Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Двадцать первый день.

Св. Георгій, епископь Амастридскій.

(Грѣхъ святотатства).

II. Изъ жизни св. Георгія, епископа амастридскаго, мы видимъ, возлюбленные братіе, какъ Богъ гнѣвается на святотатцевъ и кощунниковъ. Побесѣдуемъ же въ настоящій разъ о грѣхѣ святотатства, который, къ великой скорби всякаго истиннаго христіанина, встрѣчается иногда даже среди христіанъ, такъ какъ мы нерѣдко слышимъ или читаемъ о кражѣ имущества изъ святыхъ храмовъ и надгробныхъ памятниковъ изъ кдадбищъ. Даже при взглядѣ на одни желѣзныя рѣшетки на окнахъ храма невольно становится грустно и стыдно, потому что они слишкомъ краснорѣчиво напоминаютъ о грѣхѣ святотатцевъ, нерѣдко христіанъ, противъ коихъ собственно они и устроены.

а) Дабы видѣть всю тяжесть грѣха святотатства, приведемъ прежде всего церковныя правила относительно этого грѣха.

Семьдесятъ второе и 73-е правила св. апостолъ того, кто беретъ изъ церкви воскъ или елей, а также и того, кто присвояетъ на свое и обыкновенное употребленіе сосудъ освященный, сдѣланный изъ золота или серебра, или завѣсу, какъ подлежащаго наказанію беззаконія, если не святотатства, подвергаютъ отлученію.

А великій Григорій Нисскій въ ѴIII-мъ правилѣ говоритъ: «святотатство въ ветхозавѣтномъ и божественномъ писаніи признано достойнымъ не меньшаго осужденія, какъ убійство. Ибо и обличенный въ убійствѣ и похитившій посвященное Богу (какъ то сдѣлалъ Ахаръ, побитый за то камнями) равно подлежали побіенію камнями (Іис. Нав. VII). А церковный обычай, допустивъ, (не вѣдаю како), снисхожденіе, принялъ болѣе легкое очищеніе сего недуга, ибо святотатцевъ подвергалъ эпитиміи на меньшее время (именно на 15 лѣтъ), чѣмъ прелюбодѣевъ, а прелюбодѣевъ удаляетъ отъ общенія на 18-ть лѣтъ».

И такъ пусть знаютъ святотатцы, что совершеніемъ своего страшнаго грѣха они подвергаютъ себя отлученію отъ церкви, а слѣдовательно отъ Христа, Источника жизни и спасенія, если не на всю жизнь, то не менѣе какъ на 15 лѣтъ по церковнымъ правиламъ. Но правосудный Богъ, въ праведномъ гнѣвѣ Своемъ, иногда и ранѣе караетъ или грозно наказываетъ нераскаянныхъ святотатцевъ и грабителей церковнаго имущества.

б) Вотъ нѣсколько случаевъ грознаго суда Божія надъ святотатцами, случаевъ, которые сохранила церковная и гражданская исторія.

Два человѣка, видя драгоцѣнности на мощахъ св. великомученицы Варвары, почивающей въ кіево-печерской лаврѣ, вознамѣрились, открывъ раку, похитить ихъ; но здѣсь же отъ раки громъ и искры поразили ихъ, — одинъ оглохъ, а другой обезумѣлъ (Чет. Мит. 4 дек.).

Въ житіи Стефана, епископа сурожскаго или азовскаго Субака, мы читаемъ слѣдующій замѣчательный разсказъ: «воинственный и сильный князь изъ Новгорода русскаго, съ многочисленнымъ войскомъ опустошая мѣста отъ Корсуни до Керчи, съ большою силою пришелъ къ Суражу, сломалъ желѣзныя ворота, вошелъ въ городъ съ мечемъ въ рукѣ, вступилъ во св. Софію; сломалъ двери, вошелъ туда, гдѣ стоялъ гробъ св. Стефана, и ограбилъ все, что было на гробѣ: царскій покровъ, жемчугъ, золото, драгоцѣнные каменья, золотыя паникадила и много другого. Но въ тотъ же часъ лице его своротилось назадъ; князь палъ, и пѣна шла изъ рта его; онъ кричалъ: великъ сей человѣкъ!... возвратите назадъ, что взяли... пусть прійдутъ священники и крестятъ меня! Пришелъ архіепископъ Филаретъ со священниками: совершили молитвы, крестили его во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И лице его повернулось опять. И крестились всѣ главные изъ его людей». Это было около 755 г. по Р. Хр. (См. «Исторію русской церкви» Филарета Гумилевскаго. Періодъ первый. Стран. 21—22).

III. Да ужаснутся сего суда Божія всѣ имѣющіе поползновеніе къ присвоенію чужой собственности и въ особенности церковной и да отражаютъ отъ себя это пагубное искушеніе мыслію о всевѣдущемъ и праведномъ Мздовоздаятелѣ, предъ которымъ никакое злодѣяніе, тѣмъ болѣе совершаемое съ кощунствомъ, не остается безъ отмщенія! Погибель вѣчная ожидаетъ татей, ибо какъ говоритъ апостолъ: «ни лихоимцы, ни хищницы, ни татіе царствія Божія не наслѣдятъ» (1 Коринѳ. ѴІ, 10). (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 136-137.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0