Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Третій день.

Св. мученикъ Гордій.

(Необходимость исповѣданія вѣры).

II. Св. муч. Гордій своимъ святымъ примѣромъ учитъ насъ мужественно исповѣдывать христіанскую вѣру.

Двухъ родовъ можетъ быть исповѣданіе вѣры.

Одно бываетъ особенное, во времена гоненій, а другое общее, при обычномъ мирномъ теченіи жизни.

а) Гоненія за вѣру во Христа, за православные догматы бывали. О нихъ свидѣтельствуетъ исторія, о нихъ говорятъ цѣлые сонмы мучениковъ святыхъ. По мѣстамъ случаются гоненія и нынѣ. Нужно сказать, что они возможны и всегда.

Какъ должно православному христіанину вести себя во время гоненій за св. вѣру? Господь нашъ I. Христосъ сказалъ: егда гонятъ вы въ градѣ, бѣгайте въ другій (Матѳ. X. 23). Укройтесь мало елико, елико, дондеже мимо идетъ гнѣвъ Господень, говоритъ пророкъ Исаія (XXVI. 20). Настало гоненіе, испытай себя; чувствуешь слабость, боязнь и страхъ, молчи, молясь Господу, да укрѣпитъ тебя въ предстоящей напасти. Если хочешь, можешь укрыться. Многіе такъ поступали во времена гоненій, цѣлыми общинами удалялись въ лѣса и пустыни. Совсѣмъ не будетъ грѣха въ этомъ.

Но вотъ православному христіанину нѣтъ болѣе возможности скрываться. Взяли его и ведутъ на судъ за имя Христово. Дерзай, вѣрный Божій рабъ! Не убойся и не устрашись! Объяви, повѣдай о силѣ любви твоей къ Господу, стань за Него до готовности пролить кровь.

Недолжно православному христіанину хранить молчаніе и въ тѣхъ случаяхъ, когда единовѣрные братья по слабости и малодушію готовы отречься отъ вѣры. Ободрить, укрѣпить и поддержать нужно слабыхъ. Многіе святые такъ поступали и тѣмъ приносили превеликую пользу не только христіанамъ, но и невѣровавшихъ дѣлали вѣрующими.

б) Благодареніе Господу Богу, нынѣ у насъ времена мирныя. За вѣру Христову не гонятъ и силою не вынуждаютъ исповѣданіе ея. Такъ должно-ли намъ исповѣдывать вѣру, когда нѣтъ внѣшнихъ побужденій? Должно, ибо внутреннія остаются. И эти послѣднія заставляютъ человѣка искренне говорить, поступать и жить по правиламъ православной вѣры. Говоримъ — искренне, ибо лицемѣріе есть тяжкій грѣхъ предъ Богомъ. Да и къ чему и для чего оно? Если ты искренне убѣжденъ, что вѣра твоя единая истинная, то и показывай это дѣлами по убѣжденію. Не смотри на то, что будутъ говорить о тебѣ другіе. Найдутся быть можетъ неразумные и станутъ смѣяться. Пусть смѣются въ обличеніе своего неразумія. Святые апостолы радовались, когда подвергались безчестію за имя Христово. Имъ должно подражать. Если притѣснять станутъ за вѣру, еще полезнѣе это для тебя. Радуйся! уже вѣнецъ мученическій сходитъ на главу твою. Стыдъ, боязнь и смущеніе суть вѣрные знаки маловѣрія. Иже бо аще постыдится Мене и Моихъ словесъ, сего Сынъ человѣческій постыдится, егда пріидетъ во славѣ Своей, и Отчей и святыхъ ангеловъ (Лук. IX. 26). Вотъ чего бояться намъ нужно, а не того, что скажутъ о насъ люди. Отвратитъ лице Свое отъ насъ Господь, погибнемъ мы въ тотъ страшный часъ суда. И такъ, православному христіанину нужно небоязненно, открыто говорить и жить по правиламъ святой вѣры.

Бываютъ случаи, когда уже совсѣмъ неизвинительно наше молчаніе. Вотъ встрѣчаешь ты богохульника. Открыто порицаетъ онъ и хулитъ вѣру православную. Обличи его, исповѣдуй истину. Если онъ послушаетъ тебя, ты пріобрѣлъ брата. Не обратитъ онъ вниманія на твои слова, ты будь спокоенъ. Богу единому принадлежитъ судъ, а ты исполнилъ свой долгъ. (См. Воскр. чт. за 1888 г.).

в) Что-же намъ сказать о тѣхъ слабодушныхъ изъ числа вѣрующихъ, которые при случаѣ и сами готовы надѣть маску невѣрія? Все равно, боязнь-ли бываетъ тутъ, причиною, или легкомысліе, въ обоихъ случаяхъ постыдно и грѣшно это низкое человѣкоугодничество. И на что это похоже: одинъ неразумный думаетъ неразумно, а другой въ угоду ему принимаетъ видъ неразумнаго!? Вотъ образецъ низкаго лицедѣйства! Не такъ должно поступать искреннему христіанину. Любитъ онъ болѣе всего земного вѣру православную и исповѣдуетъ ее открыто и безбоязненно предъ всѣми. Слово его не расходится съ дѣлами. Онъ живетъ по тѣмъ правиламъ, которыя даетъ ему вѣра православная. Таковое исповѣданіе вѣры словами и жизнію приведетъ христіанина ко спасенію. И св. апостолъ Павелъ говоритъ: яко аще исповѣси усты твоими Господа Іисуса, и вѣруеши въ сердцѣ твоемъ, яко Богъ Того воздвиже изъ мертвыхъ, спасешися. Сердцемъ бо вѣруется въ правду, усты же исповѣдуется во спасеніе (Римл. X. 9—10).

III. Видишь, какой конецъ имѣетъ исповѣданіе вѣры. Во спасеніе души оно бываетъ и дѣлаетъ людей блаженными. Иди съ Божіею помощію смѣло по сему пути, православный христіанинъ! (Сост. свящ. Г. Д—ко по укаъ. источ.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 10-11.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0