Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Пятнадцатый день.

Поуч. 1-е. Преподобный Іоаннъ Кущникъ.

(Въ чемъ состоитъ любовь къ Богу).

Св. мощи Іоанна сначала хранились въ Константинополѣ, а потомъ перенесены въ Римъ.

II. Жизнь св. Іоанна кущника, возлюбившаго паче всего богатства, славы, мірскихъ удовольствій и своихъ родителейБога, учитъ насъ любить Бога больше всего.

Въ чемъ состоитъ любовь къ Богу?

Любовь къ Богу состоитъ и во всегдашнемъ охотномъ помышленіи о Богѣ, и въ душевномъ услажденіи совершенствами Божіими, и въ любительномъ расположеніи сердца къ Богу.

а) Любящій Бога всегда помышляетъ о Богѣ. И это весьма естественно. Кого любимъ, о томъ и мыслимъ. Богомысліе у любящихъ Бога походитъ на такую жажду, которая тѣмъ болѣе увеличивается, чѣмъ болѣе ее утоляютъ. Одинъ изъ любившихъ Бога, св. царь и пр. Давидъ, сказалъ: возжада душа моя къ Богу крѣпкому, живому. И какое же было слѣдствіе этой благодатной жажды? Всегдашнее, постоянное стремленіе къ помышленію о Богѣ. Предзрѣхъ Господа предо мною выну, говоритъ о себѣ тотъ же, кто сказалъ о себѣ такъ: возжада душа моя къ Богу крѣпкому, живому.

б) Съ помышленіемъ о Богѣ въ любящемъ Бога тѣсно соединено сердечное услажденіе совершенствами Божіими. Любящему Бога восхитительна премудрость Божія. Онъ желалъ бы, если бы то можно было, усвоить весь свѣтъ ума Божія своему уму и своему сердцу. Поэтому любящій Бога съ радостнымъ вниманіемъ углубляется во всѣ дѣла премудрости Божіей, и отъ глубины души и въ глубинѣ души съ пророкомъ Давидомъ восклицаетъ дивна дѣла твоя, Господи, вся премудростію сотворилъ еси. Восхищаютъ любящаго Бога и прочія совершенства Божіи. Сладко любящему Бога воображать и чувствовать, что Богъ вездѣ, и что Онъ все видитъ и все слышитъ. Сладко любящему Бога воображать и чувствовать, что одинъ Богъ всемогущъ, и что Онъ одинъ творитъ все, что хочетъ.

Но еще сладостнѣе любящему Бога воображать и чувствовать вездѣ благость Божію. И это потому, что благость сія простирается не только къ великимъ существамъ, но и къ малымъ — къ самымъ ничтожнымъ, повидимому не заслуживающимъ и вниманія, и за всѣмъ тѣмъ составляющимъ предметъ попеченія Божія. Такъ, отъ серафима до червя все пользуется милостію Божіею. Благость Божія хранитъ и свѣтло-творитъ солнце, но она же хранитъ и волосъ главы нашей. Благость Божія даетъ пищу льву, но она же питаетъ и муху. Благость Божія любитъ, прославляетъ праведныхъ, но она милуетъ, щадитъ и грѣшниковъ. Утѣшительная мысль, что великій, всесильный Богъ милостивъ и къ малымъ и къ слабымъ существамъ, силъно веселитъ душу любящую Бога и побуждаетъ сказать съ псалмопѣвцемъ: благъ Господь всяческимъ, и щедроты Его на всѣхъ дѣлахъ Его.

в) Кромѣ сего любовь къ Богу состоитъ въ любовномъ расположеніи сердца къ Богу. Это состояніе неудобь выразимо. Его можно, по благости Божіей, живо чувствовать, но не изъяснять. Въ этомъ состояніи находившійся пророкъ Давидъ взывалъ къ Богу: Господи! вся кости мои рекутъ: кто подобенъ Тебѣ? Сердцу апостола Павла такъ была сладостна любовь къ Богу, что онъ не находилъ ничего въ мірѣ, могущаго отвлечь его отъ Бога; кто ны, говорилъ онъ, разлучитъ отъ любве Божія? этого не въ состояніи сдѣлать, ни смерть, ни животъ. Все, что есть пріятнѣйшее въ ощущеніяхъ, все то чувствуетъ душа, любящая Бога въ высшей степени. Въ такой душѣ и свѣтло, и легко, и спокойно, и радостно. Тутъ бездна благодатной сладости и небесныхъ восторговъ. Что чувствуютъ добрыя дѣти въ отношеніи къ родителямъ, то чувствуетъ душа, любящая Бога, въ отношеніи къ Богу, только въ высшей степени, не плотски, но духовно, не по дѣйствію страстей, но по дѣйствію Духа Святаго, живущаго и дѣйствующаго въ душѣ, любящей Господа Бога. Тутъ свое всегдашнее помышленіе о Богѣ, свое постоянное желаніе быть въ присутствіи Божіемъ, свои воздыханія при ощущеніи удаленія отъ Бога, свои слезы радости, свои неизъяснимыя восхищенія при ощущеніи близости Божіей и душевнаго общенія съ Богомъ. О сладчайшій Боже, говоритъ въ тайнѣ души своей человѣкъ, любящій Бога: услаждаемый Тобою, я не знаю какъ Тебя назвать. Ты и Создатель мой, и Царь, и Отецъ. Я оживаю, я обновляюсь, я дѣлаюсь духовнымъ, я становлюсь свѣтоноснымъ, я переношусь отъ земли на небо, я истаеваю въ слезахъ радости, когда Ты, Господи, даешь мнѣ чувствовать Твое милостивое присутствіе во мнѣ. Но нѣтъ сомнѣнія, что въ нихъ бываютъ, хотя по временамъ, сильныя, необыкновенныя движенія благодатной Божественной любви. Послушаемъ, что говоритъ одинъ изъ тѣхъ, которые по собственному опыту знаютъ, какъ дѣйствуетъ въ душахъ сильная любовь къ Богу: «Егда, говоритъ святый Макарій египетскій, благодать чистѣйшій испускаетъ въ душѣ свѣтъ, тогда, аки отъ обильнѣйшаго испитія вина любви Божія возвеселившись, человѣкъ составляетъ праздникъ. Бываетъ и сіе, егда свѣтъ сей сіяющій въ сердцѣ, другому внутреннѣйшему и глубже блистающему свѣту отверзаетъ дверь и человѣкъ весь сладостію оною и умозрительствомъ напоенный, не къ тому въ себѣ самомъ бываетъ, но аки юродъ и непотребенъ міру вмѣняется новыхъ ради прелестей любви и сладости». Эта степень любви Божественной такъ высока, что мы грѣшные недостойны и говорить и слышать о ней. Это рѣдкость великая на землѣ, но она возможна, доступна людямъ, при помощи Божіей.

III. Видѣли мы отчасти, въ чемъ состоитъ любовь къ Богу. Ублажимъ возлюбившаго Господа всей силою своей души св. Іоанна кущника. Онъ счастливъ, онъ блаженъ. Поревнуемъ его благу и помолимся, да дастся и намъ хотя малѣйшая часть сладкой и душеспасительной любви къ Создателю нашему. Аминь. (Сост. по Ч. М. и «Слов. и рѣч.» Іакова, архіеп. нижегородскаго и арзамасскаго, ч. III, изд. 4).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 45-46.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0