Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Двадцатый день.

Св. Левъ, епископъ Катанскій.

(Грѣшно вѣрить, что волшебники могутъ «портить» людей).

II. Изъ приведеннаго разсказа изъ жизни св. Льва, епископа катанскаго, нѣкоторые могутъ вывести весьма ложное заключеніе, а именно, будто волшебники могутъ вредить людямъ, или какъ обыкновенно говорятъ сельскіе жители: «портить» людей. Такое мнѣніе не имѣетъ никакого разумнаго основанія. Если упоминаемый въ житіи св. Льва волшебникъ могъ силою бѣсовскаго волхвованія сдѣлать то, что молившіеся во храмѣ христіане начали топать, прыгать, смѣяться и вообще вести себя безчинно, то это произошло единственно по допущенію Господа, Который восхотѣлъ чрезъ это торжественно и явно для всѣхъ показать все безсиліе волшебныхъ чарованій, ибо не прошло и нѣсколькихъ минутъ, какъ св. Левъ, укрѣпленный силою Божіею, совершилъ великое чудо: связавъ своимъ омофоромъ волшебника, онъ взошелъ вмѣстѣ съ нимъ въ горящій костеръ и оставался въ немъ совершенно невредимый до тѣхъ поръ, пока волшебникъ сгорѣлъ, явно показавъ чрезъ то все безсиліе бѣсовской силы, которою дѣйствовалъ волшебникъ.

И такъ, вѣрить, что волшебники могутъ портить людей, т.-е. поселять въ нихъ бѣса, неразумно и грѣшно.

а) Суевѣрные волшебники, или колдуны вредны лишь однимъ самимъ себѣ, а не другимъ дюдямъ; они только обманываютъ себя и другихъ, — и есть просто самообольщенные обманщики. Діаволъ ни въ чемъ не можетъ помочь суевѣрному волшебнику, потому что самъ ничего не можетъ сдѣлать безъ соизволенія Божія: безъ попущенія Божія діаволъ не можетъ даже приблизиться къ человѣку, какъ это видно изъ примѣра праведнаго Іова; равнымъ образомъ діаволъ не можетъ ослушаться повелѣнія Божія, какъ это видно изъ многихъ примѣровъ, описанныхъ въ евангеліи. Св. Іоаннъ Дамаскинъ говоритъ: «діаволы не имѣютъ ни власти, ни силы противъ кого-нибудь, развѣ когда будетъ сіе попущено по усмотрѣнію Божію, какъ случилось съ Іовомъ, и какъ написано въ евангеліи о свиньяхъ гадаринскихъ. Но при Божьемъ попущеніи они сильны, принимаютъ и перемѣняютъ, какой хотятъ, мечтательный образъ” (Излож. вѣр. кн. II, гл. ІѴ, стр. 58). Поэтому народное повѣрье, будто волшебники, или, такъ называемые, колдуны «портятъ» людей, т.-е. поселяютъ діаволовъ въ какихъ имъ угодно людей, нелѣпо и совершенно неосновательно. Не слѣдуетъ потому приписывать имъ особенной силы и страшиться ихъ. Діаволъ вселяется въ людей по попущенію Божію, стало-быть, самъ по себѣ, никакой посторонній человѣкъ-волшебникъ, или колдунъ, не можетъ имѣть въ этомъ бѣдствіи никакого участія или посредства.

б) Но есть условія, при которыхъ діаволъ можетъ поселиться въ человѣкѣ. Поселяется діаволъ въ бѣсноватыхъ людяхъ, потому что эти люди сами привлекли къ себѣ злыхъ духовъ; они сами приготовили въ себѣ жилище для діаволовъ, выметенное и убранное нераскаянными грѣхами, не занятое Богомъ, благодатію Божіею, подготовленное грѣховною жизнію для вмѣстилища діавола. Бѣсноватые люди нераскаянными грѣхами своими вмѣсто жилища Божія дѣлаются вмѣстилищемъ духа нечистаго. Объ этомъ такъ говоритъ Спасителъ нашъ: когда духъ нечистый выйдетъ изъ человѣка (изгнанный при крещеніи нашемъ), то ходитъ по безводнымъ мѣстамъ, ища покоя, и не находитъ. Тогда говоритъ: возвращусь въ домъ мой, откуда я вышелъ. И вотъ онъ идетъ. И если, пришедши, находитъ его не занятымъ Богомъ, когда кто лишится Св. Духа за свою нераскаянную жизнь, тогда идетъ нечистый духъ и беретъ съ собою семь другихъ духовъ (какъ семь духовныхъ даровъ, такъ, въ противоположность сему, семь духовъ злобы, или семь смертныхъ грѣховъ и страстей; семь можно принимать и какъ обозначеніе множества вообще, а не въ строгомъ смыслѣ) («Толк. еванг.» еп. Михаила), злѣйшихъ себя, и вошедши, живутъ тамъ; и бываетъ для человѣка того послѣднее хуже перваго (Мѳ. XII, 42–45; Лук. XI, 24–26). Такимъ образомъ люди, одержимые злыми духами, которыхъ привлекли въ себя своими нераскаянными грѣхами, должны жаловаться въ своихъ временныхъ и вѣчныхъ мученіяхъ не на волшебниковъ или колдуновъ, а единственно на однихъ самихъ себя.

И дѣйствительно, есть много примѣровъ въ жизнеописаніяхъ святыхъ, изъ которыхъ ясно, что нераскаянные грѣшники наказываются иногда бѣснованіемъ. Къ преп. Аммону привели одного бѣсноватаго отрока для уврачеванія; но онъ сказалъ: «украденнаго у вдовицы вола и вами съѣденнаго отдайте, и отрокъ выздоровѣетъ». Такъ и случилось. (Ч.-Мин. окт. 4. д.). Еще примѣръ: св. Пахомій помазаніемъ св. елеемъ исцѣлилъ отъ бѣса одну дѣвицу послѣ того, какъ она созналась отцу въ своемъ грѣхѣ и обѣщалась болѣе не грѣшить, а прежде того не хотѣлъ исцѣлить ее, какъ оскверненную блудомъ (Ч.-М. 15 мая). Въ угодныхъ же Богу людей бѣсы не могутъ войти: бѣсъ, изгнанный преп. Парѳеніемъ изъ одного человѣка, просилъ указать ему другого, въ котораго бы онъ вошель, и когда св. Парѳеній, отверзая уста свои, предлагалъ войти въ него, діаволъ, сказавши: «какъ я могу войти въ домъ Божій», исчезъ. (Ч.-М. 7 Февр.).

И не для чего иного Богъ допускаетъ діаволу поселиться въ человѣка, какъ для того, чтобы человѣкъ въ нераскаянныхъ грѣхахъ своихъ не погибъ на всю вѣчность, но чтобы, мучимый бѣсомъ, онъ раскаялся и обратился къ Богу. Такимъ образомъ діаволъ дѣлается невольнымъ орудіемъ спасенія того человѣка, котораго замыслилъ погубить. Въ этомъ именно діаволъ сознавался препод. Пахомію «крѣпость ваша возросла на меня вочеловѣченіемъ Бога Слова, давшаго власть наступать на всю силу нашу, поэтому я не могу къ вамъ приблизиться, и когда побораю васъ, то бываю виновникомъ пользы вашей» (Ч.-М. 15 мая),

в) Какія же существуютъ средства, которыми можно изгнать демоновъ? Самъ Спаситель сказалъ, что духа злобы можно изгнать постомъ и молитвою, а не силою волшебною. Духа злобы могутъ изгнать не волшебники, а только св. апостолы, которымъ Самъ Спаситель далъ власть на дусѣхъ нечистыхъ, да изгонятъ ихъ, а послѣ ихъ такую же власть имѣютъ пастыри церкви, какъ преемники апостоловъ (Мѳ. X, 1). Они имѣютъ въ св. церкви благодатныя средства къ изгнанію нечистыхъ духовъ, какъ-то: молитвы и заклинанія въ пользу вѣрующихъ, одержимыхъ нечистыми духами, чтенія евангелія, водоосвященія, исповѣдь одержимыхъ нечистыми духами, елеосвященіе, пріобщеніе св. таинъ и другія богодарованныя средства. Страждущіе отъ духовъ нечистыхъ должны творить усердныя молитвы къ Господу І. Христу, пречистой Его Матери и къ тому святому, имя котораго наречено на нихъ, а также чаще исповѣдаться и причащаться св. таинъ. Тогда духъ злобы не можетъ жить въ человѣкѣ. Въ жизнеописаніяхъ святыхъ Божіихъ находимъ, что самое сильное средство къ отгнанію бѣсовъ есть, какъ возможно частое, отъ чистаго сердца и усердія, пріобщеніе св. и животворящихъ таинъ Христовыхъ. О преп. Іоаннѣ Вострскомъ повѣствуется, что этотъ св. мужъ спросилъ однажды бѣсовъ, мучившихъ отроковицъ: «изъ-за чего они боятся христіанъ?» Бѣсы отвѣчали: «у васъ есть три великія вещи, коихъ мы боимся: одну вы носите у себя на шеѣ (св. крестъ), другою вы омываетесь (св. крещеніе), третью вкушаете въ церкви (св. причащеніе)». — «Изъ сихъ трехъ которая для васъ страшнѣе?» спросилъ препод. Іоаннъ. Они отвѣчали: «если бы вы, христіане, хорошо умѣли хранить то, чего причащаетесь, то никто изъ насъ не посмѣлъ бы подойти къ вамъ» (Троиц. лист. № 361. 1887 г.).

III. Итакъ «порча» есть пустое, вздорное и нелѣпое повѣрье: волшебники не могутъ ни поселить въ бѣсноватыхъ людяхъ злыхъ духовъ, ни изгнать ихъ. Нечего бояться и страшиться ихъ. Безъ воли Божіей и волоса съ головы нашей не падаетъ, а тѣмъ болѣе не можетъ совершиться безъ воли Божіей что-либо, выходящее изъ круга событій обыкновенныхъ. Все совершается подъ непосредственнымъ распоряженіемъ Божіимъ. (Сост. по № 1 и 2-му «Пастырскаго собесѣдника» за 1888 г. Г. Д–ко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 134-136.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0