Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Двадцать седьмой день.

Поуч. 2-ое. Преп. Прокопій Декаполитъ.

(Почитаніе св. иконъ необходимо и полезно).

II. Братіе! Какъ въ древнія времена были, такъ и нынѣ есть люди, кои, увлекаясь духомъ лжеименнаго разума, отвергали и отвергаютъ поклоненіе святымъ иконамъ: посему, въ день памяти страдальца за св. иконы, преп. Прокопія, благоприличнымъ нахожу я предложить нѣчто любви вашей о святыхъ иконахъ вообще, и о спасительномъ для всякаго христіанина почитаніи оныхъ.

а) Чествованіе святыхъ иконъ имѣетъ свое основаніе въ самомъ существѣ человѣка. Облеченный перстію, въ настоящемъ его состояніи, неиначе онъ можетъ видѣть истину, какъ въ образахъ и начертаніяхъ. Плотскій человѣкъ міръ духовный, блага грядущія, Самаго Бога, а равно и святыхъ Его можетъ созерцать только въ тѣлесныхъ, или вещественныхъ изображеніяхъ. Какъ ветхозавѣтная Церковь взирала на грядущія, обѣтованныя ей блага? въ сѣни и гаданіяхъ: солнце правды — Іисуса Христа она видѣла издалека во мракѣ. Чада новозавѣтной Церкви хотя удостоились видѣть Богочеловѣка очами тѣлесными, удостоились осязать Его, по свидѣтельству возлюбленнаго ученика; но видѣніе это не доставило имъ еще того блаженства, которое откроется, когда узрятъ Его якоже есть (1 Іоан. III, 2). Таковаго познанія, какъ говоритъ святый Григорій Богословъ, въ настоящей жизни не возможно имѣть, сколько бы умъ ни старался вытти изъ круга тѣлесности. Такъ какъ познанія о Богѣ не можемъ пріобрѣсть безъ чувственныхъ начертаній: то Церковь Христова существенною принадлежностію и новозавѣтныхъ храмовъ признала также обрядовыя таинственныя внѣшности, показывая тѣмъ чадамъ своимъ, что они ходятъ вѣрою, а не видѣніемъ. Что въ ветхозавѣтной скиніи были херувимы, кивотъ Господень осѣняющіе: то въ новозавѣтной, благодатной суть иконы Христа Спасителя, Богоматери, ангеловъ, пророковъ, мучениковъ и всѣхъ святыхъ. Примѣръ сего обычая первоначально показалъ Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, соблаговолившій послать на платѣ изображеніе божественнаго Своего лица къ Авгарію царю эдесскому, какъ повѣствуетъ исторія церкви. Евангелистъ Лука также оставилъ памятникъ труда собственныхъ своихъ рукъ, — написаніе иконы Богородицы. Мужи святые послѣдующихъ вѣковъ конечно видѣли необходимость употребленія святыхъ иконъ, когда, въ бѣдственныя времена церкви, за почитаніе оныхъ, соглашались страдать, пока богомудрая царица Ирина и святый патріархъ Тарасій не утвердили на седьмомъ вселенскомъ соборѣ истины иконопочитанія.

б) Руководствуясь симъ божественнымъ постановленіемъ святой церкви, вы можете, христіане, убѣдиться и сами въ душеспасительной пользѣ святыхъ иконъ. Иконы, подобно книгамъ, вразумляютъ насъ о ученіи и святой жизни тѣхъ, коихъ лице изображаютъ, какъ научаетъ св. Григорій великій. Ты взираешь на икону предвѣчнаго Младенца, на рукахъ Матернихъ держимаго: познавай тайну воплощенія Сына Божія, непостижимое Его истощаніе для блаженства твоего. Предъ тобою стоитъ икона Христа Спасителя, увѣнчаннаго терновымъ вѣнцемъ, прободеннаго и распятаго; — читай въ сей трогательной исторіи описаніе предвѣчныя жертвы, которую принесъ Собою закланный за тебя безсмертный Агнецъ. Тамъ лики апостоловъ являются очамъ твоимъ; — воспоминай ихъ проповѣдь, не краснорѣчіемъ, а силою креста побѣдившую весь міръ. Тамъ изображенія мучениковъ, исповѣдниковъ, преподобныхъ и праведныхъ украшаютъ стѣны храма Божія; научайся отъ нихъ терпѣнію, вѣрѣ, цѣломудрію, любви и смиренію. Да вселяется и въ твоемъ сердцѣ желаніе провождать христіанскую жизнь, предпочитать вѣчныя, небесныя блага земнымъ и тлѣннымъ. Ибо не одинъ взоръ, но и сердце назидается при благоговѣйномъ воззрѣніи на святыя иконы.

Нѣтъ сомнѣнія, что чествованіе иконы безъ подражанія добродѣтелямъ начертаннаго на ней лица не составляетъ дѣла благочестія. Отъ воззрѣнія на вещественное мы должны обращаться къ внутреннему и духовному, то есть, послѣдовать примѣру духовной жизни святыхъ Божіихъ. Святый Златоустъ, по любви къ святому апостолу Павлу, имѣя предъ собою Его икону, представлялъ живый образъ учителя языковъ, почиталъ оный какъ бы истолкователемъ духа писаній апостольскихъ, и смыслъ, который открывалъ въ оныхъ, поистинѣ былъ плодомъ внушеній того же Святаго Духа, Коимъ писалъ и святый апостолъ.

в) Но не довольно, христіане, взирать чувственнымъ окомъ на святыя иконы; а должно, по ученію православныя церкви, чествовать оныя благоговѣйно поклоненіемъ, лобзаніемъ, возжженіемъ свѣтильниковъ, и кажденіемъ ѳиміама. Эта честь святымъ иконамъ отнюдь не унижаетъ истиннаго духовнаго поклоненія Богу. Ибо находимъ ясные въ св. писаніи примѣры, которые показываютъ, что поклоненіе предметамъ, знаменующимъ присутствіе Божіе, не противно Его святости. Такъ патріархъ Іаковъ мѣсто, на коемъ видѣлъ во снѣ Бога и ангеловъ Его, именуетъ домомъ Божіимъ (Быт. XXVIII, 17), и освящаетъ оное благоговѣйнымъ поклоненіемъ. Такъ пророкъ Даніилъ, находясь въ плѣну вавилонскомъ, обращается въ молитвѣ своей въ ту сторону, гдѣ по мѣстоположенію находился храмъ Іерусалимскій (Дан. VI, 10). Въ сей мысли утверждаетъ Псалмопѣвецъ, призывая къ поклоненію кивоту Господню. Возносите, говоритъ, Господа Бога нашего, и покланяйтесь подножію ногъ Его, яко свято есть (Псал. ХСѴІІІ, 5); и также: поклонимся на мѣстѣ, идѣже стоясте нозѣ Его (Псал. СХХХІ, 7), и еще: вниду въ домъ Твой, поклонюся ко храму святому Твоему во страсѣ Твоемъ (Пс. V, 8). И если поклоненіе вещественному храму отъ сыновъ церкви ветхозавѣтной не было противно истинному благочестію: то конечно не противно благочестію и наше, христіане, поклоненіе вещественнымъ иконамъ, поколику чрезъ оное воздаетея честь не веществу, но представляемому Лицу.

III. Итакъ въ простотѣ сердца будемъ содержать твердо и нелицемѣрно ученіе святой православной церкви о должномъ чествованіи и поклоненіи святымъ иконамъ, почитая ихъ для славы Бога. Почитай святую нкону не иконы ради. Почитай не вещество ея, не древо, не мѣдь, не сребро, не злато, не рукописанное художество, но воздавай честъ Богу и святымъ Его, коихъ икона образуетъ, какъ друзьямъ, рабамъ, и снаслѣдиикамъ Христовымъ. Покланяйся иконамъ чудесами прославленнымъ, не какъ началу чудесъ, но какъ орудію Бога всемогущаго, чрезъ которое Онъ являетъ силу Свою, подобно тому какъ явилъ многія исцѣленія вѣрующимъ первенствующей церкви чрезъ тѣнь св. апостола Петра и убрусы св. апостола Павла (Дѣян. Ѵ, 15 и XIX, 12), и какъ не престаетъ понынѣ изливать дары духовные покланяющимся чудотворнымъ иконамъ; покланяйся образомъ небеснымъ, попирая все земное и чувственное, покоряя плоть духу. Лобызай иконы устами и сердцемъ; возжигай предъ ними свѣтильники, возноси ѳиміамъ, и въ тоже время пламенѣй ко святымъ Божіимъ любовію; приноси имъ молитву искреннюю, подражай во всемъ праведной ихъ жизни. Въ семъ должно состоять духовное, истинное поклоненіе иконамъ, низводящее на насъ блага небесныя и дары исцѣленій. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. слов. и рѣчей» Кирилла, архіеписк. камен.-подольск., ч. II, изд. 1854 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 149-151.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0