Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Девятый день.

Поуч. 1-ое. Св. Филиппъ, митр. Московскій.

(О взаимныхъ отношеніяхъ пастырей и пасомыхъ).

Всѣ лучшіе люди того времени сильно любили своего истиннаго душе-пастыря и глубоко скорбѣли о его потерѣ. — Черезъ 20 лѣтъ нетлѣнныя мощи святителя былн перенесены изъ Отроча монастыря въ Соловки, а при царѣ Алексѣѣ Михайловичѣ въ московскій Успенскій соборъ, гдѣ и почиваютъ нынѣ.

II. Св. Филиппъ, положившій душу свою за паству свою, служитъ образцомъ истиннаго пастыря церкви Христовой и своимъ примѣромъ показываетъ, въ какихъ отношеніяхъ долженъ быть пастырь къ своей паствѣ и паства къ своему пастырю.

Овцы Моя гласа Моего слушаютъ, и Азъ знаю ихъ: и по Мнѣ грядутъ, и Азъ животъ вѣчный дамъ имъ (Іоан. X, 27. 28).

Въ сихъ словахъ I. Христосъ, истинный Пастырь и Просвѣтитель душъ, и Образъ всѣхъ духовныхъ пастырей, изображая Себя и Своихъ овецъ, даетъ наставленіе всѣмъ намъ, каковъ долженъ быть пастыръ для своихъ овецъ и въ какомъ союзѣ должны быть овцы къ своимъ пастырямъ. Овцы Моя гласа Моего слушаютъ, и Азъ знаю ихъ: и по Мнѣ грядутъ, и Азъ животъ вѣчный дамъ имъ.

А. Какія же обязанности пастырей по отношенію къ паствѣ?

а) Азъ знаю ихъ, говоритъ I. Христосъ объ овцахъ Своихъ. И такъ свойство истиннаго пастыря есть знать своихъ овецъ. Подлинно, сіе необходимо. Если пастырь не знаетъ своихъ овецъ: онъ, можетъ быть, вздумаетъ преслѣдовать чужихъ — суетный трудъ, и оставитъ своихъ на погибель! Если онъ не знаетъ особеннаго состоянія нѣкоторыхъ изъ нихъ: статься можетъ, что новорожденнымъ, вмѣсто словеснаго нелестнаго млека, отъ котораго бы онѣ росли во спасеніе (1 Пет. II, 2), онъ предложитъ твердую пищу (Евр. V, 14). а крѣпкихъ захочетъ питать млекомъ; удалитъ отъ воды жаждущихъ; простретъ жезлъ на немощныхъ; не дастъ покоя имѣющимъ во чревѣ.

б) Азъ животъ вѣчный дамъ имъ, говоритъ еще Пастыреначальникъ объ овцахъ Своихъ. Очевидно, что сего не можетъ сказать никто, кромѣ Его: ибо едннъ Онъ имѣетъ ключи ада и смерти (Апок. 1, 18). Но какъ Онъ во всякомъ дѣлѣ, которое совершилъ, и во всякомъ словѣ, которое произнесъ на земли, даетъ намъ образъ, да якоже Онъ творилъ, и мы творимъ (Іоан. XIII, 15), по мѣрѣ даруемой отъ Него благодати и ввѣряемаго намъ служенія: то и въ семъ случаѣ Онъ поучаетъ насъ и заповѣдуетъ намъ для ввѣренныхъ отъ Него словесныхъ овецъ не имѣть иного намѣренія, какъ пріобрѣтеніе имъ вѣчной жизни. Эта мысль должна воспламенять наши молитвы, одушевлять слова, управлять поступками. Эту цѣль должно намъ имѣть въ виду во всѣхъ отношеніяхъ нашихъ къ словеснымъ овцамъ, учимъ ли во храмѣ, бесѣдуемъ ли въ домѣ, утѣшаемъ ли въ скорби, разрѣшаемъ ли отъ грѣховъ, даже связуемъ ли, — и въ семъ послѣднемъ случаѣ, угрожая вѣчною смертію, мы должны имѣть въ намѣреніи вѣчную жизнь, дабы и стоящихъ на краю погибели страхомъ спасти отъ огня восхищающе (Іуд. I, 23)

Б. Посмотримъ теперь на обязанности пасомыхъ.

а) Овцы Моя гласа Моего слушаютъ, говоритъ I. Христосъ. Итакъ свойство истинныхъ овецъ есть слушать своего пастыря. Подлинно, овца не слушающая пастыря есть вѣрная добыча хищнаго звѣря. Христіане суть овцы пажити Христовой; Пастырь, котораго должны они слушать, первоначально и существенно есть Самъ I. Христосъ, а по Немъ и тѣ, кто бы ни были они, которые видимо представляютъ Его невидимое пастырство и дѣйствуютъ ввѣренною отъ Него властію; ибо Онъ, какъ говоритъ апостолъ, далъ есть церкви пастыри и учители, къ совершенію святыхъ въ дѣло служенія (Ефес. IV, 11, 12); и чтобы узнавали данныхъ отъ Него, Онъ поставилъ признакъ: входяй дверьми, пастырь есть овцамъ (Іоан. X, 2), то-есть, вступающій въ сіе служеніе посредствомъ благодатнаго избранія; и чтобы сихъ служебныхъ пастырей слушали, какъ-бы Самаго верховнаго, Онъ провозгласилъ, что слушать ихъ и Его есть едино: слушаяй васъ Мене слушаетъ (Лук. X, 16). Дворъ овчій и духовная пажить, гдѣ слышимъ гласъ пастыря, гдѣ пища и спасеніе овецъ, есть церковь. Гласъ пастыря есть молитва, ученіе, тайнодѣйствіе, управленіе, совѣтъ душеполезный. Если люди, называющіе себя христіанами, не прилѣпляются къ церкви искреннимъ, послушнымъ сердцемъ, нерадятъ слушать пастыря молящагося, учащаго, тайнодѣйствующаго, не ищутъ духовнаго совѣта, мечтаютъ, по невѣжеству и гордости, что они сами себя могутъ пасти и спасти: таковые, и подобные имъ, такъ какъ не слушаютъ истиннаго пастыря, то и не суть истинныя овцы; уклоняясь отъ послушанія спасительному гласу Пастыреначальника, они непримѣтно идутъ на встрѣчу льву, который рыкая ходитъ, искій кого поглотити (1 Петр. Ѵ, 8).

б) Божественный Пастыреначальникъ говоритъ: овцы Моя не только слушаютъ гласа Моего, но и по Мнѣ грядутъ. Для чего иначе и слушать овцамъ пастыря, если не для того, чтобы неуклонно послѣдовать его водительству? Спасительный гласъ указуетъ спасеніе; услышавъ его, мы еще не спасены: только тогда, когда твердыми стопами пойдемъ на сей гласъ, мы достигаемъ спасенія. И потому, слышишь ли пастыря молящагося, не слушай только, но молись и ты; изъ дома молитвы приноси духъ молитвы и въ твой домъ и освящай имъ тайную храмину твою. Слышишь ли пастыря учащаго: не слушай только, но и слагай глаголы его въ сердцѣ твоемъ. Къ сему призываетъ и свободный законъ евангельскій: приникій въ законъ совершенъ свободы, и пребывъ, сей не слышатель забытливъ бывъ, но творецъ дѣла, сей блаженъ въ дѣланіи своемъ будетъ (Іак. I, 25).

III. Да даруетъ намъ верховный Пастыреначальникъ Господь нашъ I. Христосъ: и пастырямъ и паствѣ — благодатное побужденіе исполнять свои обязанности! Аминь. (Сост. по проп. Филарета, митр. моск., т. II, изд. 1874 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 29-31.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0