Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Шестнадцатый день.

Св. священномученикъ Памфилъ.

(О необходимости для христіанина заботиться о спасеніи души ближняго).

Эти подвиги его не прошли ему даромъ: во время Діоклитіана потребовали его къ суду и послѣ истязаній бросили въ тюрьму, гдѣ онъ пробылъ два года, вмѣстѣ съ двумя христіанами: діакономъ Валентиномъ и Павломъ. Въ то время гоненіе на христіанъ страшно усиливалось, и несчастныхъ христіанъ, измученныхъ пытками, искалѣченныхъ – съ выколотыми глазами и съ подрѣзанными жилами въ ногахъ, гнали въ каторжныя работы въ рудники. Послѣ двухлѣтняго заключенія Памфила, его повели на казнь вмѣстѣ съ его товарищами. Пытки мучениковъ и твердость, съ которою они переносили страданія, открыто исповѣдуя Христа, привлекли къ нимъ многихъ послѣдователей изъ народа, добровольно объявившихъ себя христіанами и принявшихъ казнь. Св. Памфилъ, вмѣстѣ съ 12 другими мучениками, былъ казненъ въ 308 году.

II. Жизнь св. священномученика Памфила, заботившагося объ исправленіи испорченныхъ переписчиками книгъ священнаго писанія, о раздаяніи неимущимъ списковъ слова Божія, о распространеніи христіанской вѣры и просвѣщенія и вообще о спасеніи душъ ближнихъ, научаетъ и насъ, возлюбленные братіе, заботиться о душѣ нашихъ ближнихъ.

Мы должны быть готовы служить ближнему беззавистнымъ сообщеніемъ своихъ знаній, въ особенности же — наставленіемъ въ религіи и доброй жизни. Слово Христово да вселяется въ васъ богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самѣхъ (Колос. III, І6).

Тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла, и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. У, 16)

Въ частности, можно представить въ такомъ видѣ планъ спасенія души ближняго.

а) Молись усердно, какъ вообще о спасеніи всѣхъ, такъ и въ частности о спасеніи тѣхъ, коихъ болѣе знаешь и кои, по твоему разумѣнію, особенную имѣютъ нужду; молись, желая и братіямъ опредѣленнаго дара разумѣнія, или ревности, или молитвы, и проч., и себѣ испрашивая силы и умѣнія дѣйствовать во спасеніе ихъ, или лучше самого себя предавая въ орудія божественныя на дѣло сіе; особенно же молитвенно испрашивай несоблазнительнаго дѣйствованія предъ другими и молитвою же очищай себя отъ бывшихъ ненамѣренныхъ и нечаянныхъ случаевъ, кои могутъ быть соблазнительными. Не искушайся помысломъ и рѣчами другихъ, будто молитва такая ни во что; ибо, кромѣ того что освятившій себя ею всегда способнѣе, настроеннѣе къ спасительному на другихъ дѣйствію, — есть тайное общеніе душъ, по коему одна, непонятно какъ, можетъ осѣменять другую, или предрасполагать ее къ осѣмененію чрезъ себя, или чрезъ другихъ. Примѣръ — матерь блаженнаго Августина, которая совсѣмъ было погибшаго сына своими молитвами обратила къ Богу и доброй христіанской жизни, и св. мученики, не рѣдко мучителей своихъ обращавшіе силою своихъ молитвъ ко Христу Богу. Если всѣ взаимно будемъ обращать молитвенно духъ свой на другихъ, то къ каждому придетъ столько согрѣвающихъ лучей, сколько естъ лицъ. Слѣдовательно, всѣ были бы согрѣты мѣрою теплоты, равною всему христіанству. Тогда никакая сила не могла бы одолѣть ни одного христіанина.

б) Представляй въ себѣ живой образецъ вѣры и благочестія. Когда исходишь внѣ и являешься въ кругу христіанъ, пусть всякій видитъ въ тебѣ живое христіанство, видитъ, что ты и понимаешь его, и чтишь, и осуществляешь. Этото же, что созидать брата всѣмъ: и словомъ, и взоромъ, и движеніями, и дѣлами, и ничѣмъ изъ сего не разстроивать его и не соблазнять. Помни: горе человѣку, имъ же соблазнъ приходитъ (Мѳ. 18, 7). Въ примѣрѣ и доброе, и худое очень сильно дѣйствуетъ, почему, сколько одно обязательно, столько другое осудительно.

в) Но сего мало: должно и желать, и заботливо порываться на содѣйствіе, и содѣйствовать самымъ дѣломъ спасенію другихъ, ибо что пользы говорить только: грѣйтесь, а не давать нужнаго? Кто истинно любитъ, тотъ все сдѣлаетъ для любимаго. Любовь не смотритъ на неудобства и не видитъ ихъ. Но если и есть они, готова животъ свой положить за други своя, — всѣмъ, даже и жизнію пожертвовать за спасеніе ихъ. Холодность въ семъ обличаетъ холодность и о своемъ спасеніи и о Божіей славѣ, также неубѣжденіе въ вѣрѣ, и самолюбіе, и рѣшительную безпечность. Потому внимательно должно слѣдить за всѣми случаями въ отношеніи къ братіямъ нашимъ и изыскивать между ими, не найдется ли какой, коему мы по своимъ силамъ можемъ нѣчто вложить въ душу, спасительно содѣйствующее ему во спасеніе.

Замѣтивъ что въ другомъ особенно для него опасное, всячески попекись остепенить его и образумить, какъ можешь. Самъ дѣйствуй прямо, найди людей, могущихъ на него дѣйствовать, подстерегай случай, войди въ ближайшія сношенія и предрасположи къ себѣ и проч. Но ужъ ни подъ какимъ видомъ не подавай знака соуслажденія, или согласія на тѣ дѣла, ни словомъ, ни дѣломъ... Если бы всѣ окружающіе неисправнаго показали ему знаки неблаговоленія, то, кажется, онъ сейчасъ бы долженъ былъ образумиться, ибо куда бы ему дѣваться тогда? Одинъ изъ лучшихъ способовъ вразумленія это есть наведеніе другого самого на разумъ: пусть самъ найдетъ, ты только такъ устрой дѣло, чтобъ нашелъ.

III. И такъ созидайте кійждо ближняго (1 Ѳес. Ѵ, 11), заключимъ наше поученіе словами св. апостола Павла. Аминь. (Составл. Гр. Д—ко по Ч.-М. и кн «Начертаніе христіанскаго нравоученія» еп. Ѳеофана, стр. 435-437).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 126-128.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0