Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Шестой день.

Поуч. 4-ое. Крещеніе Господне.

(О единомъ Богѣ, въ Троицѣ славимомъ).

Во Іорданѣ крещающуся Тебѣ, Господи, троическое явися поклоненіе: Родителевъ бо гласъ свидѣтельствоваше Тебѣ, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Духъ вь видѣ голубинѣ, извѣствоваше словесе утвержденіе.

II. Для чего необходино знать это, что Богъ есть Отецъ, Сынъ и Св. Духъ, что Онъ есть единъ, но въ трехъ Лицахъ? Если-бы мы не знали, что Богъ есть единъ, но въ трехъ Лицахъ: то не знали бы, какъ Богъ насъ любитъ; не знали бы, что Онъ Сына Своего единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Него не погибнетъ, но имать животъ вѣчный; не знали бы, что у насъ есть Спаситель Сынъ Божій, Который для того, чтобы быть нашимъ Спасителемъ, сошелъ сь небесъ, воплотился, пострадалъ, умеръ на крестѣ, воскресъ изъ гроба, вошелъ на небеса и сѣде одесную Бога Отца; не знали бы, что у насъ есть Духъ Святый, – Который, чтобы быть Освятителемъ, живетъ и дѣйствуетъ въ насъ, наставляетъ, вразумляетъ, очищаетъ насъ, Которымъ мы мыслимъ и желаемъ, молимся и дѣйствуемъ. Словомъ сказать: если бы мы не знали, что Богъ есть единъ, но въ трехъ Лицахъ, мы не были бы христіаиами.

а) Единый Богъ, Который явился въ Синаѣ и вѣщалъ чрезъ Моисея: Господь Богъ твой Господь единъ есть, — Тотъ же Самый на Іорданѣ открылся въ трехъ видахъ. И Іисусъ Христосъ, посылая учениковъ Своихъ на проповѣдь, чему велѣлъ учить всѣхъ? Именно тому, чтобы всѣ вѣровали въ Отца, Сына и Св. Духа. Такимъ образомъ, что Богъ есть Отецъ, Сынъ и Св. Духъ — это сокращеніе ученія христіанскаго, краткій сνмволъ вѣры нашей. Вѣра, которая не учитъ вѣровать во единаго Бога Отца, Сына и Св. Духа — не Христова вѣра, не благодатная, не спасительная. Въ Бога вообще всѣ люди болѣе или менѣе вѣруютъ; нѣтъ и не было въ мірѣ народа, который бы не вѣровалъ ни въ какое божество. Простые, необразованные люди своимъ чувствомъ постигаютъ, что Богъ есть; люди мыслящіе, образованные доходятъ до познанія Его своимъ разумомъ. Самые вольнодумцы, самые безбожные люди невольно признаютъ въ мірѣ силу высшую, всемогущую, животворную... Вѣдь кѣмъ же нибудь сотворенъ и устроенъ этотъ міръ, чѣмъ же нибудь живетъ и дѣйствуетъ все существующее и живущее въ мірѣ?.. Блаженъ ты, христіанинъ, что вѣруешь во единаго Бога Отца, Сына и Св. Духа. Безъ вѣры невозможно спастись, невозможно угодить Богу, но тебѣ, при твоей вѣрѣ, можно сказать, невозможно не спастись, если только пожелаешь, не возможно не угодить Богу; вѣдь когда ты къ Отцу и Сыну и Св. Духу взываешь о своемъ спасеніи, тогда Богъ Отецъ къ тебѣ обращается всею Своею любовію, Сынъ Божій ходатайствуетъ за тебя всѣми Своими заслугами, Духъ Святый дѣйствуетъ съ тобою всею Своею силою животворящею.

б) Почему же, братіе, мы не всегда называемъ Бога Отцемъ, Сыномъ и Св. Духомъ, а часто называемъ, просто, Богомъ или Господомъ? — Когда мы Бога называемъ Отцемъ, Сыномъ и Св. Духомъ, то вѣдь въ мысляхъ имѣемъ не трехъ боговъ, но Бога единаго, потому что по существу Богъ всегда единъ, вѣчно единъ; такъ и когда Бога называемъ просто Богомъ, мы въ мысляхъ имѣемъ всѣ три Лица: и Отца, и Сына, и Св. Духа, потому что Богъ всегда въ трехъ Лицахъ, вѣчно въ трехъ Лицахъ. Изъ трехъ Лицъ Божества мы, однакоже, чаще призываемъ, молимъ Сына Божія, Іисуса Христа; это почему? — Это потому, что Іисусъ Христосъ, какъ Богочеловѣкъ, какъ бы ближе, доступнѣе намъ по Своему человѣчеству. Онъ же и ходатай нашъ къ Богу; Его именемъ мы и всего просимъ у Бога: чрезъ Него мы и все получаемъ отъ Бога; чрезъ Него мы и Отца узнали, ради Его и Духъ Св. сошелъ къ намъ. Впрочемъ, молясь Сыну Божію, призывая Его имя, мы въ то же время молимся и Богу Отцу, и Богу Духу Святому, хотя и не называемъ ихъ по имени. Различны и несліянны по личнымъ свойствамъ Лица Св. Троицы, но нераздѣльны Они по существу, и равны по достоинству; Они по всему между собою равны, потому что составляютъ одно Божество, одного Бога. Все различіе между Лицами Божества именно только въ томъ одномъ, что Отецъ не рождается и не исходитъ, Сынъ Божій рождается, но не исходитъ, Духъ Св. исходитъ, но не рождается.

III. Итакъ, кого ни призывай, Отца ли, Сына ли, Духа ли Св., во всякомъ случаѣ ты всегда призываешь всю Св. Троицу, хотя и одного Лица имя именуешь. И когда мы молимся и взываемъ къ единому, въ Троицѣ славимому, Богу: тогда Отецъ обращается къ намъ всею Своею любовію, Сынъ ходатайствуетъ за насъ всѣми Своими заслугами, Духъ Св. пребываетъ съ нами всею Своею силою животворящею.

Дивенъ Господь и во всѣхъ дѣлахъ Своихъ, но въ трехъ Лицахъ единый — Онъ непостижимо дивенъ! (Изъ проп. прот. Р. Путятина).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 20-21.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0