Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Двадцать второй день.

Св. мученикъ Маврикій и другіе съ нимъ пострадавшіе 70 воиновъ.

(О необходимости терпѣнія).

II. Св. муч. Маврикій и 70 воиновъ, пострадавшихъ съ нимъ за Христа, поражаютъ насъ дивнымъ терпѣніемъ: десять сутокъ ужасныхъ мученій, закончившихся медленною смертію, и ни одного слова ропота, ни одного проявленія нетерпѣнія. Да будетъ нынѣ наше слово о необходимости христ. терпѣнія, безъ котораго невозможно спастись.

Кто же не пожелаетъ спасенія? И можетъ ли быть человѣкъ, который бы дѣйствительно не желалъ его? Если нѣкоторые люди живутъ и поступаютъ такъ, какъ бы они не желали себѣ спасенія: то это или потому, что прельщаемые и ослѣпляемые страстями они безразсудно почитаютъ возможнымъ безъ опасности отложить исполненіе сего желанія до будущаго времени; или потому, что по множеству грѣховъ и беззаконій, ими содѣянныхъ, отчаяваются въ своемъ спасеніи; а если бы въ нихъ возбудилась надежда спасенія, то возбудилось бы и желаніе.

За желаніемъ спасенія и сознаніемъ возможности его естественно слѣдуетъ помышленіе о средствахъ достигнуть его. Высшее начало нашего спасенія есть благодать Господа нашего I. Христа, какъ свидѣтельствуетъ Его возлюбленный ученикъ: яко Отецъ посла Сына Спасителя міру (1 Іоан. ІѴ, 14). А соотвѣтствующія сему началу средства со стороны человѣка суть вѣра, дѣйствующая любовію, и употребленія таинствъ церкви, по реченному Самимъ Господомъ: иже вѣру иметъ и крестится, спасенъ будетъ (Марк. XVI, 16).

а) Сколь ни совершены и дѣйствительны сіи средства спасенія, но такъ какъ въ приспособленіи ихъ къ душѣ и жизни человѣка встрѣчаются препятствія и затрудненія, то, для устраненія сихъ препятствій, и для препобѣжденія сихъ затрудненій, вновь требуются нѣкоторыя вспомогательныя средства. Одно изъ такихъ средствъ указуется намъ изреченіемъ Господнимъ: претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ. Спасется только тотъ, кто претерпитъ, и претерпитъ до конца. Слѣдственно, вспомогательное средство спасенія есть терпѣніе, и притомъ терпѣніе до конца.

Христосъ Спаситель поставляетъ терпѣніе въ ближайшемъ соотношеніи съ гоненіями за имя Его. Се Азъ, говоритъ Онъ, посылаю васъ, яко овцы посредѣ волковъ; предадятъ вы на сонмы, и на соборищахъ ихъ біютъ васъ:и будете ненавидимы всѣми имене Моего ради: претерпѣвый же до конца, той спасенъ будетъ. Гоненіе за истинную вѣру есть открытое и торжественное поприще терпѣнія; и славный въ церкви чинъ претерпѣвшихъ до конца и спасшихся суть св. мученики.

Но и для всѣхъ насъ необходимо и обязательно терпѣніе І. Христа. Посему всѣ мы, если желаемъ спастися, должны стяжать терпѣніе, и сохранить его до конца. Претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ.

б) Область терпѣнія должна простираться на всю жизнь человѣка и на всѣ судьбы человѣчества въ семъ мірѣ. Съ терпѣніемъ — человѣкъ пріобрѣтаетъ и сохраняетъ блага, успѣваетъ въ предпріятіяхъ, достигаетъ исполненія желаній, безвредно выдерживаетъ прираженія золъ: вышедши изъ терпѣнія, онъ тотчасъ въ опасности утратить благо, и пострадать отъ зла, или, что не менѣе бѣдственно, сдѣлать зло. Минута нетерпѣнія можетъ разстроить годы и вѣки.

Повѣрите ли, что терпѣніе нужно было даже въ раю, гдѣ, по видимому, совсѣмъ нечего терпѣть? — Повѣрите, если размыслите. Если бы праматерь Ева имѣла довольно терпѣнія не отвѣчать на рѣчи змія искусителя, съ перваго слова ложныя, не бросаться, при возбудившемся чувственномъ влеченіи, опрометчиво на запрещенный плодъ, остановиться и подумать, не безопаснѣе ли вѣрить Богу, нежели змію, посовѣтоваться, прежде несчастной рѣшимости, съ мужемъ, менѣе ея неопытнымъ, еще до ея сотворенія уже бывшимъ въ общеніи съ Богомъ: очень вѣроятно, что чувственное влеченіе было бы остановлено, истина восторжествовала бы надъ ложью, не былъ бы содѣланъ грѣхъ, и не послѣдовала бы смерть. Недостало терпѣнія: и прародители пали, и съ собою низринули весь будущій родъ человѣческій.

По сравненію съ раемъ, надобно ли изъяснять, сколько нужнѣе терпѣніе на землѣ, куда человѣкъ для того и посланъ изъ рая, чтобы въ терпѣніи стяжавалъ душу свою.

Если вышеприведенный опытъ гибельности недостатка терпѣнія для насъ страшенъ, то утѣшимъ и ободримъ себя другими очевидными опытами того, какъ можно въ самыхъ трудныхъ обстоятельствахъ сохранить терпѣніе, и какъ благотворны отъ сего послѣдствія.

Какія лишенія, страданія, искушенія претерпѣлъ праведный Іовъ! И какъ вѣрно и щедро вознаграждено его терпѣніе!

Какія жестокія и продолжительныя гоненія претерпѣлъ Давидъ! И какъ славно вознаграждено его терпѣніе!

Какіе многообразные роды истязаній, мученій, смертей, нарочно изобрѣтены были врагами христіанства для того, чтобы поколебать терпѣніе христіанскихъ мучениковъ! И какъ чудно совершалась въ ихъ немощи сила Божія, то спокойнымъ, и даже иногда безболѣзненнымъ перенесеніемъ мученій, то внезапнымъ исцѣленіемъ ранъ, то карательными дѣйствіями надъ мучителями, то духовною побѣдою, превращавшею самихъ мучителей въ христіанъ!

И кромѣ мученичества, какъ много и долго претерпѣвали многіе подвижники благочестія, которые, по вѣрному для прешедшихъ и послѣдующихъ временъ изображенію апостола, проидоша въ милотехъ, и козіяхъ кожахъ, лишени, скорбяще, озлоблени, въ пустыняхъ скитающеся, и въ горахь, и въ вертепахъ, и въ пропастехъ земныхъ (Евр. XI. 37, 38)! И отъ тощихъ, по видимому, сѣменъ самоотверженія, добровольныхъ лишеній, претерпѣваемыхъ искушеній, при орошающихъ слезахъ и теплотѣ молитвы, какіе обильные въ нихъ являлись и являются плоды добродѣтелей, дарованій духовныхъ, благодатной силы и славы, еще на землѣ не небесной, а потомъ и изъ затвореннаго для насъ неба благотворно просіявающей на землю!

в) Безъ терпѣнія нѣтъ подвига: а безъ подвига нѣтъ добродѣтели, ни дарованія духовнаго, ни спасенія. Ибо царствіе небесное нудится (Матѳ. XI, 12).

Хочешь ли, по заповѣди Христовой, стяжать совершенную любовь, объемлющую и враговъ? — Размысли, какъ сіе возможно. Въ людяхъ встрѣчаешь ты часто недостатки, не рѣдко пороки, иногда и ненависть къ тебѣ: а это располагаетъ къ неуваженію людей, къ отвращенію отъ нихъ, къ взаимной ненависти, а не къ любви. Какъ же стяжать любовь ко всѣмъ? — Если рѣшишься и пріобучишь себя съ терпѣніемъ взирать на недостатки и пороки людей, и на самую ненависть къ тебѣ, то можешь возлюбить всѣхъ, не преставая ненавидѣть пороки: а безъ терпѣнія не можешь.

Хочешь ли, по апостолу, быть чадо послушанія (1 Петр. 1. 14)? — Размысли, какъ сіе возможно. Неизбѣжно чтобы тебѣ нерѣдко повелѣваемо было то, что тебѣ не по мысли, не по желанію, не по вкусу, что тягостно для твоей нѣги, непокойно и обременительно для твоей безпечности: но чтобы сіе исполнить безъ противленія, безъ прекословія, безъ ропота, для сего нужно терпѣніе. Итакъ, если имѣешь терпѣніе, то можешь имѣть послушаніе: а безъ терпѣнія не можешь.

Подобно сему и всякая добродѣтель требуетъ нѣкоторыхъ лишеній труда, подвига, брани противъ страстей, вожделѣній, искушеній, не всегда легко и скоро увѣнчаваемой побѣдою: и слѣдственно требуетъ терпѣнія. Если поколеблется терпѣніе: не устоитъ и другая добродѣтель. И такъ какъ добродѣтель есть обязанность всей жизни до конца: то и терпѣніе есть потребность всей жизни до конца.

III. Братіе, подвижники вѣры и добродѣтели! Братіе! подвижники самоотверженія и креста! Терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ, взирающе на Начальника вѣры и Совершителя Іисуса, и съ терпѣніемъ да продолжимъ его до конца. Претерпѣвый же до конца, той спасет будетъ. Аминь. (Сост. по проп. Филарета, митр. моск , т. Ѵ, изд. 1885 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 137-139.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0