Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ январь.
Первый день.

Поуч. 3-ье. Новый годъ.

(Нужно дорожить временемъ).

II. Посмотрите на всѣ предметы, которые вокругъ васъ, выше васъ, ниже васъ. Всѣ они исполняютъ дѣло неизмѣнно — и всѣ въ свое время. Небесныя тѣла неуклонно слѣдуютъ путемъ, указаннымъ имъ Творцомъ и знаютъ время когда свѣтить. Солнце, какъ женихъ, исходитъ изъ чертога своего, льетъ свѣтъ по всей землѣ и потомъ познаетъ западъ свой. Луна свѣтитъ ночью. Ночь всѣмъ тварямъ подаетъ сладкій покой. Земля знаетъ время, когда прозябать траву скотамъ и злакъ на службу человѣкамъ. Деревья одѣваются листьями и плодами въ свое время. И, увы, одинъ лишь человѣкъ, какъ говоритъ премудрый, не знаетъ своего времени (Еккл. 9,12), и одни пороки людскіе дѣлаютъ дни лукавыми, и одни люди — дни злыми дѣлаютъ по причинѣ своего безумія, ибо не хотятъ знать настоящаго употребленія времени (Іеронимъ и блаж. Авг. въ рѣчи на слова ап. Павла, Еф. 5, 15, 16).

Такъ оказывается справедливымъ, что именно человѣку нужно особенно напоминаніе о томъ, чтобы онъ дорожилъ временемъ, и что поэтому и наставленіе апостола для него существенно важно и необходимо. Необходимо это наставленіе, ибо все: и истраченныя деньги, и прожитое состояніе, и даже поколебленное здоровье могутъ возвратиться, но никогда не вернется потерянное время.

а) Нужно дорожить каждою минутою времени. Часто и одна только мгновенная ошибка дѣлается причиною скорби на всю жизнь. Нерѣдко человѣкъ въ моментъ самозабвенія и искушенія совершаетъ зло, для исправленія котораго не достаточно бываетъ послѣ и всей его жизни. И нерѣдко случалось, что одно только прегрѣшеніе и одна небрежность влекли за собою послѣдствія гибельныя и неотвратимыя. Необходимо это наставленіе св. апостола: ибо и одинъ безчестный поступокъ и одно нечестивое слово оскверняютъ душу. И также часто, въ самое короткое время, люди обезславливали свое имя, подготовляли себѣ жестокія угрызенія совѣсти на цѣлую жизнь и причиняли близкимъ своимъ самую горькую скорбь. И, наоборотъ, въ самое то же короткое время люди совершали и значительное добро, если они рѣшались итти по пути истины и честности. А при этомъ конечно несомнѣнно и то, что если кто совершалъ хотя по одному какому либо доброму дѣлу въ день, тотъ достойнымъ и прекраснымъ образомъ проводилъ жизнь и подготовлялъ себѣ богатую жатву на небѣ.

Такъ вотъ изъ размышленія и объ однихъ только минутахъ, какъ видите, можно убѣдиться въ томъ, сколь важно и необходимо для насъ наставленіе апостола: поступайте осторожно, дорожа временемъ.

б) А что же послѣ этого сказать о времени вообще? О, если мы даже немного подумаемъ о немъ, то ясно убѣдимся, сколь нужно намъ сіе наставленіе апостола. Ибо что такое вся настоящая жизнь наша? «Она есть ни болѣе ни менѣе, какъ лѣствица, которая однимъ концомъ простирается до неба, а другимъ касается ада: и мы, идя по ней, постепенно или приближаемся къ небу и наконецъ достигаемъ его; или ниспускаемся въ преисподнюю, и наконецъ низвергаемся на дно адово». А при этомъ, кто знаетъ, можетъ быть время настоящее есть уже послѣдняя ступень въ этой лѣствицѣ? Кто можетъ утверждать, что не скоро еще раздастся полуночный гласъ: се Женихъ грядетъ? Кто можетъ насъ увѣрить, что не сегодня, а завтра насъ позовутъ на судъ Божій? — Конечно никто. А если такъ, то понятно, по слову апостола, и должны мы постоянно поступать осторожно, дорожа временемъ, должны непрестанно помнить, что жизнь наша кратка и внезапу прерываема, что все на землѣ тлѣнно и ничтожно, кромѣ совѣсти и души безсмертной; что надобно отличать и обогащать себя тѣмъ, что вмѣстѣ съ душею прейдетъ въ вѣчность, т. е., дѣлами добрыми, и что тотъ изъ насъ, наконецъ,ужасный врагъ самому себѣ, кто живетъ такъ, какъ будто ему и умирать никогда не надобно.

III. Что прибавить къ сему еще, чтобы крѣпче утвердить и сильнѣе напечатлѣть въ умахъ и сердцахъ вашихъ слово апостола? Прибавимъ еще слѣдующее наставленіе святителя Тихона задонскаго, которымъ и заключаемъ слово. «О, бѣдный грѣшникъ, поучаетъ святитель, почто утренній день обѣщаешь себѣ, который не въ твоей, но въ Божіей власти есть? Что, когда завтрашняго дня не дождешися? Что, когда царскій указъ къ тебѣ пріидеть тотчасъ, и позоветъ тебя тѣмъ Царъ небесный Господь не къ покаянію уже, но къ отвѣту и суду? Какой страхъ, какой трепетъ, ужасъ и отчаяніе будетъ колебать тогда душу твою! Смерть невидимою дорогою за всякимъ ходитъ и восхищаетъ человѣка, когда не чаетъ, и гдѣ не чаетъ, и какъ не чаетъ. Что, когда она и къ тебѣ въ такихъ мысляхъ пріидетъ, и безъ голоса возгласитъ тебѣ: иди, человѣче, Господь Вседержитель зоветъ тебя! Что будешь говорить тогда?.. Итакъ не медли, грѣшникъ, обратися ко Господу, да не вмѣсто милости Божіей судъ Божій на себѣ дознаешь. Ко Христу же приходимъ не ногами, но сердцемъ, не премѣненіемъ мѣста, но премѣненіемъ воли и нравовъ въ лучшее. Кто внутрь себе измѣнится, и отъ злаго обычая отставши, покаяніемъ себе очищаетъ и всякаго бережется грѣха, и волѣ Христовой угождаетъ, тотъ ко Христу идетъ и съ пророкомъ глаголетъ: готово сердце мое, Боже, готово сердце мое (Пс. СѴІІ, 2)! Се иду!.. Полно же на чужой сторонѣ медлить; полно злому господину работать; полно грѣхами, яко рожцами негодными, питаться. Воставше, пойдемъ къ Отцу нашему: и будетъ питать насъ трапезою, каковая сынамъ Его представляется. Отче! согрѣшихъ на небо и предъ Тобою; и уже нѣсмь достоинъ нарещися сынъ Твой: сотвори убо мя, яко единаго отъ наемникъ Твоихъ» (Лук. XV, 18). (Изъ твор. свят. Тихона задонск., томъ 12, стр. 127-130; сн. № 1 журн. «Кормчій» за 1891 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 3-4.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0