Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Двадцать восьмой день.

Блаженный Никола, Христа ради юродивый.

(Постъ въ связи съ другими дѣлами благочестія).

II. Изъ послѣднихъ словъ блаженнаго Николы слѣдуетъ очевидно такое наставленіе, что если мы и воздерживаемся въ продолженіе поста отъ скоромной пищи, но при этомъ ненавидимъ другихъ и причиняемъ имъ какое бы то ни было зло, то нашъ постъ уже и не постъ... Посему нынѣ скажемъ о постѣ въ связи съ другими дѣлами благочестія.

а) Безъ вѣры постъ недѣйствителенъ. Постъ есть врачевство для души и тѣла; посему тотъ былъ бы въ жалкомъ заблужденіи, кто, понадѣясь на силу своего поста, возмнилъ бы найти въ немъ одномъ средство къ примиренію съ Богомъ, къ удовлетворенію закону и правдѣ Божіей, къ вознагражденію за свои грѣхи, къ уплатѣ долга совѣсти.

Вы знаете, Кѣмъ и какъ доставлено всѣмъ намъ Божественное оправданіе и вмѣстѣ помилованіе, — заслугами и крестною смертію Сына Божія, за насъ подъятою. Посему, кто возмнилъ бы безъ вѣры въ заслуги и смерть Спасителя однимъ постомъ удовлетворить на судѣ правдѣ Божіей за свои грѣхи, тотъ этимъ самымъ показалъ бы совершенно ложное понятіе и о правдѣ Божіей и о своихъ грѣхахъ.

Чтобы нашъ постъ былъ дѣйствителенъ и благопріятенъ Господу, мы должны удалять отъ него всякое понятіе, какъ о жертвѣ за грѣхи, а представлять его только средствомъ къ ослабленію въ насъ пагубной наклонности къ чувственности и постыднаго рабства плоти, и вмѣстѣ съ тѣмъ должны, какъ можно болѣе, освящать его вѣрою въ заслуги Искупителя, которая въ связи съ дѣятельной любовію, усвояя ихъ въ душѣ нашей, этимъ самымъ оправдываетъ насъ предъ Богомъ.

б) Постъ немыслимъ и безъ смиренія. Постъ есть врачевство для души и тѣла; посему и тотъ явно поступилъ бы вопреки самому существу поста, кто, соблюдая постъ, думалъ бы, что потому самому онъ имѣетъ право превозноситься надъ всякимъ, кто не постится, подобно ему. Чѣмъ тутъ превозноситься? — Ближній твой не постится, подобно тебѣ? Можетъ быть, онъ крайне немощенъ плотію и здравъ духомъ и не имѣетъ нужды въ семъ врачевствѣ; можетъ быть, это врачевство принимается имъ въ другомъ видѣ, нежели въ какомъ принимаешь ты. Хотя бы онъ былъ духовно мертвъ безъ врачевства, тобою употребляемаго, все ты можешь и долженъ только сожалѣть и молиться о немъ, а не гордиться тѣмъ, что ты постигъ силу врачевства и употребляешь его какъ должно. Но ты никакъ не можешь употреблять его какъ должно, доколѣ не освятишь своего поста смиреніемъ. Ибо общая болѣзнь человѣчества, которую ты предпринялъ врачевать въ себѣ постомъ и покаяніемъ, главнымъ образомъ состоитъ въ самолюбіи и гордости. Посему-то св. церковь никогда такъ громко и многократно не молитъ Господа, какъ во время поста, о томъ, чтобы Онъ даровалъ каждому изъ насъ зрѣти своя прегрѣшенія и не осуждати брата своего.

в) Постъ не дѣйствителенъ односторонній — одинъ только тѣлесный безъ духовнаго.

Постъ есть врачевство для души; посему во время поста надобно смотрѣть не на одно тѣло, а паче на душу. И при врачеваніи тѣлесныхъ недуговъ состояніе души много значитъ; потому врачи и совѣтуютъ, при употребленіи лѣкарствъ, наблюдать какъ можно болѣе душевное спокойствіе, не думать о томъ или другомъ предметѣ, стараться занимать воображеніе тѣмъ, что есть лучшаго. Тѣмъ болѣе нужно все это при употребленіи поста. Какое вредное было бы противорѣчіе — тѣло лишать пищи, а душѣ въ то же время позволять предаваться мірскимъ помысламъ, яростнымъ движеніямъ, порывамъ самолюбія или ненависти! Это значило бы другою рукою разрушать то, что насаждается и созидается одною.

г) Постъ мало полезенъ безъ благочестивыхъ упражненій, приличныхъ времени поста.

Какія занятія особенно приличны посту? — Во-первыхъ молитва общественная и домашняя; потомъ самоиспытаніе или изслѣдованіе своей жизни и совѣсти, размышленіе о предметахъ вѣры, особенно о жизни и ученіи, страданіяхъ и смерти за насъ нашего Спасителя; далѣе — примиреніе со всѣми врагами и прощеніе обидъ, дѣла человѣколюбія и благотворительности; — чтеніе слова Божія и душеспасительныхъ книгъ, бесѣда съ людьми благочестивыми, и тому подобное. Каждое изъ сихъ средствъ помогаетъ дѣйствію поста, увеличиваетъ его силу, услаждаетъ его горечь, и такимъ образомъ освящаетъ нашъ постъ.

д) Наконецъ, постъ есть врачевство сильное и необходимое, но вмѣстѣ съ симъ отнюдь не единственное, а пріуготовительное къ другимъ, высшимъ, духовнымъ врачевствамъ; посему, предаваясь посту, надобно всегда имѣть въ виду дальнѣйшую цѣль, то-есть, покаяніе, исповѣдь и причащеніе св. Таинъ. Постъ долженъ помочь первѣе всего выйти изъ подъ власти чувственности, уничтожить силу и власть плотскихъ страстей, дать свободу и удобность обозрѣть свою жизнь, узнать, какъ можно вѣрнѣе, язвы своей совѣсти, найти главную страсть снѣдающую, расположить искренно искать отъ нея исцѣленія, рѣшиться однажды и навсегда — начать жизнь добродѣтельную. Если сего нѣтъ, то постъ, значитъ, еще не доставилъ существенной пользы, и надобно или усугубить его или исправить. Надобно усугубить его или исправить и въ такомъ случаѣ, если, постяся, ты не приблизился духомъ къ своему Спасителю, не почувствовалъ нужды въ заслугахъ Его, не ощутилъ духовнаго глада къ насыщенію себя Божественною трапезою Тѣла и Крови Его, не слышалъ еще въ себѣ гласа любви Его, призывающей къ соединенію съ Нимъ.

III. Какъ ни кратки и просты эти правила поста, но если мы будемъ наблюдать ихъ постоянно во время нашего пощенія, то-есть, если будемъ растворять постъ нашъ вѣрою, смиреніемъ и молитвою, будемъ, постяся тѣлесно, поститься въ то же время и духовно: то постъ нашъ будетъ святъ и благоугоденъ Господу, и послужитъ въ освященіе душъ и тѣлесъ нашихъ. (Сост. по Ч.-М. и проп. Иннокентія, архіеп. херс. и тавр., т. ІѴ).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 151-152.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0