Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Пятый день.

Поуч. 2-ое. Св. преподобная Синклитикія.

(О необходимости распинать плоть свою).

II. Св. преподобная Синклитикія, употреблявшая всѣ средства (молитву, постъ, усиленные труды) для обузданія своей плоти, учитъ и насъ распинать свою плоть съ страстьми и похотьми ея. Не легко сказать себѣ рѣшительно: распну плоть. Но не легко рѣшиться сказать и противное сему: не стану распинать плоти. Отъ той или другой рѣшимости зависитъ важное въ судьбѣ нашей обстоятельство: быть или не быть Христовымъ. Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми. Итакъ, если желаемъ быть Христовыми, то должны распять плоть.

Послѣ сего размышленія ни для кого изъ насъ не должно казаться постороннимъ нѣкоторое дознаніе, а) что значитъ распять плоть со страстьми и похотьми, и б) какъ это можетъ быть исполнено.

а) Плоть не то, что тѣло.Тѣло съ его естественными свойствами и дѣйствіями создалъ Богъ, и создалъ не для смерти. Отъ нарушенія заповѣди Божіей, отъ вкушенія запрещеннаго плода, начинаетъ быть извѣстною плоть, которой жребій есть смерть. Апостолъ представляетъ плоть противящеюся духу и объясняетъ ея сущность посредствомъ ея дѣйствій и явленій. Онъ говоритъ: явлена суть дѣла плотская, яже суть прелюбодѣяніе, блудъ, нечистота, студодѣяніе, идолослуженіе, чародѣянія, вражды, рвенія, завиды, ярости, разжженія, распри, соблазны, ереси, зависти, убійства, піянства, безчинны кличи и подобныя симъ (Гал. Ѵ. 17, 19—21). Посему подъ наименованіемъ плоти надлежитъ разумѣть возбужденныя въ человѣкѣ самолюбіе и чувственность, оказывающія себя ложною жизнію въ страстяхъ и похотяхъ, и въ дѣлахъ, страстями и похотями управляемыхъ.

При этомъ понятіи о плоти, мысль о распятіи плоти не только начинаетъ быть удобовразумительною, но и перестаетъ быть страшною. Умертвить чувство злобы, убить расположеніе къ убійству, очевидно, есть дѣйствіе не разрушительное, а охранительное. Распять склонность къ разврату, конечно, не есть мученіе, но предохраненіе отъ состоянія духовно и вещественно мучительнаго, къ которому скорѣе или медленнѣе ведетъ путь разврата.

б) Намъ, христіане, повелѣвается умерщвлять плоть не карательными орудіями, не мученіемъ или уродованіемъ созданія Божія, не поврежденіемъ орудія души, но духомъ, то есть, духовнымъ закономъ, духовными разсужденіями, духовными правилами, духовнымъ воззрѣніемъ на образъ житія и распятія Христова, и силою, почерпаемою изъ сихъ живыхъ источниковъ.

Плоть хочетъ веселиться, разсыпаться въ смѣхѣ, даже можетъ быть, скакать и произносить или съ удовольствіемъ слушать безчинные клики, и подобная симъ: порази ее ударами не ножа или бича, но духовнаго слова: — горе смѣющимся: — блажени плачущіи нынѣ (Лук ѴІ. 25, 21), и умѣрь веселіе невинное, и убей веселіе грѣховное.

Плоть раздражается на оскорбившаго и порывается на взаимное оскорбленіе: свяжи ее не узами вервяными, или желѣзными, но узами духовнаго разсужденія и страха Божія: — гнѣвъ мужа правды Божія не содѣловаетъ (Іак. 1. 20); — всякъ ненавидяй брата своего человѣкоубійца есть (1 Іоан. III. 15); — иже речетъ: уроде, повиненъ есть гееннѣ огненнѣй (Матѳ. V. 22).

Плоть, не довольствуясь необходимымъ, жаждетъ пріятнаго, ищетъ наслажденія, и готова поставить его цѣлію жизни: укажи ей иной предметъ и цѣль — крестъ, водруженный на Голгоѳѣ для того, чтобы лишеніями и страданіями очистить землю отъ нечистыхъ наслажденій; жажду пріятнаго угаси жаждою голгоѳскою; въ сладости земныя положи оцетъ и желчь, поднесенныя распятому Господу; и съ помощію орудій Его страданія, не вещественно употребляемыхъ, но духовно созерцаемыхъ, распни любосластіе, роскошь и нѣгу простою умѣренностію, воздержаніемъ, постомъ, трудами.

III. Такъ, и подобнымъ сему образомъ, да умерщвляемъ, братія, дѣла плотская духомъ, и да распинаемъ плоть со страстьми и похотьми, да будемъ Христовы, да живетъ въ насъ Христосъ, и мы, наконецъ, будемъ жить въ Немъ и въ Его вѣчной со Отцемъ и Святымъ Духомъ славѣ. Аминь. (Сост. по Ч. М. и проповѣд. Филарета, митр. москов. Т. ІѴ, изд. 1882 г. стр. 488–492).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 14-15.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0