Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Второй день.

Поуч. 2-ое. Св. Юліанія Лазаревская.

(Должно посѣщать храмы Божіи).

Тяжкое огорченіе пришлось испытать Юліаніи, когда двое сыновей ея были убиты: одинъ слугою, другой на войнѣ. Пораженная горемъ, она стала просить у мужа позволенія вступить въ монастырь. Мужъ удерживалъ ее, напоминая о другихъ дѣтяхъ, которыя въ такомъ случаѣ лишатся матери. Уступивъ просьбамъ, Юліанія осталась жить съ дѣтьми, но еще болѣе увеличила постъ и молитву. Каждую пятницу она запиралась въ особую комнату и цѣлый день молилась, не принимая пищи, спала обыкновенно не болѣе двухъ часовъ въ сутки, подложивъ подъ голову острыя дрова. По смерти мужа Юліанія отдала почти все свое имущество въ церкви и монастыри, да и прежде любовь къ бѣднымъ доводила ее до того, что часто у нея не было ни хлѣба, ни денегъ. Однажды, во время суровой зимы, не имѣя средствъ пріобрѣсти себѣ теплую одежду и обувь, Юліанія не ходила нѣсколько дней въ церковь. Священникъ церкви Лазаря, пришедши въ нее для богослуженія, услышалъ голосъ отъ иконы Богоматери: «скажи вдовѣ Юліаніи, чтобы она ходила въ церковь; домашняя молитва угодна Богу, но не такъ, какъ молитва въ храмѣ. Уважайте ее: Духъ Божій почиваетъ въ ней». Когда священникъ разсказалъ Юліаніи, что слышалъ въ храмѣ, она стала посѣщать богослуженіе ежедневно, несмотря ни на какую погоду, хотя имѣла въ то время около 60 лѣтъ.

Св. Юліанія скончалась 2-го января 1604 г. Въ 1614 году, когда хоронили ея сына, открыли ея гробъ, полный благовоннаго мира. Многіе больные, мазавшіеся этимъ миромъ, получали исцѣленіе.

II. Братіе! Голосъ Богоматери, повелѣвающій св. Юліаніи неопустительно ходить въ храмъ для молитвы, наводитъ насъ на размышленіе о томъ, сколь полезно и спасительно для души посѣщать храмы Божіи.

а) Что такое храмъ Божій? Это — небо на землѣ. Ибо чѣмъ красуется небо? Славнымъ, блаженнотворнымъ и радостотворнымъ присутствіемъ тріνпостаснаго Божества; — тѣмъ, что блаженные небожители выну видятъ лице Отца небеснаго, непрестанно бесѣдуютъ съ Господомъ Іисусомъ Христомъ, всегда преисполнены мира и радости о Дусѣ Святѣ. Не то же ли самое составляетъ преимущество и назначеніе и св. храмовъ Божіихъ? Здѣсь Неприкосновенный существомъ прикосновенъ намъ бываетъ то многообразными дѣйствіями Своей всесовершающей благодати, то многоразличными явленіями Своей всеисполняющей славы. Здѣсь Неописанный по существу является намъ въ томъ святолѣпномъ образѣ, въ коемъ Онъ пребывалъ на землѣ во плоти и пожилъ между человѣками, въ коемъ самовидцы и слуги Словесе видѣли славу Его, славу яко единороднаго отъ Отца, исполнь благодати и истины. Здѣсь всесовершающая благодать Духа Божія является намъ въ многоразличныхъ благословеніяхъ, священнодѣйствіяхъ и таинствахъ. Правда, все это закрыто здѣсь отъ очей чувственныхъ подъ смиреннымъ покровомъ внѣшнихъ образовъ; но все открыто предъ очами вѣры въ существенной силѣ и внутреннихъ благодатныхъ дѣйствіяхъ на душу и сердце человѣка. Какъ иначе явить намъ небесное и духовное, котораго въ настоящемъ состояніи нашемъ ни видѣть, ни осязать не можемъ, какъ не подъ видимыми, доступными для насъ, образами? А если бы Господь благоволилъ явиться намъ въ Своей велелѣпной, но неприступной для недостойныхъ и страшной для грѣшниковъ славѣ, то не бѣжали-ль бы мы сами отселѣ и не возопили-ль бы горамъ: падите на ны, и холмамъпокрыйте ны отъ лица сѣдящаго на престолѣ?

б) Итакъ, хотите-ль побывать когда на небѣ, слышать, что говорятъ тамъ, видѣть, что совершается тамъ, бесѣдовать съ Самимъ Господомъ славы? Придите съ вѣрою и благоговѣніемъ въ храмъ Господень. Здѣсь узрите престолъ Божій и на немъАгнца, закланнаго прежде сложенія міра, окруженнаго тмами темъ св. ангеловъ, услышите тѣ же хвалебныя пѣсни, которыя воспѣваютъ на небѣ св. ангелы и лики св. праведниковъ, которыя св. тайновидцы слышали у херувимовъ и серафимовъ и предали св. Церкви. Пріобщитесь къ ихъ священному лику, исповѣдайте и прославьте, вмѣстѣ съ ними, величіе и славу Божію, поклонитесь, вмѣстѣ съ ними, своему Творцу и Господу, своему Спасителю и Судіи. Здѣсь увидите Божественный ликъ Господа Іисуса Христа, исполненный благости и милосердія, кротости и долготерпѣнія: излейте предъ Нимъ всю душу свою, выскажите все сердце свое, откройте всѣ помышленія свои, скажите всѣ желанія свои; Онъ услышитъ молитву вашу, приметъ съ отеческою любовію покаяніе ваше, исполнитъ во благихъ благія желанія ваши, благословитъ добрыя намѣренія ваши. Здѣсь услышите св. Евангеліе — это живое и дѣйственное Слово Единороднаго Сына Божія, эту благую вѣсть съ неба отъ Отца небеснаго. Примите его съ вѣрою отверстымъ сердцемъ, и оно напитаетъ вашу душу, усладитъ ваше сердце, умиротворитъ и успокоитъ духъ вашъ. Здѣсь предлагается на трапезѣ Господней такая пища и питіе, которыя напитаютъ душу нашу на всю вѣчность, оживотворятъ и воскресятъ самую плоть нашу къ вѣчной жизни и безсмертію, къ вѣчной славѣ во царствіи Божіемъ. Здѣсь узрите, наконецъ, такое священнодѣйствіе, котораго нѣтъ даже и на небѣ; ибо здѣсь приносится Богу та страшная жертва, которую принесъ на крестѣ Единородный Сынъ Божій за грѣхи всего міра; такъ что, стоя въ храмѣ во время священнодѣйствія литургіи, мы стоимъ какъ бы на Голгоѳѣ въ тѣ страшныя минуты, когда Господь Іисусъ Христосъ страдалъ на крестѣ, когда примирялось небо съ землею, когда Онъ изрекъ Свое великое слово — совершишася, то всеобъемлющее слово, котораго исполненіемъ будетъ цѣлая вѣчность. Какая чистая, сердечная молитва не будетъ услышана въ такое время? Какой вздохъ покаянія будетъ презрѣнъ и отвергнутъ милосердіемъ Божіимъ? На кого изъ предстоящихъ съ вѣрою и умиленіемъ сердечнымъ не призритъ Своею любовію и милосердіемъ Отецъ небесный?

III. По сему-то, братіе мои, нельзя не радоваться духомъ, когда храмы Божіи бываютъ полны молящимися; когда даже обремененные нуждами и заботами житейскими стараются украсть, такъ сказать, часъ времени, чтобы посвятить его на молитву въ храмѣ Божіемъ. Когда присутствующіе въ храмѣ молятся съ теплотою вѣры и любви, съ сердцемъ сокрушеннымъ и смиреннымъ, когда возносится здѣсь соборная, единодушная, богопріятная молитва о мирѣ всего міра, о благосостояніи святыхъ Божіихъ церквей, о спасеніи и благоденствіи благочестивѣйшаго царя и отечества, о благораствореніи воздуховъ и изобиліи плодовъ земныхъ, о избавленіи отъ всякія скорби, нужды и печали, о еже благоувѣтливу быти благому и человѣколюбивому Богу нашему и отвратити гнѣвъ Свой, праведно на ны движимый: о, какъ радуются тогда св. ангелы-хранители, съ какимъ горячимъ усердіемъ молятся они за эти добрыя души, врученныя ихъ охраненію!

Точно также нельзя не скорбѣть отъ всего сердца, когда въ храмахъ Божіихъ присутствуютъ одни почти священнодѣйствующіе и одни св. ангелы, когда не видишь въ нихъ именно тѣхъ людей, у которыхъ болѣе всего не только свободнаго, но и совершенно празднаго времени, и которые не знаютъ, какъ убить его; или, что еще преступнѣе, когда въ самый храмъ Божій вносятъ съ собою разсѣянность, неблагоговѣніе и безчиніе. Можете представить, братіе мои, какую скорбь, какія неосушаемыя слезы причиняютъ такіе люди своимъ ангеламъ - хранителямъ! Какъ тяжко оскорбляютъ любовь и благость Отца небеснаго! Какъ преступно неблагодарны предъ Спасителемъ нашимъ Сыномъ Божіимъ, Котораго пречистое тѣло и кровь приносятся на св. жертвенникѣ! Помните-ль, братіе, что во время земной Своей жизни Господь Іисусъ Христосъ, вездѣ и всегда являвшій токмо благость и милосердіе, вечерявшій со грѣшниками, прощавшій мытарей и разбойниковъ, не осудившій ятую въ прелюбодѣяніи жену, не удержалъ гнѣва Своего только тогда, когда видѣлъ безчестіе св. храма и, сотворивъ бичь отъ вервій, вся изгна изъ церкве. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. пропов.» Димитрія, архіеп. херс. и одесск., т. V, изд. 1890 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 8-10.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0