Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Пятнадцатый день.

Поуч. 2-е. Преподобный Павелъ Ѳивейскій.

(Промыслъ Божій о человѣкѣ).

— «Отвори мнѣ, рабъ Христовъ, — говорилъ онъ; — я знаю, что недостоинъ видѣть тебя, но не уйду, пока не увижу лица твоего, не скрывайся отъ меня, ибо Богъ возвѣстилъ мнѣ о тебѣ».

Наконецъ отшельникъ отворилъ дверь, и оба старца, назвавши другъ друга по имени, обнялись съ любовію.

— «Зачѣмъ принялъ ты такой трудъ, говорилъ преподобный Павелъ (такъ звали пустынника), — и посѣтилъ человѣка грѣшнаго и ничтожнаго? Молю тебя, разскажи же мнѣ, какъ живетъ нынѣ родъ человѣческій? Что дѣлается въ мірѣ? Неужели есть еще идолопоклонники? Преслѣдуютъ ли еще христіанъ? Я ничего о семъ не знаю, ибо уже 91 годъ живу одинъ въ пустынѣ».

Преподобный Антоній отвѣчалъ на его вопросы; потомъ самъ спросилъ у старца, почему онъ оставилъ міръ. Во время разговора воронъ прилетѣлъ и положилъ около пустынниковъ хлѣбъ.

— «Щедръ и милостивъ Господь! сказалъ Павелъ, — Онъ устроилъ намъ трапезу. Я ежедневно получаю отъ милости Его полхлѣба; а нынѣ, ради твоего пришествія, Онъ прислалъ намъ цѣлый». — Поблагодаривъ Бога, старцы сѣли у источника, и Павелъ сталъ разсказывать Антонію жизнь свою.

Я родился въ Ѳиваидѣ, сказалъ онъ. — Родители мои были христіане, дали мнѣ хорошее образованіе и внушили любовь къ Богу. Но я рано лишился ихъ и остался наслѣдникомъ богатаго имѣнія, которое раздѣлилъ съ сестрой. Сестра была замужемъ за человѣкомъ алчнымъ и злымъ, которому хотѣлось получить все имѣніе. Онъ рѣшился донести, что я христіанинъ; а въ это время императоры Декій и Валеріанъ жестоко преслѣдовали христіанъ. Узнавъ о намѣреніи зятя, я убѣжалъ въ пустыню. Послѣ долгаго странствованія я нашелъ эту пещеру, около нея былъ источникъ воды и росло финиковое дерево, покрытое плодами. Пустынное житіе полюбилось мнѣ, и я не захотѣлъ болѣе возвращаться въ міръ. Вотъ уже 91 годъ, какъ живу здѣсь, провожу дни въ молитвѣ, питаюсь пищею, которую посылаетъ мнѣ Господь, и плодами финиковой пальмы; ея листьями одѣваюсь. Мнѣ теперь 113 лѣтъ, и съ тѣхъ поръ, какъ я оставилъ міръ, я никого не видѣлъ до твоего прибытія».

Старцы провели всю ночь въ бесѣдѣ и молитвѣ. Наконецъ Павелъ сказалъ: «наступаетъ часъ кончины моей и я благодарю Бога, приславшаго тебя, чтобы предать грѣшное тѣло мое землѣ, молю тебя, сходи въ свой монастырь и принеси одежду, которую подарилъ тебѣ епископъ Аѳанасій; ты меня въ ней похоронишь».

Антоній удивился, что Павелъ знаетъ объ одеждѣ, дѣйствительно, подаренной ему св. Аѳанасіемъ александрійскимъ, и поспѣшилъ исполнить просьбу святого отшельника. Несмотря на свою старость, на долгій утомительный путь, онъ пошелъ въ монастырь свой, взялъ тамъ мантію, подаренную св. Аѳанасіемъ, и поспѣшилъ назадъ къ Павлу, чтобы застать его живымъ.

На другой день, во время пути, видѣніе возвѣстило ему о кончинѣ Павла. Ему представились лики ангеловъ, пророковъ и апостоловъ и между ними Павелъ съ лицомъ, сіяющимъ неземною радостію, восходящій на небо.

Св. Антоній съ поспѣшностію продолжалъ путь свой и, когда достигъ пещеры, увидѣлъ преподобнаго Павла уже представившимся. Одѣвъ его въ принесенную мантію, св. Антоній вспомнилъ, что ему нечѣмъ выкопать могилы, а песчаная земля была тверда, какъ камень. Онъ уже думалъ итти въ монастырь свой за заступомъ, какъ увидѣлъ двухъ львовъ, шедшихъ къ нему изъ глубины пустыни. Они легли около тѣла усопшаго и начали когтями своими копать землю; вырывъ довольно глубокую яму, они удалились.

Преподобный Антоній похоронилъ тѣло Павла, провелъ ночь на его могилѣ и потомъ возвратился въ свой монастыръ, взявъ съ собою пальмовую одежду святаго отшельника. Онъ хранилъ эту одежду, какъ драгоцѣнность, и надѣвалъ ее въ самые торжественные праздники. Онъ разсказалъ о встрѣчѣ своей съ преподобнымъ Павломъ ученикамъ своимъ, которые записали этотъ разсказъ. Преподобный Павелъ Ѳивейскій считается первымъ пустынножителемъ.

II. Такъ промыслъ Божій слѣдилъ за преподобн. Павломъ, не только при жизни доставляя ему необходимое пропитаніе, но и по смерти его, пославъ двухъ львовъ для погребенія его честнаго тѣла.

а) Братіе, христіане! Тотъ же Промыслъ бодрствуетъ и надъ каждымъ изъ насъ. Будемъ внимательны и увидимъ. Когда мы были въ утробѣ матери, потомъ слабыми младенцами, когда жизнь наша, какъ слабый тростникъ, каждую минуту была въ опасности, кто хранилъ насъ, бодрствовалъ надъ нами, кто, какъ не Промыслъ? Когда многіе изъ насъ остались сиротами, когда ни близкихъ, ни родныхъ не нашлось у насъ, кто нашелъ имъ благотворителей, которые воспитали, возрастили ихъ, кто, какъ не Промыслъ, пекущійся о всѣхъ насъ? Когда мы были юношами, когда мысли и намѣренія колебались въ насъ, когда всюду мы видѣли столько соблазновъ вокругъ себя, скажите, кто удержалъ насъ отъ худыхъ примѣровъ, кто вложилъ намъ мысль бороться со грѣхомъ, итти по пути добра, кто, какъ не Промыслъ, хранившій насъ? А иные не устояли на добромъ пути, увлеклись соблазнами мірскими, поддались силѣ грѣха, — кто не даетъ покоя таковымъ, будитъ совѣсть ихъ, представляетъ всю мерзость грѣха, возбуждаетъ жажду оставить его, кто, какъ не тотъ-же Промыслъ, бодрствующій надъ всякимъ изъ насъ? А среди неудачъ житейскихъ, среди потерь и лишеній, когда на сердцѣ вашемъ лежали тяжелые камни скорби, кто и тогда поддерживалъ васъ, не давалъ впасть въ тоску и уныніе, влагалъ вѣру въ лучшую будущность, кто, какъ не Промыслъ, назирающій пути ваши? А сколько въ жизни нашей бываетъ особенныхъ случаевъ, гдѣ рука Промысла особенно проявила себя? Сверхъ чаянія одинъ всталъ съ бодѣзненнаго одра своего, когда уже потерялъ всякую надежду встать,тотъ избавился отъ враговъ своихъ, которые могли сдѣлать столько зла ему, этотъ освободился отъ страсти, которая могла сгубить его, скажите, — не видна-ли во всемъ этомъ рука Промысла, пекущагося о насъ? Но намъ не перечесть всѣхъ тѣхъ случаевъ, гдѣ проявляется надъ нами рука Промысла.

б) Неисчетны, безмѣрно велики милости Божіи, явленныя надъ нами! Что-же намъ дѣлать, осыпаемымъ этими милостями? Что воздадимъ Тебѣ, Господи, о всѣхъ, яже воздаеши намъ? Воздавать Господу нужно тѣмъ-же, что получали отъ Него. Все, что Онъ посылаетъ намъ, обратимъ къ Нему-же во славу имени Его и на пользу души своей, которая въ очахъ Его дороже всего. Полъзуясь благами, посылаемыми отъ Господа, постоянно видя надъ собою руку Его, благословляющую, милующую, сохраняющую васъ, поставьте себѣ за правило въ благодарность за все это все болѣе и болѣе прилѣпляться къ Нему, искать Его, утѣшаться прежде всего Имъ. Принимая даръ, любите прежде всего Дарующаго этотъ даръ, — получая успѣхъ, радость, помните, хвалите болѣе всего Посылающаго вамъ эту радость, этотъ успѣхъ. Любовь ваша къ Господу, Благодѣтелю нашему, да будетъ не на словахъ только, но въ самыхъ дѣлахъ, во всемъ образѣ жизни. Есть надъ кѣмъ проявить любовь нашу къ Господу, это — ближній нашъ, который нуждается въ нашей помощи, въ нашей любви.

III. Итакъ, радуясь о Господѣ, посылающемъ намъ обиліе благъ земныхъ, будемъ стараться чаще этими благами дѣлиться съ ближними; въ нуждѣ помогать, въ скорби утѣшать, въ затруднительномъ дѣлѣ подавать отъ души добрый совѣтъ. Аминь. (Сост. по Ч. М. и «Сборн. общепон. поучен.», свящ. П. Шумова, вып. 2-й, изд. 1892г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 46-48.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0