Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Двадцать третій день.

Св. священномученикъ Поликарпъ.

(Чѣмъ облегчались страданія св. мучениковъ за Христа?)

II. Читая объ изумительныхъ подвигахъ мужества и терпѣнія св. священномученика Поликарпа и др. св. мучениковъ, нельзя не задаться вопросомъ: чѣмъ облегчались страданія св. мучениковъ за Христа? Гдѣ они находили духовныя силы для совершенія столь дивныхъ подвиговъ? При свѣтѣ церковной исторіи и твореній св. отцевъ мы можемъ указать слѣдующія духовныя средства, коими облегчались страданія св. мучениковъ.

а) Размышленіе о страданіяхъ Христа Спасителя. Ап. Павелъ, призывая вѣрующихъ на предлежащій подвигъ спасенія, говоритъ: съ терпѣніемъ будемъ проходить предлежащее намъ поприще, взирая на Начальника и Совершителя вѣры Іисуса, Который вмѣсто предлежащей Ему радости претерпѣлъ крестъ, пренебрегши посрамленіе: и возсѣлъ одесную престола Божія (Евр. XII. 1—2). Этотъ-то взоръ на Пострадавшаго всегда былъ присущъ чистой душѣ св. мучениковъ, и услаждалъ горесть ихъ страданій. Если воины во время сраженія безстрашно подвергаютъ жизнь свою опасности, одушевляясь примѣромъ вождей своихъ, презирающихъ опасности, какихъ сами подвергаются: то могли ли бояться мукъ и смерти воины Христовы, имѣя предъ очами Вождя спасенія Христа Спасителя, за всѣхъ пострадавшаго, и всѣмъ оставившаго примѣръ, да послѣдуютъ стопамъ Его въ несеніи креста?

б) Надежда на будущее воздаяніе. Св. мученики взирали на свой великій подвигъ и на всѣ предлежащія страданія, какъ на что то малое и незначущее, и были увѣрены, что ихъ ожидало блаженство вѣчное, — что послѣ кратковременныхъ земныхъ страданій они перейдутъ въ тотъ свѣтлый міръ, гдѣ уже не будутъ ни алкать, ни жаждать, и не будутъ палить ихъ солнце и никакой зной (Апокал. VII, 16). Если мореплаватель благодушно переноситъ всѣ трудности и опасности морского путешествія изъ-за надежды достигнуть отечества, гдѣ ожидаетъ его родное семейство и многія сокровища, то несравненно съ большимъ благодушіемъ и терпѣніемъ могли переносить всѣ страданія тѣ богоизбранные мужи и жены, для которыхъ за предѣлами здѣшняго міра уже сіялъ тотъ чудный благоукрашенный градъ, гдѣ свѣтильникъ его Агнецъ и гдѣ уже ночи не будетъ (Апок. XXI, 23—25).

в) Пламенная любовь ко Христу. Эта любовь, какъ высшая духовная сила, невидимо услаждала горечь страданійихъ и мукъ. И въ явленіяхъ жизни обыкновенной мы видимъ силу любви. Вотъ нѣжная мать несетъ на рукахъ своего младенца въ сильный полуденный зной и идетъ по неровному, жесткому пути. Спросите ее: приходитъ ли ей мысль бросить свою драгоцѣнную ношу, и все это не тягостно ли ей и трудно? Съ увѣренностію можно сказать, что всего этого она какъ будто и не замѣчаетъ по любви къ своему младенцу: тяжесть ноши, сильный зной, неровный, жесткій путь — все поглощено любовію! Если такъ сильна и дѣйственна любовь естественная, то что сказать о любви божественной? Мученики, исполненные любовію ко Христу, не только не боялись страданій, но еще съ радостію желали принять ихъ. Силу этой любви такъ изображаетъ ап. Павелъ: кто отлучитъ насъ отъ любви Божіей: скорбь, или тѣснота, или гоненіе, или голодъ, или нагота, или опасность, или мечъ (Рим. VIII, 35)?

г) Особенное дѣйствіе божественной благодати. Самая рѣшимость страдать за Христа была плодомъ упованія на благодатную помощь. «Надѣюся, говорила св. мученица Агаѳія, на Христа Бога моего, яко имать съ высоты смотрѣти на подвигъ мой со множествомъ св. Своихъ ангеловъ и помогати мнѣ немощнѣй будетъ» (Ч.-М. февр. 5). Подобное чувство упованія на благодатную помощь Божію было у всѣхъ христіанскихъ мучениковъ. Они никогда съ самообольщеніемъ не опирались на свои силы и дарованія. Въ духѣ глубокаго смиренномудрія они начинали великій свой подвигъ. Каждый изъ нихъ мысленно говорилъ съ апостоломъ: все могу въ укрѣпляющемъ меня Іисусѣ Христѣ (Филипп. IV, 13).

Божественная благодать иногда такъ утѣшала св. мучениковъ, во время страданій, что они веселились духомъ, и веселіе сіе отражалось въ самомъ взорѣ ихъ. Такъ о св. муч. Ѳеофилѣ, бывшемъ прежде языческомъ философѣ, говорится, что «святой веселяшеся въ мукахъ, яко не слышай болѣзни и бѣ лице свѣтло» (февр. стр. 45). Очевидно, что это веселіе и эта свѣтлость лица не могли быть у мученика безъ благодати Христовой, ибо человѣку, какъ немощному, неестественно веселиться и являть свѣтлость лица во время страданій. То же засвидѣтельствовала о себѣ и св. муч. Ѳеодулія (5 фев.). Вися на кипарисѣ и опаляемая огнемъ, она сказала мучителю: «вѣждь, воевода, яко азъ не чувствую муки и тебе паче зрю мучима и побѣждаема» (стр. 31). И сбывались такимъ образомъ слова апостола: вѣренъ Богъ, Который не попуститъ вамъ быть искушаемыми сверхъ силъ, но при искушеніи дастъ и облегченіе такъ, чтобы мы могли перенести (1 Кор. X, 13).

д) Чудесное явленіе І. Христа. Иногда Самъ Господь І. Христосъ въ видимомъ образѣ являлся страдавшимъ за вѣру въ Него и Своимъ явленіемъ утѣшалъ ихъ такъ, что они безъ малѣйшаго смущенія, съ невозмутимымъ миромъ душевнымъ, принимали казнь. Такъ въ книгѣ Дѣяній апостольскихъ о св. первомученикѣ архидіаконѣ Стефанѣ повѣствуется, что онъ въ то время, когда враги его рвались сердцемъ и скрежетали на него зубами, воззрѣвъ на небо, увидѣлъ славу Божію и Іисуса, стоящаго одесную Бога (VII. 54—55), и объятый радостію божественнаго видѣнія, онъ, побиваемый камнями, мирно перешелъ въ вѣчно-блаженный міръ, среди колѣно-преклонной молитвы (Дѣян. VII). (См. «Душеполезн. чт.» за 1873 г., ноябрь, стран. 317—321).

III. Напоминаніе о сихъ духовныхъ средствахъ, при помощи коихъ облегчались страданія св. мучениковъ за Христа, да оживитъ и насъ, малодушныхъ, надеждою, что Господь не оставитъ и насъ во время искушенія безъ Своей всесильной помощн, — что и мы можемъ черпать силу терпѣнія и мужество въ борьбѣ со зломъ изъ тѣхъ же источниковъ, изъ коихъ черпали ихъ св. мученики.( Свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 139-141.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0