Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Пятый день.

Поуч. 1-ое. Навечеріе Богоявленія Господня, предъ освященіемъ воды.

(О благоговѣйномъ поведеніи христіанъ при водоосвященіи).

II. Что же мы сдѣлаемъ для сего?

а) Укажемъ, во-первыхъ, на происхожденіе предстоящаго священнодѣйствія. Кто учредилъ его? Люди ли какіе-нибудь обыкновенные? Нѣтъ, мы пріяли его отъ мужей великихъ и святыхъ, отъ апостоловъ и ихъ преемниковъ. А первый, высочайшій примѣръ къ тому поданъ Самимъ Господомъ, когда Онъ погруженіемъ Своего пречистаго тѣла во Іорданѣ освятилъ все естество водъ. Послѣ сего возмущать какимъ-либо безпорядкомъ столь важное, по самому происхожденію, священнодѣйствіе, значитъ не имѣть уваженія къ тому, предъ чѣмъ благоговѣли мужи самые великіе и святые, что въ продолженіе многихъ вѣковъ служило къ освященію цѣлыхъ странъ и народовъ.

б) Если многіе изъ насъ не знаютъ сего, то по крайней мѣрѣ у каждаго есть очи и слухъ, дабы видѣть и слышать, что творится и произносится нынѣ надъ освящаемою водою; а этого одного уже достаточно, чтобы заставить обращаться съ нею со всякимъ уваженіемъ.

Ибо какъ освящается вода? Обыкновеннымъ ли какимъ-либо благословеніемъ? — Хотя и всякое благословеніе, когда оно преподается во имя Отца и Сына и Святаго Духа, важно для христіанина, но здѣсь большее благословеніе и большее священнодѣйствіе. Здѣсь не одинъ человѣкъ, а вся церковь изливаетъ теплыя молитвы о томъ, чтобы существо воды освящено было силою и наитіемъ Святаго Духа, очистительнымъ дѣйствіемъ всея Пресвятыя Троицы, и чтобы ей сообщено было благословеніе Іорданово. Тутъ самымъ торжественнымъ образомъ призывается надъ освященною водою страшное и достопокланяемое имя Того, предъ Кѣмъ трепещетъ вся тварь. Тутъ наконецъ совершается троекратное погруженіе въ освящаемую воду самаго креста Христова, креста, предъ коимъ благоговѣютъ всѣ силы небесныя, и отъ коего убѣгаютъ всѣ силы преисподнія. Скажите: что еще больше можно бы употребить для освященія — и, слѣдовательно, для внушенія уваженія къ тому, что освящается?

И для чего освящается вода? Для малыхъ ли какихъ-либо и обыкновенныхъ цѣлей? Нѣтъ, для самыхъ важныхъ. Во еже, какъ возглашаетъ діаконъ, быти водѣ сей освященія дару, грѣховъ избавленію, во исцѣленіе души и тѣла, къ отгнанію всякаго навѣта видимыхъ и невидимыхъ врагъ, приводящей насъ въ самую жизнь вѣчную. Можно ли испрашивать большихъ даровъ? И можно ли послѣ того не благоговѣть къ орудію такихъ даровъ?

Какъ, наконецъ, употребляетъ освященную нынѣ воду сама святая церковь? — Употребляетъ съ крайнимъ уваженіемъ къ ней, — въ случаяхъ весьма важныхъ; напримѣръ, вода сія употребляется при освященіи св. мνра для таинства мνропомазанія, — при освященіи для церквей святыхъ антиминсовъ, на коихъ совершается безкровная жертва; сія же вода дается вмѣсто причастія тѣмъ, кои по суду церкви признаны недостойными приступать къ св. тайнамъ. Такъ высоко цѣнитъ нынѣшнюю святую воду сама церковь!

Какъ послѣ сего и надлежало бы приступать нынѣ къ сей водѣ? Не съ вѣрою ли и благоговѣніемъ, какъ къ великой святынѣ? Не съ духомъ ли разума и страха Божія, къ принятію коихъ по тому самому, при самомъ началѣ священнодѣйствія, призываетъ всѣхъ и каждаго святая церковь? Такъ дѣйствительно и приступаютъ къ святой водѣ тѣ, кои понимаютъ, гдѣ находятся и къ чему приступаютъ: они причащаются ей, какъ великой святынѣ, и приготовившись къ тому постомъ и молитвами, хранятъ ее въ самыхъ почетныхъ мѣстахъ своихъ домовъ, вблизи св. иконъ и креста Христова; употребляютъ ее въ важныхъ случаяхъ, именно во исцѣленіе души и тѣла, во освященіе себя и своей собственности. Но что сказать о другихъ, каковыхъ большая часть? Какъ назвать то, что бываетъ нынѣ въ храмахъ по освященіи воды? — Можно подумать, что въ храмѣ вдругъ произошло что-либо особенное или что онъ окруженъ внезапно со всѣхъ сторонъ какимъ-либо ужаснымъ непріятелемъ: такое поднимается волненіе между стоящими въ храмѣ, такой шумъ, такое толканіе другъ друга! И такъ поступаютъ не одни малыя, неразумныя дѣти, а юноши, даже отцы и матери, даже старцы!..

III. Такъ ли воспоминаютъ крещеніе своего Господа? Такъ ли ищутъ освященія души и тѣлу? И для чего все это безчиніе? Чтобы скорѣе другихъ почерпнуть святой воды. — Какъ будто, почерпаемая послѣ менѣе священна! Или какъ будто для кого-либо не достанетъ ея?

Да прекратится же безпорядокъ! Да войдетъ все въ надлежащіе предѣлы!

Да будетъ все у насъ и въ настоящій день, подобно какъ въ прочіе, по завѣщанію апостола, благообразно и по чину. Аминь. (Сост. по пропов. Иннокентія, архіеп. херсонскаго и таврическаго. Т. I. 1872 г. стр. 318–322).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 13-14.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0