Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Воcьмой день.

Поуч. 1-е. Преподобный Григорій печерскій.

(Тяжесть грѣха воровства).

Въ его жизни былъ еще такой случай. Вблизи келліи преподобнаго росло нѣсколько плодовыхъ деревьевъ. Нѣкоторымъ татямъ вздумалось попользоваться плодами изъ сада преподобнаго. И вотъ, влѣзли они ночью въ его садикъ, нарвали плодовъ и съ своими ношами готовы были уходить. Но что же? Ноши ихъ оказались такими тяжелыми, что они не могли и двинуться съ мѣста. Два дня и двѣ ночи они такъ простояли, никѣмъ не замѣчаемые. Наконецъ стали кричать: «отче святый, Григоріе! пусти насъ; мы каемся въ своемъ грѣхѣ и больше никогда не будемъ воровать». Братія, услышавшіе это, позвали къ нимъ преподобнаго Григорія. Явившись къ ворамъ, преподобный сказалъ имъ, что если они на самомъ дѣлѣ не покаются, то до конца жизни будутъ тутъ стоять. Взмолились тати къ преподобному и стали со слезами умолять его — отпустить ихъ, обѣщаясь безпрекословно исполнять, что онъ имъ прикажетъ. Преподобный обрекъ ихъ на трудовую жизнь въ Кіево-печерской обители. И они окончили жизнь свою на послушаніи въ святой обители.

II. Разсказанные случаи изъ жизни преподобнаго Григорія подаютъ поводъ сказать нѣсколько словъ о тяжкомъ грѣхѣ воровства, которое, къ стыду христіанъ, встрѣчается довольно часто. Но знайте и помните, братіе, что за всякое хищеніе Богъ наказываетъ человѣка часто еще въ здѣшней жизни.

а) «Чужое добро въ прокъ не пойдетъ» — эта истина, о которой и сами вы иногда упоминаете, подтверждается многочисленными примѣрами. Изъ житій святыхъ извѣстно, напр., что одинъ купецъ затаилъ деньги, взятыя имъ въ одолженіе у святителя Спиридона тримифунтскаго, и — пришелъ въ нищету: утаенное чужое добро уничтожило его торговлю и, какъ огонь, съѣло все имѣніе его. Слуга святителя Іоны, митрополита московскаго, утаилъ часть денегъ, данныхъ ему для раздачи бѣднымъ: и за то, по слову святителя, наказанъ отъ Господа болѣзнію и смертію. Въ пустынной кельѣ преподобнаго Луки елладскаго корабельщики тайно похитили разъ жерновый камень и не хотѣли въ своей винѣ сознаться предъ преподобнымъ: чтоже случилось? Когда поплыли они по морю, вдругъ тотъ, кто взялъ камень, палъ мертвымъ.

б) Но, братіе, если въ здѣшней жизни не накажетъ насъ Господь за похищеніе чужой собственности, то въ этомъ случаѣ особенно страшиться надобно намъ, чтобы наказаніе за это похищеніе не послѣдовало для насъ вѣчное, послѣ нашей смерти. А оно несомнѣнно послѣдуетъ, если въ разныхъ хищеніяхъ своихъ мы не раскаемся и не исправимся. Въ житіяхъ святыхъ разсказывается, что одинъ инокъ, по имени Григорій, нашелъ въ гостиницѣ ножъ стоимостью въ 2 златницы, и зналъ, чей онъ, но утаилъ. На пути потерялъ онъ поясъ свой, — который стоилъ не двѣ, а четыре златницы, — и мѣшецъ свой... Преподобный Василій Новый, явившись ему во снѣ и показавъ разбитый горшокъ, сказалъ: «кто его украдетъ, тотъ потеряетъ вчетверо или въ сей, или въ будущей жизни. Если будетъ богатъ, то богатство вчетверо у него отнимется; а если бѣденъ, то вчетверо мучиться будетъ». Воры и хищники царства Божія не наслѣдуютъ (1 Кор. 6, 10), говоритъ слово Божіе.

«Ежели», — говоритъ святитель Тихонъ Задонскій, — «ежели праведнымъ судомъ Божіимъ осуждены будутъ во тьму кромѣшнуіо всѣ тѣ, которые ближнему своему отъ своего имѣнія не удѣляютъ: то какой уже страшный судъ въ день оный постигнетъ тѣхъ беззаконниковъ, которые собственное ближняго своего добро похищаютъ, грабятъ, отнимаютъ и раззоряютъ: сами вы, слушатели, разсуждайте» (т. 1, стр. 81)!...

в) Имѣя всегда въ виду заповѣдь Божію: не крадь и наказанія Божіи за нарушеніе ея, какъ заботливо старались сохранить эту заповѣдь люди, всею душею желавшіе угождать Богу! Вотъ что разсказывается, напр., о святомъ Филагріи. Живя въ пустынѣ іерусалимской, прилежно занимался онъ работою, и тѣмъ снискивалъ ссбѣ пропитаніе. Однажды, когда онъ стоялъ при рынкѣ и продавалъ свое рукодѣлье, кто-то уронилъ кошелекъ съ тысячью монетъ. Старецъ нашелъ его. И какъ же поступилъ онъ съ нимъ? Не такъ, какъ поступили бы на его мѣстѣ многіе изъ насъ, а по доброй совѣсти, по-Божески. Нашедши кошелекъ съ деньгами, старецъ не ушелъ, а остался на томъ же мѣстѣ, говоря: конечно, потерявшій воротится. И вотъ потерявшій идетъ и плачетъ. Старецъ отвелъ его въ сторону и отдалъ ему кошелекъ. Тотъ ухватилъ старца и хотѣлъ дать ему что-нибудь изъ денегъ, но старецъ не принялъ даже и должнаго и поспѣшилъ скрыться (Достопам. сказ. стр. 396—397)... О преподобномъ Зенонѣ разсказывается, что онъ однажды проходилъ Палестину и, утомившись, сѣлъ для принятія пищи у огуречнаго огорода. Помыслъ говорилъ ему: возьми одинъ огурецъ и съѣшь, ибо что въ этомъ важнаго? Но онъ отвѣчалъ своему помыслу: воры подвергаются наказанію; такъ испытай себя, можешь ли ты перенесть наказаніе. Вставши, онъ пять дней простоялъ на жару и, изнуренный жаромъ, сказалъ самъ себѣ: не могу снести наказанія; потомъ говоритъ своему помыслу: если не можешь, то не воруй и не ѣшь (Достопам. скаъ. стр. 117).

III. Такъ же заботливо и намъ, братіе, надо оберегать себя отъ нечестнаго присвоенія чужой собственности, хотя бы и малоцѣнной. Аминь (Сост по проп. прил. къ «Рук. для сел. паст.» за 1894 г. августъ).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 26-27.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0