Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 19 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Двадцать шестой день.

Св. Порфирій, епископъ Газскій.

(О любви ко врагамъ и о силѣ молитвы).

II. Какіе уроки для нашей душевной пользы извлечемъ изъ житія святителя Порфирія, епископа газскаго? Слѣдующіе два.

а) Христіанская вѣра учитъ насъ не воздавать зломъ за зло, но побѣждать зло добромъ, и заповѣдуетъ намъ человѣколюбіе. Ложно поэтому думаютъ тѣ, которые считаютъ оскорбленіе иновѣрца, какъ наприм. еврея, дѣломъ угоднымъ Богу. Христіанская любовь простирается и на язычниковъ и заботится объ ихъ обращеніи не угрозами, а кроткими мѣрами.

б) Второй урокъ, который мы извлекаемъ изъ жизни святаго Порфирія, епископа газскаго, состоитъ въ томъ, что молитва христіанина, если она искренняя и усердная, можетъ быть весьма сильна и дѣйственна. Ею можно, напр., призвать дождь съ неба во время губительной засухи, какъ то сдѣлалъ св. Порфирій.

Нѣкоторые христіане, знающіе и творящіе дѣло молитвы болѣе наружно, по обряду, нежели внутренно, по духу, не видя ощутительныхъ послѣдствій своей молитвы ни въ себѣ, ни окрестъ себя, вмѣсто того, чтобъ усомниться въ истинѣ и достоинствѣ своихъ молитвъ, приходятъ къ той ложной мысли, что молитва сильная и дѣйствительная есть, можетъ быть, особенный даръ благодати, предоставленный только для нѣкоторыхъ избранныхъ Божіихъ и для нѣкоторыхъ только чрезвычайныхъ случаевъ.

Для таковыхъ скажемъ прямо, что нѣтъ человѣка, котораго молитва не могла бы содѣлаться сильною, если онъ того твердо и чистосердечно, съ вѣрою и упованіемъ на Бога, возжелаетъ; и нѣтъ вещи, въ которой бы молитва не могла содѣлаться дѣйствительною, если только предметъ молитвы не противенъ премудрости и благости Божіей и благу молящагося.

Представьте себѣ человѣка, который силою молитвы затворяетъ и отверзаетъ небо для прекращенія и низведенія дождя; велитъ, чтобы горсть муки и немного елея достаточны были для пропитанія нѣсколькихъ человѣкъ, на нѣсколько мѣсяцевъ, и даже, можетъ быть, не на одинъ годъ, — и это исполняется; дуетъ на мертваго, — и онъ воскресаетъ; низводитъ съ небесъ огнь, дабы онъ попалилъ жертву и жертвенникъ, погруженный въ воду. — Что можетъ показаться необыкновеннѣе такой силы молитвенной? Но такъ кажется только для человѣка, не знающаго силы духовной; а для знающаго сіе есть дѣло подобнаго намъ человѣка. Это ученіе св. ап. Іакова, который, поучая насъ молиться другъ за друга, въ убѣжденіе къ сему говоритъ, что мною можетъ молитва праведнаго, и это общее для всѣхъ наставленіе и убѣждающую мысль подтверждаетъ слѣд. примѣромъ: Иліа человѣкъ бѣ подобострастенъ намъ, и молитвою помолися, да не будетъ дождь; и не одожди по земли лѣта три и мѣсяцъ шесть: и паки помолися; и небо дождь даде, и земля прозябе плодъ свой (Іак. У, 16, 17 и 18). Для чего сказано здѣсь, что сей чудодѣйствующій Илія былъ подо-бострастенъ намъ? — Точно для того, чтобы, почитая его необыкновеннымъ человѣкомъ, не облѣнились мы подражать ему и достигать силы въ молитвѣ.

Изыскивайте, если хотите, изобрѣтайте въ мысляхъ вашихъ вещь, которая казалась бы недоступною силѣ молитвы — не отчаяваемся при свѣтѣ слова Божія показать вамъ, что она доступна и достижима, хотя бы даже казалась невозможною. Вообразите, напримѣръ, цѣлый народъ тяжкимъ преступленіемъ раздражившій Бога; присовокупите, что Богъ уже изъявляетъ праведную волю Свою погубить сей народъ, и что въ эти ужасныя минуты остается одинъ только человѣкъ на свѣтѣ, который можетъ принести молитву за сей, почти уже поглощаемый адомъ, народъ. Не кажется ли вамъ, что уже невозможно спасти народъ этотъ? Опытъ Моνсея показалъ, что и сіе возможно. Народъ израильскій, непосредственно послѣ славнаго Богоявленія и законоположенія сνнайскаго, вдругъ впадаетъ въ идолопоклонство. Моνсей предстоитъ Богу на горѣ. Выслушайте и уразумѣйте, какія дивныя слова въ это время изглаголалъ Господь Моνсею: и нынѣ остави Мя, и возъярився гнѣвомъ на ня, потреблю ихъ (Исх. ХХХII, 10). Что же еще? Молитвенникъ и тогда не оставляетъ Бога, но усугубляетъ молитву, и гнѣвъ непобѣдимаго Всемогущаго уступаетъ силѣ молитвы бреннаго человѣка! И умилостивися Господь о злѣ, еже рече сотворити людемъ Своимъ (14). Измѣряйте здѣсь, если можете, чудесную силу молитвы, и найдите послѣ сего, чего бы не могла она совершить во спасеніе!

III. Отчего же столь многія молитвы остаются безъ дѣйствія, если всякая молитва можетъ быть столь сильна и дѣйствительна? Отмѣтимъ здѣсь одинъ случай, когда молитва кажется не исполненною, между тѣмъ какъ она исполняется неожиданнымъ и высшимъ образомъ. Такъ, св. ап. Павелъ трикраты молилъ Господа, да отступитъ отъ него пакостникъ плоти, но Богъ ему отвѣтствовалъ: довлѣетъ ти благодатъ Моя, сила бо Моя въ немощи совершается (2 Кор. XII, 8 и 9). Не прекращено искушеніе, но еще болѣе дивная дарована побѣда надъ продолжающимся искушеніемъ. Если исключить подобные сему случаи, то всѣ безуспѣшныя молитвы объясняются краткимъ изреченіемъ апостольскимъ: желаете, и не имате, зане не просите; просите и не пріемлете, зане злѣ просите, да въ сластехъ вашихъ иждивете (Іак. ІѴ, 2. и 3). Наши молитвы безплодны или потому, что это не суть прошенія прилежныя и неотступныя, которыя бы исходили изъ глубины души, и въ которыхъ бы вся душа изливалась, но только желанія слабыя, которыя мы изрекаемъ безъ возбужденія духа, и думаемъ, что они сами собою должны исполниться; или потому, что прошенія наши не чисты и злы, что мы просимъ вреднаго, а не полезнаго для души нашей, или просимъ не во славу Божію, но для удовлетворенія нашихъ хотѣній плотскихъ и самолюбивыхъ. (Сост. Г. Д—ко по проп. Фил. м. м., т. I., изд. 1873 г. и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 146-147.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0