Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Двадцать четвертый день.

Поуч. 2-ое. Первое и второе обрѣтеніе честныя главы Іоанна Предтечи.

(Основанія почитанія святыхъ мощей).

Честная глава Предтечи хранится въ Студійскомъ Предтеченскомъ монастырѣ. Часть ея находится въ Римѣ, въ церкви св. Сильвестра. (Есть части и въ Аѳонскомъ монастырѣ Діонисія).

II. Мы видѣли, братія, что самъ св. Іоаннъ пророкъ и Предтеча Господень, по изволенію Божію, неоднократно являлся людямъ благочестивымъ, дабы указать мѣсто погребенія своей честной главы. Ясно что есть прямая воля Божія, чтобы мы почитали мощи св. угодниковъ Божіихъ. Для нихъ и чрезъ нихъ Господь ниспосылаетъ Свои великія и богатыя милости всѣмъ, кто съ вѣрою и любовію къ нимъ притекаетъ въ своихъ нуждахъ, бѣдахъ и болѣзняхъ душевныхъ и тѣлесныхъ.

Разсмотримъ посему основанія почитанія св. и многоцелебныхъ мощей.

а) Первое основаніе, почему мы должны оказывать благоговѣйное чествованіе мощамв св. угодниковъ Божіихъ, заключается въ томъ, что Самъ Богъ благоволилъ почтить и прославить ихъ многоразличныии чудесами и знаменіями. Примѣры на это мы встрѣчаемъ и въ св. Писаніи, и въ исторіи церкви христіанской. Еще въ ветхозавѣтныхъ книгахъ священнаго Писанія описано слѣдующее замѣчательное событіе: умеръ пророкъ Елисей, и похоронили его. На слѣдующій годъ мимо того мѣста, гдѣ онъ былъ похороненъ, несли одного мертвеца для погребенія. Въ это время появилась толпа моавитянъ, которые производили набѣгъ на израильскую землю. Несшіе мертвеца испугались и бросили его въ ту самую пещеру, въ которой похороненъ былъ пророкъ Елисей. Но какъ только этотъ мертвецъ коснулся костей пророка, то ожилъ и всталъ на ноги (4 Цар. 13, 20—21). Въ исторіи христіанской церкви представляется намъ такое множество чудесъ, совершившихся отъ мощей св. угодниковъ Божіихъ, что нѣтъ никакой возможности даже и перечислить ихъ. Такъ, отъ мощей святителя Николая истекало благовонное мνро, больные получали здоровье, глухіе — слухъ, нѣмые — способность говорить, слѣпые — зрѣніе и проч.

Подобныя чудеса совершались отъ мощей и другихъ угодниковъ Божіихъ. Даже самое открытіе мощей какого-либо св. угодника Божія всегда совершалось по особенному откровенію Божію и съ особенными чудесными знаменіями.

б) Второе основаніе, почему мы должны благоговѣйно чествовать мощи св. угодниковъ Божіихъ, состоитъ въ тоиъ, что сама св. церковь, во всѣ времена, послѣдуя священному Преданію, оказывала и оказываетъ имъ надлежащее почитаніе. Съ этою цѣлію она всячески заботилась о пріобрѣтеніи мощей св. угодниковъ Божіихъ и сохраненіи ихъ. Когда воздвигаемы были на христіанъ гоненія, тогда она скрывала св. мощи въ потаенныхъ мѣстахъ и тамъ устраивала надъ ними алтари. А когда гоненія прекратились, тогда она стала содержать ихъ открыто, устраивать для нихъ серебряныя раки, новые храмы и разныя украшенія. Самое-же открытіе мощей, а равно и перенесеніе ихъ куда либо, она совершала съ особенной торжественностію и установила въ память этихъ событій особые праздники. Впослѣдствіи св. церковь постановила, чтобы, при освященіи храмовъ, полагалась часть св. мощей или подъ престолъ, или, по крайней мѣрѣ, въ антиминсъ, а безъ этого и божественная литургія не можетъ быть въ нихъ совершаема. Почитая, такимъ образомъ, св. мощи, она, вмѣстѣ съ тѣмъ, учитъ и чадъ своихъ, чтобы и они постоянно оказывали имъ благоговѣйное чествованіе.

Если-же такъ высоко чтили св. мощи древніе христіане и сама св. церковь, то какое право имѣемъ мы поступать иначе? Св. церковь есть мать наша, а мы дѣти ея, и поэтому обязаны безпрекословно повиноваться ей и свято исполнять ея ученіе. Что за христіане, которые не хотятъ слѣдовать доброму примѣру матери своей — св. церкви и не руководствуются спасительнымъ ея ученіемъ?.. «Аще же и церковь преслушаетъ братъ твой, говоритъ Спасителъ нашъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь» (Матѳ. 18, 17), т. е. такой христіанинъ, какъ ослушникъ церкви, не долженъ имѣть и общенія съ св. церковію, подобно тому, какъ не имѣютъ съ нею никакого общенія язычники и мытари; а не имѣть общенія съ св. церковію, — значитъ не имѣть и жизни духовной. Вотъ какой печальной участи подвергаютъ себя тѣ, которые не почитаютъ мощей св. угодниковъ Божіихъ!

в) Наконецъ, третье основаніе, почему мы должны оказывать надлежащее почтеніе мощамъ св. угодниковъ Божіихъ, заключается въ томъ, что «мощи святыхъ, скажемъ словами Іоанна Дамаскина, даруются намъ отъ Владыки Христа, какъ спасительные источники, которые источаютъ многоразличныя благодѣянія» (Точн. изл. прав. вѣры кн. IV, гл. 15). Всѣ, съ вѣрою притекающіе къ этимъ источникамъ, могутъ получать отъ нихъ полезное для себя: больные — выздоровленіе, слѣпые — зрѣніе, глухіе — слухъ, нѣмые — даръ слова, несчастные освобожденіе отъ несчастій, счастливые — упроченіе счастія, здоровые — предохраненіе отъ болѣзней и проч. Но это еще не все.

Мощи св. угодниковъ Божіихъ благодѣтельны и для душъ нашихъ: здѣсь каждый вѣрующій можетъ находить для себя и защиту отъ искушеній, и утѣшеніе въ скорбяхъ, и помощь въ борьбѣ со грѣхомъ, и укрѣпленіе въ добродѣтели, и вообще все, что необходимо для нашего спасенія. — «Я слышала отъ одного благочестиваго старца, говорила одна римская госпожа, по имени Аглаида, правителю своего имѣнія Вонифатію, что кто имѣетъ у себя на дому мощи и почитаетъ ихъ, тотъ не только путь ко спасенію находитъ, но и воздаянія вѣчнаго сподобится... Поди въ ту страну, гдѣ христіанъ подвергаютъ мукамъ, и принеси мнѣ мощи какого-либо мученика; мы воздвигнемъ церковь и будемъ имѣть хранителя себѣ и ходатая къ Богу». Вонифатій пошелъ. Но, прибывъ въ Тарсъ и замѣтивъ, что св. мученики съ великимъ терпѣніемъ переносятъ самыя жестокія мученія, онъ и самъ рѣшился быть мученикомъ, а всдѣдствіе этого объявилъ себя христіаниномъ, мужественно выстрадалъ всѣ пытки и въ концѣ съ веселіемъ преклонилъ свою голову на отсѣченіе за вѣру Христову. Надо замѣтить, что Аглаида до той поры вела жизнь порочную. Но вотъ, когда принесли къ ней мощи св. мученика Вонифатія, то она немедленно оставила порочную жизнь, выстроила въ своемъ селѣ церковь во имя св. мученика Вонифатія, съ благоговѣніемъ перенесла въ нее мощи его, имѣніе свое раздала нищимъ, отверглась міра и, проживъ 15 лѣтъ въ слезахъ и покаяніи, явилась предъ Господомъ оправданною («Чет.-Мин.» 19 декабря).

III. Послѣ этого какъ-же намъ, братіе, не чествовать мощей св. угодниковъ Божіихъ, когда онѣ такъ благодѣтельны для душъ и тѣлесъ нашихъ? Если мы считаемъ долгомъ оказывать всевозможныя почести останкамъ людей, которые, быть можетъ, жили и грѣшно, но временно отличались какими-либо особенными подвигами въ пользу отечества, то справедливо-ли не оказывать благоговѣйнаго чествованія останкамъ св. угодниковъ Божіихъ, которые не только во временной своей жизни были благодѣтелями человѣчества, молясь за него Богу и поучая его своею святою жизнію, но и по смерти своей не перестаютъ быть такими же благодѣтелями и постоянно изливаютъ на насъ различныя милости Божіи? — (Сост. Г. Д-ко по журн. «Воскр. чтеніе». 1885 г., № 45).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 142-145.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0