Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Двадцать седьмой день.

Поуч. 1-е. Препод. Титъ Печерскій.

(Уроки изъ его жизни: а) друзей должно избирать съ осторожностью; б) должно возможно скорѣе примиряться съ ближнимъ и в) всегда помнить, что смерть можетъ подкрасться неожиданно).

— «Я видѣлъ прежде ангеловъ, отступившихъ отъ меня и сѣтующихъ о душѣ моей; а темные духи были въ восторгѣ, что въ гнѣвѣ я не прощалъ брата. И пожелалъ я просить Евагрія о прощеніи. Какъ только привели его ко мнѣ, я увидѣлъ ангела съ пламеннымъ копъемъ, которымъ онъ ударилъ не хотѣвшаго простить меня, и діаконъ палъ мертвымъ, а мнѣ (ангелъ) подалъ руку и исцѣлилъ меня».

II. Какое наставленіе извлечемъ, братіе, изъ слышаннаго? Не одно, а три.

а) Первое: каждый избирай себѣ друга не торопясь и осторожно, обдуманно, какъ и совѣтуетъ Іисусъ сынъ Сираховъ: если хочешь пріобрѣсти друга, пріобрѣтай его по испытаніи, и не скоро ввѣряйся ему (VI, 4). А если замѣчаешь въ другѣ измѣну, то удались отъ него безъ ссоры, не открывая ввѣренной тебѣ тайны. Иначе вмѣсто дружбы возникнетъ ненависть и злоба, по дѣйствію врага, какъ у Тита и Евагрія.

б) Второе: если начнется ссора и брань, то старайся прекратить ихъ возможно скорѣе, въ самомъ началѣ, искреннимъ примиреніемъ съ врагомъ, простивъ отъ души всѣ его обиды.

Къ прощенію обидъ побуждаетъ насъ и заповѣдь Спасителя, повелѣвшаго любить враговъ нашихъ, блалословлять проклинающихъ насъ, благотворить ненавидящихъ насъ и молиться за обидящихъ (Матѳ. V, 26). Къ тому же побуждаетъ насъ и польза души нашей. Припомнимъ, братіе, слово Самого Господа Іисуса Христа: аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, и Отецъ вашъ небесный отпуститъ вамъ согрѣшенія ваша.

Вы скажете: тяжело прощать обиду, трудно ее забыть? Будемъ увѣрены, слушатели, — Кто учитъ прощенію обидъ и молитвѣ за враговъ, Тотъ силенъ помочь намъ и въ этомъ спасительномъ дѣлѣ. Будемъ только молиться усердно о томъ, чтобы Господь помогъ намъ безропотно претерпѣть обиды и далъ силу душѣ нашей простить врага нашего и полюбить его, какъ брата нашего во Христѣ, который не самъ собой, но по дѣйствію врага нашего спасенія, діавола, сдѣлалъ намъ зло.

в) Третій урокъ, который можно извлечь изъ жизни препод. Тита печерскаго, состоитъ въ томъ, что нужно всегда помнить о томъ, что смерть можетъ неожиданно постигнуть всякаго человѣка, какъ это случилось съ діакономъ Евагріемъ.

Случалось, люди умирали совсѣмъ неожиданно, наприм. въ день своей свадьбы, или отъ ничтожной повидимому причины.

Военачальника Сисару застигла смерть на постелѣ;

Амнона, сына Давидова, послѣ угощенія виномъ въ кругу родства.

Одинъ спрашивалъ: «который часъ», и — пока справлялись о часахъ, онъ уже умеръ.

Другой читалъ собственную рѣчь къ гостямъ, которые только что собрались къ нему на вечеръ въ имянины, и — палъ на полъ мертвымъ.

Дабы не забыть о необходимости приготовляться къ смерти, нѣкоторые святые особеннымъ образомъ возбуждали въ себѣ живую память о смерти. Такъ, напр., блаж. Іеронимъ держалъ предъ глазами своими черепъ человѣческій.

Другіе заживо дѣлали себѣ гробъ (св. Тихонъ задонскій и многіе) или выкапывали себѣ могилу (на Аѳонѣ), и по временамъ ложились на ночь въ эти могилы. Словомъ, одна минута отдѣляетъ человѣка отъ смерти.

Какъ же послѣ этого не опасаться ея и не готовиться къ ней? Обыкновенно, молодые отлагаютъ мысль о смерти и приготовленіе къ часу смертному до старости. Но если они свое приготовленіе полагаютъ въ покаяніи (какъ и слѣдуетъ): то откладывать это дѣло слишкомъ непрочно для успѣха дѣла. Кто до 60 и 70 лѣтъ не жилъ съ Богомъ, кто совсѣмъ не былъ знакомъ съ христіанскою жизнью: тому какъ трудно вдругъ наставить себя по духовному!

Высоко назидательно говоритъ о неожиданности смертнаго часа святитель Димитрій ростовскій.

«Многіе, говоритъ онъ, отойдя ко сну ночному, уже не просыпались, ихъ находили мертвыми, и дѣлался для нихъ сей сонъ смертію, а ложе ночное — гробомъ! Многіе, вставъ отъ сна ночного и встрѣтивъ день, до слѣдующей ночи не дожили и умерли. Пируетъ царь халдейскій Валтасаръ съ вечера, и уже довольно навеселѣ, и вотъ появляется чья-то рука, которая загадочными словами пишетъ на стѣнѣ судъ смертный на пирующаго царя — и онъ былъ убитъ въ ту же ночь. Зналъ ли онъ, что такъ скоро наступитъ часъ смерти его? О сколь безвѣстенъ часъ смертный! Господь увѣщеваетъ насъ: будите готовы, бдите и молитеся, не вѣсте бо, когда время будетъ». (Изъ твор. Дим. рост.).

III. Молитвами препод. Тита печерскаго да поможетъ намъ Богъ запечатлѣть навсегда эти уроки въ нашей памяти! (Свящ. Г. Д-ко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 147-149.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0