Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 19 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Девятнадцатый день.

Поуч. 1-е. Св. ап. Филимонъ.

(Объ отношеніи слугъ къ господамъ).

II. Въ день памяти св. ап. Филимона, кротко и человѣколюбиво относившагося къ своему рабу, — въ день памяти этого великодушнаго господина, который совпадаетъ съ многознаменательнымъ днемъ 19 февраля — освобожденія въ Россіи крестьянъ отъ крѣпостной зависимости Царемъ-Освободителемъ и Мученикомъ Александромъ Николаевичемъ, которому да будетъ вѣчная благодарность и которому Господь да даруетъ вѣчное блаженство, побесѣдуемъ объ отношеніи слугъ къ своимъ господамъ.

Говоря о слугахъ, мы считаемъ необходимымъ замѣтить объ ихъ служеніи слѣдующее:

а) Апостолы учили рабовъ своего времени искать выхода изъ униженнаго и тягостнаго положенія своего не въ перемѣнѣ внѣшняго званія своего, а въ усердномъ исполненіи своего служенія. Служите, заповѣдали они имъ, не передъ глазами только господъ вашихъ, какъ человѣкоугодники, но въ простотѣ сердца, боясь Бога, и все, что дѣлаете, дѣлайте отъ души, какъ для Господа, а не для человѣковъ (Колос. III, 22—23). Въ лицѣ вашихъ господъ служите общему всѣмъ Господу, и ваше поведеніе будетъ украшеніемъ ученію Спасителя (Тит. ІІ, 10).

Такъ можетъ быть возвышаемо самое низкое по внѣшности служеніе усердіемъ служащихъ къ своему дѣлу и преданностію въ Господѣ тѣмъ, кому суждено имъ служить.

Между тѣмъ люди, свободно поступающіе въ услуженіе другимъ, часто почитаютъ какъ-будто унизительнымъ для себя служить съ покорностію и преданностію, забывая, что тотъ не рабъ человѣковъ, а Божій слуга и Божій рабъ, кто дѣлаетъ должное для нихъ охотно, искренно, отъ души; потому что такой слуга руководится не желаніемъ угодить чьимъ-либо прихотямъ или страстямъ, а сознаніемъ своего долга и благожеланіемъ другимъ, которымъ хочетъ быть полезнымъ. Напротивъ слуга, который исполняетъ свою службу безъ всякаго усердія къ своему господину и къ пользѣ и чести дома, въ которомъ служитъ, соображая свои дѣйствія только съ личными своими выгодами, необходимо дѣлается человѣкоугодникомъ и рабомъ въ худшемъ значеніи этого слова.

Слуга долженъ знать, что Христосъ всегда близокъ къ нему: такъ близокъ, какъ ближе быть нельзя. Христосъ передъ нимъ — когда служитъ онъ и господину, господину не только доброму и вѣрующему, но и строптивому и не просвѣщенному. Такъ, служа по видимому человѣку, служащій долженъ смотрѣть на себя какъ на слугу Христа, самаго благаго, сильнаго и великодушнаго Господина. Пусть не думаетъ онъ, что тяжкіе труды его, что годы жизни его, годы горькой работы — пропали для него даромъ. Того именно, въ чемъ отказали ему люди, что взяли у него, чего ему не отдали, чего не могутъ уже вознаградить ему, — того не забудетъ Христосъ, всеблагій Господъ и Владыка. Такъ долженъ вѣровать слуга, но эта вѣра должна выражаться у него въ добровольномъ повиновеніи и вѣрной преданности.

б) Слуга, въ которомъ нѣтъ христіанскаго духа, считаетъ интересъ господина враждебнымъ собственному интересу, и эта мысль служитъ ему постояннымъ соблазномъ и искушеніемъ. Если даже онъ и не позволяетъ себѣ явнаго ослушанія и противорѣчія, выходитъ еще того хуже: дѣло дѣлается только для виду и глазахъ у господина, и подъ лицемѣрнымъ видомъ преданности скрывается духъ самой низкой лжи и невѣрности.

Напротивъ, слуга христіанинъ не видитъ противорѣчія между своимъ благомъ и пользою своего господина. Для него всего выше — творить волю Христа, а эту волю видитъ онъ въ волѣ господина. Его успокоиваетъ мысль, что онъ служитъ Христу: отсюда происходитъ въ немъ чуждое всякой лести чувство нравственнаго достоинства, и это чувство умѣетъ онъ поддержать во всѣхъ своихъ отношеніяхъ къ господину. Такой слуга, безъ сомнѣнія, есть одно изъ самыхъ высокихъ и благородныхъ явленій нравственнаго міра.

III. Богъ молитвами св. ап. Филимомона да даруетъ и господамъ и слугамъ ихъ благодатную помощь для сохраненія взаимныхъ отношеній во всегдашней христіанской дюбви. (Сост. Гр. Д—ко по Ч.-М. и кн.: «Христіанскія начала семейной жизни» Москва, 1861 года, стр. 190—192).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 131-132.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0