Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Семнадцатый день.

Св. великомученикъ Ѳеодоръ Тиронъ.

(Соблюденіе поста весьма важно).

Между сими злохитрыми средствами Іуліанъ умыслилъ и слѣдующее: наступала четыредесятница христіанская. Зная, въ какой чистотѣ и воздержаніи проводятъ ее христіане, богоотступникъ призываетъ градоправителя константинопольскаго и велитъ ему тайно удалить на слѣдующіе дни съ торжища всѣ обыкновенныя снѣди, а предложить одно то, что было уже принесено въ жертву идоламъ и потому христіанами считалось за оскверненное. Никто не зналъ замысла, посему многія тысячи душъ въ самые святые дни осквернились бы вкушеніемъ того, что растворено было (такъ повелѣлъ Іуліанъ) кровію идоложертвенною. Это составило бы для нихъ предметъ сожалѣнія на всю жизнь; а для Іуліана, или лучше сказать, сатаны, имъ двигавшаго, это была бы радость и торжество веліе. Тотъ же отступникъ, по исполненіи замысла, не преминулъ бы разгласить въ слухъ всего свѣта, что послѣдователи Іисуса Назарянина (такъ называлъ онъ Господа) во время самаго поста ихъ употребляли въ пищу идоложертвенное.

Но Тотъ, Кто, яко зѣницу ока, хранитъ души простыя и смиренныя и всегда посрамляетъ премудрыхъ въ коварствѣ ихъ, не далъ и теперь совершиться умыслу вражію. Среди нощи, но не во снѣ, является внезапно тогдашнему епископу константинопольскому нѣкій свѣтозарный воинъ и говоритъ, чтобъ онъ, немедля собравъ духовное стадо свое, далъ ему знать объ угрожающей опасности, съ повелѣніемъ не покупать въ слѣдующіе дни ничего на торжищѣ. «Чѣмъ же пропитается въ сіи дни столько людей, вопросилъ святитель, ибо у многихъ нѣтъ ничего въ дому?» — Коливомъ или вареною пшеницею, отвѣтствовалъ явившійся, которую ты, нашелъ у нѣкоторыхъ, долженъ раздать всѣмъ. — «Кто же ты, вопросилъ патріахъ, вся вѣдущій и пекущійся такимъ образомъ о братіи твоей?» — «Христовъ мученикъ Ѳеодоръ», отвѣтствовалъ явившійся, т. е., это былъ тотъ святой подвижникъ Христовъ, который, будучи воиномъ за много лѣтъ до сего, въ царствованіе злочестиваго Максиміана, претерпѣлъ за имя Христово множество ужасныхъ мукъ и тѣмъ послѣ своей мученической смерти заслужилъ себѣ въ церкви Христовой имя великомученика.

Святитель немедля исполнилъ повелѣнное свыше, и христіане константинопольскіе сохранились отъ оскверненія; а злочестивый Іуліанъ, видя, что замыслъ его разрушенъ, велѣлъ предоставить прежнюю свободу торжищамъ.

II. Возблагодаримъ Господа Іисуса, никогда не оставляющаго безъ помощи вѣрныхъ рабовъ Своихъ и посрамляющаго безумныхъ противниковъ евангелія и св. церкви. Прославимъ память св. великомученика, отвратившаго чудеснымъ явленіемъ своимъ искушеніе и печаль отъ церкви константинопольской. А между тѣмъ возьмемъ отсюда урокъ для себя.

Какой урокъ? Тотъ, что соблюденіе св. поста есть вещь весьма важная. Ибо, если бы постомъ можно было пренебрегать, какъ вещію безразличною или малозначущею, то имъ не занимались бы такъ на небѣ, и св. великомученикъ не оставилъ бы свѣтлыхъ обителей Отца небеснаго для того токмо, чтобы указать земнымъ братіямъ своимъ на средство избѣжать нарушенія поста. Подобныя явленія святыхъ въ нашемъ мірѣ происходятъ не иначе, какъ по причинамъ самымъ важнымъ. Какъ же послѣ сего нѣкоторые осмѣливаются думать и говорить, что все равно: поститься или не поститься? Нѣтъ, поститься значитъ быть смиреннымъ и послушнымъ сыномъ святой церкви; а не поститься значитъ быть зараженнымъ вольномысліемъ, самочиніемъ и духомъ презорства. Поститься значитъ обуздывать свою чувственность, владѣть своими пожеланіями; а не поститься значитъ быть рабомъ плоти, находиться въ плѣну у своего чрева. Поститься значитъ радѣть о спасеніи души своей, искать свободы своему духу, стремиться во слѣдъ ангеловъ; а не поститься значитъ уподобляться безсловеснымъ, кои не знаютъ поста, быть холоднымъ къ молитвѣ и къ очищенію своей души отъ похотей. Поститься значитъ каяться въ грѣхахъ, презирать мірскія утѣхи, приготовляться къ вѣчности; а не поститься значитъ погрязать въ земномъ, предаваться тлѣнному, итти путемъ широкимъ, ведущимъ въ пагубу.

Малолѣтній, престарѣлый, немощный, путникъ, воинъ могутъ еще имѣть причины къ извиненію, когда не постятся; ибо здѣсь болѣе или менѣе нужда и необходимость; а мы, какъ говоритъ апостолъ, призваны на свободу, только бы сія свобода не была въ вину или потворство плоти (Гал. 5, 13). А кто можетъ воздерживаться отъ запрещенныхъ постомъ снѣдей и не воздерживается, тотъ грѣшитъ и противъ церкви и противъ себя: ибо постъ, учрежденный ею, нуженъ не для нея, а для насъ: такъ какъ онъ есть одно изъ сильнѣйшихъ средствъ къ обузданію нашей чувственности, отъ преобладанія коей надъ нами гибнетъ въ насъ чистое и святое.

III. Если бы за всѣмъ этимъ лукавая плоть подошла къ тебѣ съ предложеніемъ сложить съ себя, подъ какимъ либо предлогомъ, св. постъ, то вспомни св. Ѳеодора и чудо, имъ совершенное, и скажи ей: поди и спроси разрѣшеніе у великомученика, а безъ сего я не могу нарушить св. поста. Аминь. (Сост. по проп. Иннокентія, архіепископа херсонскаго).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 128-129.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0