Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Шестой день.

Поуч. 5-ое. Богоявленіе.

(О таинствѣ Крещенія).

II. Для чего мы крещаемся? Во оставленіе гргьховъ отвѣтствуетъ сама Церковь, — крещаемся для освященія оскверненнаго грѣхомъ естества нашего, для возстановленія въ немъ образа Божія, для возвращенія ему первобытной невинности и способности къ добродѣтели и блаженству. Но что очищаетъ и освящаетъ насъ въ крещеніи? Ужели вода, коею омываемся въ купели? Но водою можетъ очищаться только тѣло, и то по наружности, а не душа. Для души оскверненной грѣхомъ, потребно очищеніе высшее, духовное. Что же производитъ его, если не можетъ произвести вода? Производитъ всеосвящающая кровь Богочеловѣка. Насъ очищаетъ купель потому, что въ водѣ сокрыта благодать Св. Духа, низведенная на землю воплощеніемъ Сына Божія; намъ оставляются при крещеніи грѣхи потому, что за сіи грѣхи принесена жертва на крестѣ: мы выходимъ изъ купели чадами Божіими съ правомъ наслѣдовать жизнь вѣчную потому, что въ купели облеклись вѣрою въ заслуги Искупителя. Такимъ образомъ крещаясь во оставленіе грѣховъ, мы видимо погружаемся въ воду, а невидимо — въ смерть и кровь Христову, въ благодать Духа Святаго. И сіе-то невидимое погруженіе содѣлываетъ такъ дѣйствительнымъ видимое крещеніе водою, которое само по себѣ не имѣло бы никакого дѣйствія на душу. Удалите отъ купели вѣру въ Распятаго: и вмѣстѣ съ нею удалится благодать; а поэтому не будетъ никакого оставленія грѣховъ: отнимите крестъ, и не станетъ крещенія.

Сіе-то самое выражаетъ, братіе, апостолъ, когда говоритъ, что мы крещаемся въ смерть Христову (Римл. VI. 3). Христіанинъ, погружаясь въ смерть Его, самъ умираетъ, или, по выраженію апостола, спогребается Христу. Спогребеніе сіе весьма явственно выражается уже для чувственнаго ока погруженіемъ крещаемаго въ водѣ. Погружаясь, мы сокрываемся отъ міра, какъ бы перестаемъ на нѣкоторое время существовать — погребаемся. А выходя изъ воды, мы являемся вновь — начинаемъ какъ бы существовать — воскресаемъ. Это, говорю, видитъ самый глазъ; но это одинъ сνмволъ: на самомъ дѣлѣ въ крещеніи при видимомъ, образномъ погребеніи въ водѣ тѣла, происходитъ погребеніе невидимое, дѣйствительное, объемлющее всего человѣка, оставляющее неизгладимые слѣды на всю жизнь, временную и вѣчную. Мы приступаемъ къ купели нечистыми, грѣховными, ветхими, врагами Божіими; а выходимъ изъ нея оправданными, очищенными, чадами Божіими, людьми новыми. Гдѣ же дѣвается нашъ прежній, ветхій человѣкъ? Остается въ купели. Что съ нимъ тамъ? Онъ умираетъ и исчезаетъ. Какъ и чьею силою? Силою креста. Искупитель и Господь нашъ пріемлетъ въ купели нашей на Себя грѣхи наши, нашу ветхость и грѣховность, уничтожаетъ ихъ силою заслугъ крестныхъ, всемощною благодатію Духа Святаго; а намъ вмѣсто сего даруетъ Свою правду, Свою жизнь, Свои силы и права на безсмертіе и славу; посему мы и выходимъ изъ купели людьми новыми. Такимъ образомъ въ купели, при погруженіи нашемъ, происходитъ погребеніе нашего ветхаго человѣка. Вѣрою наши грѣхи съемлются съ насъ и возлагаются на нашего Искупителя; по вѣрѣ мы умираемъ и воскресаемъ предъ судомъ правды Божіей, въ лицѣ нашего Ходатая. Удалите вѣру отъ крещенія, и не будетъ спогребенія Христу; а безъ спогребенія не будетъ и погребенія ветхаго человѣка; а безъ сего погребенія не произойдетъ и духовнаго обновленія и воскресенія. Останется одно простое погруженіе — сνмволъ для глазъ, но не будетъ силы для души, дѣйствія для сердца, таинства для жизни вѣчной.

III. Послѣ сего позвольте вопросить васъ, братіе, навсегда ли остался погребеннымъ ветхій человѣкъ нашъ съ его страстями и похотями? Не воскресъ ли онъ, и не дѣйствуетъ ли въ насъ самовластно? И не погребенъ ли, вмѣсто его, человѣкъ новый, съ коимъ мы вышли изъ купели? Можемъ ли мы сказать людямъ, невѣрующимъ въ силу крещенія, въ благодать обновленія, то, что говорили нѣкогда христіане язычникамъ: пріидите и посмотрите на сіе обновленіе въ жизни крещенныхъ, въ ихъ благихъ дѣлахъ и непорочности нравовъ (Апол. Терт.)? Помнимъ ли, по крайней мѣрѣ, что мы когда-то крещены въ смерть Христову? Что же значитъ наше христіанство, если мы не помнимъ, въ Кого и во что мы крестились! (Сост. по «Сочин.» Иннокентія, архіеп. херсонск. и одесск., т. I, изд. 1872 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 21-22.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0