душу твою и — вотъ не стало ни времени, ни расположенія для благодарныхъ молитвъ, для благодарнаго служенія Господу. Но если уже забываютъ Бога, Котораго не видятъ, по крайней мѣрѣ, помнятъ ли, знаютъ ли ближняго, котораго видятъ, удѣляютъ ли охотною душею изъ достатковъ нищему, готовому умереть отъ голода? Нѣтъ, — и того нѣтъ. Горькаго бѣдняка надѣляютъ только наставленіемъ — трудись и не будешь бѣденъ, или провожаютъ увѣреніемъ, о которомъ такъ худо помнятъ сами: «Богъ дастъ». О, Боже мой! Какой нуженъ громъ гнѣва Твоего, чтобы образумить безсмысленныя сердца наши! Како не удобь имущіи богатство въ царствіе Божіе внидутъ (Матѳ. XIX, 23). Точно то же бываетъ у людей со всякимъ земнымъ даромъ, съ честію, съ властію, съ знатностію. Человѣкъ въ чести сый не разумѣ, приложися скотомъ несмысленнымъ и уподобися имъ. Обиліе счастія разслабляетъ самую боголюбивую душу, обращается ей во вредъ, какъ пшеницѣ — слишкомъ тучная почва, какъ водѣ — непрерывный покой. Окруженный покоемъ внѣшнимъ и праведникъ можетъ по временамъ думать, будто свободенъ отъ опасностей душевнаго спасенія, можетъ предаться беззаботному покою и говорить въ обиліи своемъ: не подвижуся во вѣкъ (Псал. XXIX, 7); а между тѣмъ грѣхъ тогда-то свободно и войдетъ въ душу его когда такъ мало думаютъ о немъ. Заботы о многомъ для того, кто владѣетъ многимъ, если и не отвлекутъ праведника совершенно отъ единаго на потребу (Лук. X, 42): по крайней мѣрѣ, будутъ дѣлить сердце его между міромъ и Богомъ, будутъ мало по малу ослаблять любовь къ Тому, Кого надлежало бы любить всею душею, всѣмъ сердцемъ.

в) Премудрый Врачъ небесный посылаетъ бѣдствія тогда, когда приспѣваетъ время имъ, и въ той мѣрѣ, въ какой могутъ принесть пользу. Оставленные міромъ, униженные людьми, мы невольно начинаемъ чувствовать, какъ напрасно мы искали всего у міра и забывали Бога, не забывающаго вѣрныхъ Своихъ; невольно смиряемся — дотолѣ гордые и самоувѣренные; невольно сокрушаемся о грѣхахъ — дотолѣ невидѣвшіе и нечувствовавшіе беззаконій своихъ; Испыталъ на себѣ сію истину тотъ, кто благодарно взывалъ предъ Господомъ: благо мнѣ, яко смирилъ мя еси, яко да научуся оправданіемъ Твоимъ. Блаженъ мужъ, иже претерпитъ искушеніе: зане искусенъ бывъ пріемлетъ вѣнецъ жизни (Іак. I, 12). Побѣждающему дамъ сѣсти со Мною на престолѣ Моемъ, говоритъ Вѣрный и Истинный.

III. Итакъ, братія, если сіяетъ для насъ счастіе: будемъ мужественны, чтобы не обольститься обманчивымъ блескомъ его и не слабѣть въ добрѣ отъ соблазнительной теплоты его, со страхомъ содѣвая спасеніе свое (Фил. II, 12); будемъ помнить, что земля — не мѣсто покоя, а болѣзней и труда для вѣчности: не будетъ алкать и жаждать земного покоя, земного счастія: покой на землѣ намъ не приличенъ, онъ вреденъ намъ. Если же посѣтятъ насъ скорби: не будемъ малодушествовать. Примемъ съ покорностію, если не съ радостію, наказаніе отца небеснаго, какъ знакъ того, что мы Ему принадлежимъ, какъ знакъ призыванія къ исправленію отъ грѣховъ нашихъ, какъ знакъ побужденія къ преуспѣянію въ любви совершенной и чистой. Путемъ скорбей достигъ царствія ублажаемый нынѣ апостолъ; тѣмъ же путемъ, при помощи молитвъ его, достигнемъ и мы того же, и будемъ вѣчно въ радости и веселіи славить со всѣми святыми всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. (Сост по «Слов., бесѣд. и рѣч.» Филарета, архіеп. черниговск.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 50-52.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0