Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Воcьмой день.

Поуч. 2-ое. Свв. муч. Іуліанъ и Василисса.

(О супружескомъ цѣломудріи).

Св. Іуліанъ, съ раннихъ лѣтъ возлюбивши всѣмъ сердцемъ Христа, желалъ остаться дѣвственникомъ на всю свою жизнь. Но родителямъ непремѣнно хотѣлось, чтобы сынъ ихъ былъ женатъ, и они уговаривали его вступить въ жизнь супружескую. Святый попросилъ у нихъ семь дней на размышленіе, и эти семь дней провелъ въ постѣ и молитвѣ, умоляя Господа сохранить его въ дѣвствѣ и непорочности. Господь внялъ его молитвѣ, явился ему во снѣ и сказалъ, что Онъ пошлетъ ему такую невѣсту, которая будетъ вполнѣ сочувствовать ему въ его добромъ намѣреніи. Послѣ такого видѣнія Іуліанъ изъявилъ предъ родителями желаніе вступить въ бракъ. Родители очень обрадовались и нашли ему невѣсту добрую и примѣрную христіанку, по имени Василиссу. Кончилось брачное пиршество, — новобрачные отведены были въ свою комнату. Но лишь только невѣста взошла въ нее, почувствовала дивное, необыкновенное благоуханіе. «Что это значитъ?» сказала невѣста своему жениху, «теперь зима, а здѣсь въ комнатѣ я съ восторгомъ слышу сладкій запахъ душистыхъ весеннихъ цвѣтовъ». — «Это — небесное райское благоуханіе», отвѣчалъ Іуліанъ, «оно происходитъ по дѣйствііо Самого Господа. Если мы возлюбимъ Бога и сохранимъ дѣвство, то и мы удостоимся райскаго блаженства.» — «Что же можетъ быть дороже вѣчнаго спасенія?» сказала Василисса, и рѣшилась остаться дѣвственницею. Тогда Іуліанъ палъ на землю для молитвы, и увидѣли они чудное видѣніе: съ одной стороны Самъ Господь со множествомъ дѣвственниковъ въ бѣлыхъ ризахъ, а съ другой Пресвятая Богородица со множествомъ дѣвъ, и съ обоихъ сторонъ раздавалось дивное пѣніе. Затѣмъ святыми старцами показана была имъ книга, гдѣ написаны имена Іуліана и Василиссы между именами дѣвственниковъ. Когда умерли родители Іуліана, они на оставленныя ими богатыя средства выстроили два монастыря — мужской и женскій, и разлучились другъ съ другомъ для Господа навсегда, подвизаясь каждый въ своемъ монастырѣ въ чаяніи вѣчныхъ небесныхъ радостей, уготованныхъ любящимъ Господа.

II. Счастливы свв. Іуліанъ и Василисса, возлюбившіе нетлѣнное паче тлѣннаго, вѣчное паче скоропреходящаго, Христа болѣе всѣхъ удовольствій жизни сей. Но не всѣ могутъ быть подражателями этихъ святыхъ супруговъ. Это дѣло однихъ избранниковъ Божіихъ. Всѣ же супруги должны думать наипаче о томъ, чтобы быть цѣломудренными, воздержными, богобоязненными и боголюбивыми, какъ подобаетъ быть супругамъ христіанскимъ. Супружескій союзъ – Богомъ благословенный союзъ. Самъ Богъ еще въ раю, сотворивши жену, привелъ ее къ мужу. Христосъ Спаситель на бракѣ въ Канѣ Галилейской Своимъ присутствіемъ освятилъ брачный союзъ, и Самъ, будучи святѣйшимъ дѣвственникомъ, училъ о дѣвствѣ такъ: не вси вмѣщаютъ словесе сего, но имже дано есть. И апостолъ, похваляя дѣвство, никого къ тому не обязывалъ, какъ и Христосъ. Бракъ честенъ и ложе нескверно, говорилъ онъ о христіанскомъ, Богомъ благословенномъ, супружествѣ.

а) Дѣвство необязательно, но за то цѣломудріе должно быть украшеніемъ и непремѣнною принадлежностію жизни супружеской — цѣломудріе во взаимномъ обращеніи, во всѣхъ дѣйствіяхъ, цѣломудріе въ бесѣдахъ — въ словахъ, и наконецъ во взорахъ и мысляхъ. Христіанскіе супруги цѣломудренны и стыдливы. Ни одного пустого слова, никакого двусмысленнаго выраженія, ни малѣйшей свободы въ обращеніи не допустятъ они наединѣ, тѣмъ болѣе при другихъ. Страхъ Божій ограждаетъ ихъ, — мысль о вездѣ—присутствіи Божіемъ всюду сопутствуетъ имъ. Такіе супруги, и находясь въ супружествѣ, болѣе соединены духомъ, чѣмъ тѣломъ. У нихъ одни мысли, чувствованія, желанія, — у нихъ преобладающее стремленіе это къ предметамъ міра небеснаго, — они болѣе горняя мудрствуетъ, чѣмъ земная, — они ищутъ духовныхъ утѣшеній, а не плотскихъ. Брачныя отношенія существуютъ для нихъ, какъ неизбѣжное условіе для рожденія дѣтей, которыхъ многіе супруги такъ сильно и справедливо желаютъ. Словомъ: у нихъ не плоть владычествуетъ надъ духомъ, но духъ надъ плотію. Воздержаніе — главное свойство души ихъ.

б) Будучи воздержны и цѣломудренны, христіанскіе супруги въ то же время и неизмѣнно другъ другу вѣрны. Неизмѣнная вѣрность до конца дней, — это непремѣнный спутникъ цѣломудрія супружескаго. Пусть они нѣсколько несогласны во взглядахъ своихъ, пусть у нихъ есть различіе въ характерахъ ихъ, пусть даже они другъ въ другѣ замѣчаютъ много недостатковъ тѣхъ или другихъ; они и мысли не допустятъ изъ за этого несходства, изъ за этихъ недостатковъ разорвать супружескій союзъ свой, чтобы вступить въ незаконное сожителъство съ другимъ лицемъ. Они, напротивъ, любовію покроютъ взаимныя немощи, и съ терпѣніемъ перенесутъ ихъ. Они кротостію постараются воздѣйствовать другъ на друга для исправленія ихъ. Съ слезною мольбою жена обращается къ мужу, и съ горячею молитвою становится предъ иконами, прося Господа спасти его, вразумить, обратить — и молитва жены не остается бездѣйственною. Мужъ изъ нетрезваго весьма часто дѣлается трезвымъ, изъ раздражительнаго кроткимъ. У матери блаженнаго Августина мужъ былъ весьма вспылъчивъ и крутой нравомъ, но она жила съ нимъ согласно и спокойно, отъ чего же? «Я, говорила она своимъ подругамъ, когда вижу, что мужъ мой сердитъ, молчу и только въ душѣ молюсь Богу, чтобы возвратилась тишина въ его сердце. Его вспыльчивость проходитъ сама собою, и я всегда спокойна. Подражайте мнѣ, любезныя подруги, и будете также покойны». Какъ желательно, чтобы и всѣ супруги въ отношеніи другъ къ другу были не столько требовательны, сколько уступчивы, больше отыскивали бы другъ въ другѣ добрыя стороны, чѣмъ дурныя, болѣе бы молились другъ за друга, чѣмъ обижались одинъ на другого. О, тогда ничто въ мірѣ не могло бы разлучить ихъ. Не разлучитъ никакая перемѣна обстоятельствъ, ни бѣдность, ни нужды, ни, наконецъ, никакіе соблазны со стороны обольстителей — ничто не заставитъ сдѣлаться измѣнниками и быть нарушителями супружеской вѣрности и обѣтовъ, данныхъ ими. И благословеніе Божіе будетъ почивать надъ ними, и въ мірѣ и радости будутъ они провождать жизнь свою.

III. Мужья и жены! Блюдите свое супружеское ложе непорочнымъ, возлюбите воздержаніе, цѣломудріе, — не смотрите на бракъ, какъ на средство къ угожденію плоти своей — это не христіанскій, а языческій взглядъ. Угожденію плоти предпочитайте угожденіе Богу — изъ за несходства характеровъ не разрывайте своего союза, — помни, жена, что мужъ твой — Богомъ данный мужъ; разсуждай, мужъ, и ты также о своей женѣ. Потерпите другъ на другѣ немощи и недостатки ради Господа, и если не можете исправить другъ друга, то несите свою участь, какъ крестъ, посланный отъ Бога. А встрѣтится соблазнъ, искушеніе, бѣгите отъ нихъ, какъ отъ огня, умоляйте Господа, чтобы избавилъ и отклонилъ васъ отъ нихъ. Господь всесиленъ, пошлетъ благодать, и буря утихнетъ.

Господи! помоги намъ и въ супружествѣ спастись, какъ другіе спасаются въ дѣвствѣ, да всѣ придемъ, одни за чистоту и непорочность, другіе за цѣломудріе и неизмѣнную вѣрность, всѣ придемъ въ вѣчное царство любви, гдѣ хвалятъ и созерцаютъ Тебя всѣ чистые сердцемъ. (Сост. по № 2 журн. «Кормчій», за 1895 г ).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 27-29.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0