Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Седьмой день.

Поуч. 2-ое. Соборъ св. Предтечи и Крестителя Іоанна.

(Участь друга истины).

II. Среди этихъ истинно великихъ людей отличается Креститель Христовъ Іоаннъ. Онъ сдѣлалъ для достиженія великой, назначенной ему отъ Бога цѣли, совершенно все, что могъ. Живя въ пустынѣ до самыхъ мужескихъ лѣтъ своей жизни, онъ неутомимо трудился надъ духовнымъ образованіемъ своего ума и сердца. И чтобъ его трудъ удобнѣе увѣнчался успѣхомъ, онъ непрестанно держалъ свою чувственность въ весьма крѣпкой цѣпи. Когда онъ созрѣлъ, когда его умъ, его сердце, его чувственная природа и вся его дѣятельность получили прочное направленіе, согласное съ закономъ Божіимъ, Господь Богъ послалъ его къ преступному Израилю, съ требованіемъ отъ него покаянія и достойныхъ покаянія пдодовъ. Безотлагательно взялся онъ за исполненіе даннаго ему порученія и исполнялъ его со всѣмъ усердіемъ и мудростью, какая только была нужна и возможна. Онъ обличалъ пороки въ людяхъ всѣхъ званій, какъ самый вѣрный другъ истины, и требовалъ исправленія.

Св. Креститель Іоаннъ открыто говорилъ истину фарисеямъ, саддукеямъ и ихъ приверженцамъ, срывая съ нихъ благовидную личину, которою они прикрывались, и показывая ихъ въ истинномъ, вполнѣ отвратительномъ ихъ видѣ. Онъ свободно говорилъ истину мытарямъ — корыстолюбивымъ сборщикамъ государственныхъ податей, — римскимъ воинамъ, дѣлавшимъ такъ много обидъ іудейскому народу, и, наконецъ, самому Ироду, бывшему тогда въ Іудеѣ царемъ. Царь Иродъ, прямо противъ закона Божія, взялъ за себя въ замужество жену своего родного, еще находившагося въ живыхъ, брата. Этотъ грѣхъ на царскомъ престолѣ былъ весьма соблазнителенъ. Іоаннъ, какъ посланникъ Божій, безтрепетно сказалъ Ироду: не достоитъ тебѣ имѣти жену брата твоего (Марк. 6,18), и за это былъ заключенъ въ темницу. Итакъ Іоаннъ долженъ былъ сидѣть въ темницѣ потому, что долгъ и совѣсть не позволяли ему поступить не по истинѣ.

а) Іоаннова участь ясно показываетъ намъ, каковы ненавистники истины, и какъ они ведутъ себя съ ея друзьями. Іоанна всѣ почитали пророкомъ. Народъ часто былъ совершенно увлекаемъ силою истины, проповѣдываемой Іоанномъ. Самъ Иродъ съ удовольствіемъ слушалъ Іоанна, когда истина Іоанновыхъ словъ касалась не прямо Ирода. Но какъ скоро Іоаннъ коснулся преступной стороны самого Ирода, Иродъ тотчасъ сдѣлался другимъ человѣкомъ. За страсть, которую Іоаннъ хотѣлъ побороть въ Иродѣ, стояла вся сила Иродовой чувственности. Голосъ Іоанновой истины привелъ Ирода сперва въ сильный гнѣвъ, а потомъ въ осторожность, внушаемую злою мудростью міра. Именно, чтобъ Іоаннъ снова не пришелъ къ нему или не сталъ говорить о его преступномъ бракѣ народу, Иродъ заключилъ его въ темницу.

б) Участь Іоаннова, далѣе, показываетъ, что для насъ весьма опасно возбуждать истиною въ ненавистникахъ истины негодованіе. На большомъ балѣ у Ирода плясала дочь незаконной его жены. Иродъ тогда, вѣроятно, распаленъ былъ виномъ и сладострастіемъ, такъ что плясавшая довела его прелестью своихъ тѣлодвиженій до самаго безумнаго обѣщанія. Проси отъ мене, егоже аще хощеши, и дамъ ти, сказалъ онъ ей съ клятвою (Марк. 6, 22). При такомъ своемъ обѣщаніи Иродъ, конечно, не думалъ объ Іоаннѣ и его головѣ; но о чемъ не думалъ мужъ, то тотчасъ пришло въ голову его развратной женѣ. По остатку нѣкотораго уваженія къ Іоанну, а особливо по уваженію приверженности къ Іоанну народа, Иродъ еще щадилъ жизнь Іоанна. Но раздраженная обличеніемъ жена не думала ни о чемъ, а искала только случая уничтожить обличителя. Обѣщаніе царя ея дочери было для нея наилучшимъ случаемъ къ исполненію своего желанія. Хощу, да ми даси абіе на блюдѣ главу Іоанна Крестителя (Марк. 6, 25), сказала царю наученная матерью дочь. У Ирода проснулась-было совѣсть; но чего не сдѣлаетъ человѣкъ раздруживішійся съ истиною! Просьба развратной дѣвицы и данное ей въ присутствіи вельможъ клятвенное обѣщаніе, тотчасъ заглушили въ Иродѣ голосъ совѣсти, и абіе пославъ, усѣкну Іоанна въ темницѣ (Марк. 6, 27). Такъ опасны враги истины! Для человѣка, не слушающаго и ненавидящаго голосъ истины, нѣтъ ничего святаго!

в) Участь Іоанна Крестителя, наконецъ, напоминаетъ намъ весьма важную молитву Іисуса Христа къ Своему Отцу Богу о Своихъ послѣдователяхъ: святи ихъ во истищ Твою (Іоан. 17, 17); а вмѣстѣ съ этою молитвою — и то, что истина должна быть самымъ главнымъ качествомъ нашего сердца, хотя бы она иногда была весьма горька для нашего самолюбія и крайне противна нашей чувственности. Посему будемъ желать и молиться, чтобы Господь Богъ больше послалъ намъ друзей истины, дабы они, не тревожась никакимъ человѣческимъ страхомъ, наказывали обличеніемъ наши несправедливости, грѣхи и неправды. Ибо гдѣ не бываетъ друзей истины, тамъ скоро добрые нравы приходятъ въ упадокъ; тамъ бѣгаютъ отъ добродѣтели какъ отъ чего либо вреднаго; тамъ честный человѣкъ не смѣетъ обнаружить своего голоса противъ усиливающагося разврата; тамъ обижаемые и угнетаемые должны только страдать и молчать; тамъ все колеблетъ общественное благосостояніе, и общество падаетъ въ погибель стремглавъ. Напротивъ гдѣ всѣ вообще говорятъ истину откровенно и ясно, тамъ она не таится ни передъ кѣмъ; тамъ слушаютъ ея голосъ съ уваженіемъ; тамъ цвѣтутъ справедливость и добродѣтель; тамъ пагубные зародыши страстей и несправедливостей истребляются въ самомъ началѣ; тамъ всѣ состоянія благоденствуютъ, и благоденствіе всѣхъ сохраняется безъ особеннаго усилія. Аминь. (Сост. по «Слов.» Григорія, архіеп. казанск., т. III, изд. 1849 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 24-25.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0