Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 22 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Одиннадцатый день.

Преподобный Ѳеодосій Великій.

(О благотворности памяти смертной).

Достигши высокой святости жизни, сдѣлался со временемъ настоятелемъ имъ же основанной знаменитой лавры близъ Іерусалима съ шестьюстами братіи (всѣхъ же учениковъ его насчитываютъ во время его продолжительной жизни до 16,000 человѣкъ).

Преподобный Ѳеодосій Великій, оказывая всѣмъ милость тѣлесную, не забывалъ и духовныхъ дѣлъ милосердія, назидая всѣхъ душеспасительными наставленіями. «Братія, — часто увѣщевалъ онъ иноковъ, — ради любви Господа нашего I. Христа, позаботимся о душахъ нашихъ; вспомнимъ суету кратковременной земной жизни и помыслимъ о будущей, вѣчной жизни; не будемъ лѣниться и проводить въ праздности дни наши, отлагая до слѣдующаго дня доброе начинаніе: да не встрѣтитъ насъ смерть безъ добрыхъ дѣлъ и да не будемъ изгнаны изъ чертога радости и слишкомъ поздно восплачемъ о неправедной жизни. Тогда раскаяніе уже будетъ безполезно; теперь же время для него благопріятное: здѣсь — покаяніе, а тамъ — воздаяніе, здѣсь — дѣланіе и терпѣніе, а тамъ — утѣшеніе... Здѣсь долготерпѣніемъ Божіимъ наслаждаемся, а тогда правосудіе Его узнаемъ, когда воскреснемъ, одни — въ жизнь вѣчную, другіе — въ муку вѣчную».

Преподобный Ѳеодосій мирно скончался въ 529-мъ году, будучи 105-ти лѣтъ отъ роду, и погребенъ въ Виѳлеемской пустынѣ, гдѣ онъ первоначально иночествовалъ.

II. Преподобный Ѳеодосій Великій своею жизнію и своимъ ученіемъ даетъ намъ урокъ имѣть живую память о смерти, дабы не привязываться къ земному и не лишиться небеснаго царствія.

Св. Тихонъ задонскій такъ изображаетъ благотворность памяти смертной: «сіе не попуститъ насъ а) хвалиться благородствомъ, и другихъ — братію свою — презирать. Понеже, памятуя смерть, будемъ помнить, что земля есмы, и въ землю пойдемъ».

б) «Памятуя смерть, отвратимъ руку отъ лихоимства, грабленія, но еще и отъ своихъ имѣній руки требующихъ наполнять будемъ, вѣдая, что все мірское міру останется, а мы какъ наги вошли въ міръ, такъ наги и отъидемъ».

в) «Памятуя смерть, не будемъ объяденіемъ и піянствомъ мѣхъ сей тѣлесный обременять: но столько пищи и питія будемъ принимать, чтобы не ослабѣть, и трудиться можно было, надѣясь сами быти снѣдію червей».

г) «Памятуя смерть, не пожелаемъ различныхъ и богатыхъ одеждъ, вѣдая, что при погребеніи едина только срачица для прикрытія наготы нужна».

д) «Памятуя смерть, не будемъ доставать злоковарнымъ проискомъ многихъ селъ, деревень, земель, вѣдая, что по смерти не болѣе трехъ аршинъ надобно будетъ земли. И такъ, памятуя смерть, великое опасеніе будемъ имѣть къ избѣжанію козней непріязненныхъ».

е) «А когда смерть будемъ помнить, то на умъ прійдетъ и судъ страшный, который по смерти слѣдуетъ, гдѣ за слово, дѣло и помышленіе худое истязаны будемъ. И такъ, памятуя смерть, будемъ и къ страшному суду приготовляться, и Судію праведнаго всякими мѣрами умилостивлять. Ибо, ежели къ человѣческому суду призываемы готовимся, какъ на немъ поступать, что сказать, чѣмъ оправдаться: кольми паче къ Божію суду, на которомъ вся явлена будутъ и помышленія наша.

Отъ страшнаго суда двѣ дороги лежащія во умъ представятся: по единой бѣдныя грѣшницы съ плачемъ, воплемъ и рыданіемъ неполезнымъ идутъ въ муку вѣчную; по другой блаженныя праведницы, съ радостію неизреченною, идутъ въ животъ вѣчный.

Сихъ четырехъ — смерть, судъ, адъ, царствіе небесное, всегдашняя память не попуститъ намъ прельщаться грѣховною сладостію, по писанію, въ осторожность намъ глаголющему: помни послѣдняя твоя четыре, и во вѣки не согрѣшиши (Сирах. VII. 37).» (Изъ твор. св. Тихона задонскаго, изъ слова на текстъ: блюдите, како опасно ходите (Ефѳс. V. 15).

ж) Многіе святые для живаго напоминанія себѣ смертнаго часа имѣли у себя въ келліи гробъ, а на столѣ черепъ мертваго человѣка, которые всегда напоминали о смерти, судѣ, адѣ и царствіи небесномъ и тѣмъ постоянно поддерживали св. подвижниковъ въ терпѣливомъ несеніи креста ихъ скорбной жизни на пути въ царствіе небесное.

III. Будемъ же помнить послѣдняя своя, дабы во вѣки не согрѣшить и не лишиться царствія Божія; пусть смерть близкихъ и родныхъ нашихъ напоминаетъ намъ о нашей смерти; пусть видъ кладбища побудитъ насъ къ размышленію о томъ, что будетъ нѣкогда время, когда и мы будемъ покоиться среди мертвыхъ; пусть болѣзни, постигающія насъ, будутъ для насъ вѣстниками, зовущими къ загробной жизни. Больше всего будемъ молить Господа, да избавитъ Онъ насъ отъ окаменѣнія сердца и да пробудитъ Онъ въ нашей душѣ живую память смертную, столъ благотворную для насъ. (Свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 37-38.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0