Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Седьмой день.

Поуч. 1-ое. Соборъ св. Іоанна Крестителя.

(Черты для подражанія изъ жизни св. Іоанна Предтечи Господня).

II. а) Св. Іоаннъ Предтеча избирается отъ чрева матери своей. Его зачатіе предвозвѣщается, его будущее служеніе предсказуется, равно какъ и слава, его ожидавшая въ благодатномъ царствѣ. Вотъ черта, кажущаяся болѣе всѣхъ далекою отъ насъ, которая однакожъ болѣе всѣхъ близка къ намъ. Не дивитесь, если скажу, что мы всѣ, христіане, избраны отъ чрева матерня, намъ предвозвѣщено и назначеніе наше, и слава, ожидающая насъ. Ап. Павелъ говоритъ, что Богъ избралъ насъ во Христѣ I. еще прежде сложенія міра быти намъ святыми и непорочными предъ Нимъ въ любви (Еф. 1, 4. 11), и чрезъ то наслѣдниками вѣчнаго живота. — То, что мы родились отъ христіанскихъ родителей, и тотчасъ чрезъ крещеніе содѣлались христіанами, это первая къ намъ милость Божія – избраніе насъ быть причастниками благодати Христовой и уготованныхъ намъ благъ вѣчныхъ. Вотъ подобіе св. Іоанну въ избраніи! Поревнуемъ же быть ему подобными и въ оправданіи избранія. Онъ явилъ себя именно такимъ, какимъ былъ избранъ. Явимъ и мы себя такими, какими быть избраны, къ чему и св. апостолъ приглашаетъ: потщитеся, братіе, извѣстно ваше званіе и избраніе творити (2 Петр. 1, 10).

б) Св Іоаннъ Предтеча удаляется въ пустыню на воспитаніе и приготовленіе къ своему служенію. Это вамъ урокъ, родители и воспитатели! — Скажете: неужели же и намъ надо уходить съ дѣтьми своими въ пустыню?! Нѣтъ, не въ пустыню уходить надо вамъ, а необходимо устраниться отъ всѣхъ противо-христіанскихъ обычаевъ и удалить своихъ дѣтей отъ зловреднаго ихъ вліянія. Ибо и св. Іоаннъ былъ удаленъ промышленіемъ Божіимъ въ пустыню съ тою цѣлію, чтобъ тамъ возрасти совершенно въ новыхъ правилахъ и началахъ безъ примѣси старыхъ порядковъ іудейскихъ. Христіанинъ — младенецъ въ крещеніи получаетъ сѣмя новой благодатной жизни. Духъ міра и обычаи его совершенно противоположны этой жизни. Устраните же отъ нихъ новокрещенное дитя, чтобъ они, какъ тернія и волчцы, не подавили въ немъ ростка иной жизни. Если устроите такъ, это будетъ для него пустынею. И держите его въ ней, пока онъ укрѣпится и содѣлается способнымъ выйти на дѣланіе по своему назначенію, держите подъ вліяніемъ церковноблагодатной среды, однородной съ росткомъ жизни дитяти — христіанина. Пусть не слышитъ и не знаетъ онъ другихъ пѣсней, кромѣ пѣсней христіанскихъ. Пусть не видитъ, и потомъ не воображаетъ другихъ ликовъ и видовъ, кромѣ церковныхъ. Пусть не знаетъ другихъ жизнеописаній, кромѣ житій святыхъ, другихъ мѣстъ посѣщенія, кромѣ церкви, другихъ рѣчей, кромѣ тѣхъ, кои къ назиданію служатъ и проч. Проведши воспитаніе въ сей средѣ, онъ потомъ, и выступивъ на дѣло, будетъ дѣйствовать не иначе, какъ въ томъ же духѣ, и слѣд. соотвѣтственно своему избранію.

в) Возвышенный на дѣло, св. Іоаннъ Предтеча совершаетъ его со всѣмъ усердіемъ, не щадя живота, не зря на лице, не увлекаясь сомнѣніемъ. Этотъ урокъ простъ и всѣми, хотя и не хотя исполняется, хотя, можетъ быть, не вполнѣ совершенно. Избралъ себѣ родъ жизни, дѣло или службу, — смотри же, дѣйствуй въ немъ добросовѣстно, по всему, какъ требуетъ законъ Божій, совѣстный, житейскій и гражданскій; не криви душею, — ни въ маломъ, ни въ великомъ, а иди прямо. Слуга ли ты, — служи, какъ слѣдуетъ; ремесленникъли, ремесленничай по совѣсти; торгуешь ли, — торгуй по правдѣ; чиновникъ ли — чиновничествуй какъ тебѣ указано, и проч., — во всемъ имѣя въ виду благо ближняго и славу Божію. Сіе указываетъ и св. Іоаннъ, давая разнаго рода лицамъ свои особыя наставленія. Когда собрался около него народъ и спрашивалъ, что ему дѣлать, — онъ отвѣчалъ: имѣяй двѣ ризы да подастъ неимущему: и имѣяй брашна, такожде да творитъ (Лук. 3, 11), — т. е., помогайте другъ другу, кто чѣмъ можетъ. Спрашивали его мытари, что имъ дѣлать, и онъ сказалъ имъ, а въ лицѣ ихъ всѣмъ берущимъ на себя какія-либо правительственныя служенія: ни что же болѣе отъ повелѣннаго вамъ творите (Лук. 3, 13). Спрашивали воины, — и онъ заповѣдалъ имъ: никого же обидитеи довольни будите оброки своими (Лук. 3, 14), и проч. Вѣрно, всякая должность, и всякое званіе и служеніе получили отъ него свой урокъ, въ знакъ того, что во всякомъ изъ нихъ есть образъ дѣйствованія, требуемый Богомъ и угодный Ему.

г) За нелицепріятное обличеніе неправды св. Іоаннъ заключается въ темницѣ, и тамъ обезглавливается злобною лестію жены во время пира и плясокъ, обезумившихъ всѣхъ. За то онъ прославленъ на небѣ и славится во всемъ христіанскомъ мірѣ на землѣ, а виновники смерти его и здѣсь наказаны (они были сосланы въ ссылку, гдѣ бѣдно жили и бѣдственно померли), и въ другой жизни, конечно, будутъ страдать вѣчно. Такъ, какого бы ни былъ ты званія, состоянія, образа жизни и занятій, не бойся, когда, дѣлая добросовѣстно дѣло свое, встрѣтишь препятствія, скорби, притѣсненія, потери, и даже опасности жизни. Пусть злоба восторжествуетъ: есть око всезрящее, и есть праведное воздаяніе каждому по дѣлу. Жизнь эта коротка, и потери ея коротки; а другая жизнь безъ конца. Малою и кратковременною потерею стяжать вѣчный покой, — какая славная цѣна и какое привлекательное пріобрѣтеніе! Недостойны страсти нынѣшняго времени къ хотящей славѣ явитися въ насъ (Рим, 8,18), говоритъ апостолъ. А что хотящіи благочестно жити гонимы бываютъ, то законъ здѣшней жизни, среди неправеднаго міра. И Господь страдалъ, и всѣ апостолы, и всѣ святые, въ большей или меньшей степени. Толикъ убо имуще облежащъ насъ облакъ свидѣтелей, мучениковъ и страдальцевъ, съ терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ взирающе на начальника вѣры и совершителя Іисуса (Евр. 12. 1, 2).

III. Вотъ черты для подражанія изъ жизни св. Іоанна. Бери всякій, что можешь, и вводи въ свою жизнь. Тѣмъ только окажешь истинное почитаніе св. Предтечѣ и Самому Богу, и совершишь ему угодное, и для насъ спасительное. (Извлеч. въ сокр. изъ слова Ѳеофана, епископа тамбовскаго).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 23-24.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0