Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Десятый день.

Поуч. 2-ое. Св. Григорій, епископъ Нисскій.

(Должно дорожить св. православною вѣрою).

Жизнь св. Григорія вся протекла въ постоянныхъ трудахъ. Въ 381 и 382 г. онъ защищалъ православное ученіе о Святомъ Духѣ противъ еретиковъ; въ 394 г. водворилъ миръ между двумя аравійскими епископами, оспаривавшими другъ у друга каѳедру. Когда Григорій не путешествовалъ, то неустанно заботился о своей паствѣ: по нѣскольку дней сряду говорилъ ей поученія, писалъ бесѣды на книги ветхаго и новаго завѣта, заботился о больныхъ и неимущихъ.

II. Св. Григорій, ревностный защитникъ православія, поучаетъ насъ, братіе, дорожить своею православною вѣрою, ибо первое и высочайшее наше благо на землѣ есть, неоспоримо, она — наша святая, отеческая, православная вѣра.

На человѣка можно смотрѣть съ двухъ сторонъ: какъ на существо, высшее всѣхъ на землѣ по своей природѣ, и какъ на существо, несчастнѣйшее всѣхъ на землѣ по своему грѣхопаденію. И правильный взглядъ на человѣка непремѣнно долженъ обнимать его съ обѣихъ этихъ сторонъ.

а) Что же, — какое благо можно назвать первымъ для человѣка, какъ существа, превосходнѣйшаго изъ всѣхъ земнородныхъ? Первымъ благомъ можетъ быть для насъ только то, которое бы удовлетворяло самымъ высшимъ потребностямъ нашего существа. Какія же это потребности? Безъ сомнѣнія, не потребности тѣлесныя: ибо потребности сіи есть и у низшихъ животныхъ; значитъ, и блага чувственныя для насъ, какъ людей, не великой цѣны. Безъ сомнѣнія, и не душевныя потребности, которыя также общи намъ со всѣми животными, хотя у насъ являются на высшей степени, нежели у нихъ; значитъ, и душевныя блага — знанія, искусства и тому подобныя — для насъ, какъ людей, все еще не высшія блага. Нѣтъ, есть у насъ потребности, или справедливѣе, есть одна потребность духовная, которой уже не имѣетъ ни одно низшее животное, которая принадлежитъ намъ собственно какъ людямъ, превознесеннымъ надъ всѣми земнородными, и обща намъ съ безплотными, совершеннѣйшими духами. Это — потребность таинственнаго общенія и единенія съ Самимъ Богомъ (Іоан. 17, 21), по образу Котораго мы сотворены; потребность жизни въ Богѣ, Богомъ и для Бога (Рим. 6, 10), благодать Котораго столько же необходима для нашего духа, сколько воздухъ и пища для тѣла, знанія и законъ для души. Выше этой потребности не только въ насъ, но и вообще въ существахъ сотворенныхъ даже быть не можетъ. И сей-то высочайшей потребности нашего естества вполнѣ удовлетворяетъ Богодарованная намъ вѣра Христова; здѣсь всеблагій Человѣколюбецъ Самъ зоветъ насъ въ благодатное единеніе съ Собою, Самъ указываетъ намъ всѣ нужныя средства къ тому, Самъ вмѣстѣ со Отцемъ небеснымъ приходитъ къ намъ и творитъ въ насъ для Себя обитель (Іоан. 14, 23), такъ что христіанинъ истинно-вѣрующій и пребываяй въ любви, по истинѣ, въ Бозѣ пребываетъ, и Богъ въ немъ пребываетъ (Іоан. 4, 16), не ктому живетъ самъ, но живетъ въ немъ Христосъ (Гал. 2, 20). Сей-то высочайшей нашей потребности удовлетворяетъ только она одна — вѣра Христова православная, именно — вѣра, которая принесена на землю Сыномъ Божіимъ, истиннымъ Спасителемъ человѣковъ, проповѣдана въ началѣ Его св. апостолами, и съ тѣхъ поръ блюдется и проповѣдуется, во всей чистотѣ, Его православною Церковію: Азъ есмь путь и истина и животъ: никтоже пріидетъ ко Отцу, токмо Мною (Іоан. 14, 6), — засвидѣтельствовалъ Самъ Христосъ, Господь нашъ; безъ Мене не можете творити ничесоже; аще кто во Мнѣ не пребудетъ, извержется вонъ (—15, 5 и 6). И тамъ, гдѣ измѣнена истина Христова и обезображена заблужденіями человѣческими, можно ли безъ противорѣчія утверждать, будто и тамъ истинная вѣра Христова, когда Христосъ одинъ, истина также одна, и между истиною и заблужденіемъ не можетъ быть никакого общенія?... Отсюда слѣдуетъ, что вѣра православная для насъ, какъ людей, есть не только благо первое и высшее, но и благо единственное. Только она одна возвышаетъ насъ на степень людей, и даетъ намъ возможность жить жизнію истинно человѣческою; только она одна подлинно отличаетъ насъ отъ низшихъ животныхъ, и уподобляетъ совершеннѣйшимъ духамъ; только она одна дѣлаетъ насъ чадами Божіими, причастниками Божественнаго естества.

б) Посмотримъ ли мы теперь на себя, какъ на существа, несчастнѣйшія всѣхъ на землѣ по своему грѣхопаденію, мы опять увидимъ, что и въ этомъ отношеніи не только первое, но даже единственное наше благо есть та же самая православная вѣра Христова. Ибо въ чемъ эти наши несчастія? Въ томъ, что грѣхи наши безконечно прогнѣвили нашего Создателя и удаляютъ насъ отъ Него; въ томъ, что они глубоко повредили и непрестанно повреждаютъ болѣе и болѣе всѣ силы нашего существа; въ томъ, что они лишили насъ вѣчнаго блаженства, и уготовляютъ для насъ вѣчную погибель; короче: всѣ наши несчастія въ самихъ же грѣхахъ, а все прочее необходимо уже изъ нихъ вытекаетъ. Кто же изъ насъ не знаетъ, братіе, что отъ этихъ несчастій освобождаетъ и можетъ освободить насъ собственно одна лишь вѣра Христова, вѣра православная? Въ святѣйшихъ своихъ таинствахъ она очищаетъ насъ отъ всѣхъ грѣховъ; а очищая, она въ то же время и тѣмъ самымъ примиряетъ насъ съ Богомъ и содѣлываетъ сынами Его; перераждаетъ, обновляетъ и освящаетъ все наше естество, сообщаетъ намъ всѣ благодатныя дарованія для нашего послѣдующаго преуспѣянія во благочестіи, для нашего постепеннаго восхожденія отъ силы въ силу, отъ славы въ славу. Муки вѣчныя — оброцы грѣха тогда уже не для насъ, если мы пребудемъ истинными христіанами до самой своей кончины; нѣтъ, — горніе престолы, небесные вѣнцы, вѣчная слава и блаженство со Христомъ: вотъ тогда удѣлъ нашъ! О, Боже милосердый! Мало того, что Ты, по безконечной благодати Своей, освобождаешь насъ отъ величайшихъ бѣдствій, исторгаешь изъ самой бездны адовой, Ты даруешь еще намъ такія блага, поставляешь насъ на такую высоту, о которыхъ мы и помыслить бы не дерзнули... Столько-то безцѣнна для насъ — грѣшниковъ вѣра Христова! И не забудемъ, что нѣсть иного имене подъ небесемъ, даннаго въ человѣцѣхъ, о немже подобаетъ спастися намъ, кромѣ имени Іисуса Христа (Дѣян. 4, 12); нѣтъ, слѣдовательно, и другого пути ко спасенію, кромѣ истинной, неповрежденной вѣры Христовой, т. е., вѣры православной; нѣтъ, слѣдовательно, и другой руководительницы ко спасенію, кромѣ истинной же Церкви Христовой, т. е. Церкви православной.

III. Время наконецъ, братіе, усвоить намъ и тѣ важнѣйшіе уроки, какіе заключаются въ разсмотрѣнной нами истинѣ.

Вѣра православная есть первое для насъ благо. Итакъ, прежде всего и болѣе всего, прославимъ и возблагодаримъ Виновника всѣхъ благъ Бога за то, что Онъ удостоилъ насъ отъ самаго рожденія узнать это сокровище и имъ пользоваться.

Вѣра православная есть первое для насъ благо. Будемъ же блюсти это благо болѣе всѣхъ нашихъ благъ, блюсти съ ревностною и неусыпною попечительностію. Возревнуемъ о св. вѣрѣ такъ, какъ ревновали о ней нѣкогда наши благочестивые предки, которые постоянно ставили ее выше всего, не соглашались измѣнять ей ни за какія сокровища въ мірѣ, напротивъ, въ случаяхъ нужды, сами жертвовали, изъ приверженности къ ней, всѣмъ своимъ достояніемъ, съ радостію подвергались за нее гоненіямъ и страданіямъ, съ радостію вкушали самую смерть, и такимъ образомъ соблюли для насъ древнее православіе во всей его чистотѣ и спасительности, и завѣщали намъ, какъ самое драгоцѣнное наслѣдіе. Аминь. (Сост. по «Слов. и Рѣч.» Макарія, митр. моск., изд. 2-е, 1891 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 35-37.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0