Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Пятнадцатый день.

Св. апостолъ Онисимъ.

(Объ отношеніи господъ къ слугамъ).

Когда во время Траяна было воздвигнуто гоненіе на христіанъ, Онисимъ за обращеніе язычниковъ былъ призванъ на судъ въ Римъ и тамъ просидѣлъ 18-ть дней въ тюрьмѣ, а потомъ сосланъ въ заточеніе въ Путіоль, городъ въ Кампаніи, въ Италіи. Но и тамъ онъ не оставлялъ проповѣди Христовой, во второй разъ былъ призванъ на судъ и въ 109-мъ году побитъ камнями, по другимъ, — послѣ истязаній казненъ. Мощи св. Онисима — въ Константинополѣ.

II. Обращеніе св. апостола Павла и Филимона съ Онисимомъ, полное христіанской любви, даетъ намъ, возлюбленные во Христѣ братія, побужденіе побесѣдовать сегодня съ вами о томъ, какія должны быть отношенія господина къ слугѣ.

а) Отношеніе между домохозяевами и прислугою должно основываться, подобно другимъ семейнымъ отношеніямъ, на указаніяхъ слова Божія, т. е. на началахъ нравственныхъ.

Слуги, по выраженію слова Божія, суть домочадцы. Поэтому господа не должны смотрѣть на нихъ, а они въ свою очередь на своихъ господъ, какъ на людей другъ другу совершенно чужихъ и ничѣмъ, кромѣ внѣшняго договора, между собою не связанныхъ. Сближаясь между собою по требованію взаимныхъ нуждъ, они могутъ и должны преобразовывать это сближеніе въ такой союзъ, который объединялъ бы ихъ интересы, не только матеріальные, но и духовные, и располагалъ бы къ родственному участію другъ въ другѣ. Такое именно отношеніе между господами и слугами представляется, по изображенію священнаго писанія, въ жизни древнихъ праведныхъ патріарховъ. Въ законѣ Моисеевомъ постановленія, касающіяся рабовъ, выражаютъ также взглядъ на нихъ, какъ на младшихъ членовъ семейства.

Христіанство вполнѣ выяснило и утвердило этотъ взглядъ. Съ распространеніемъ вѣры Христовой, каждый домъ, принимавшій св. крещеніе, получалъ характеръ малой церкви Христовой (Филим. 1, 2), а духовная связь между всѣми домашними сообщала и внѣшнимъ отношеніямъ этихъ лицъ родственную близость и искренность; домъ и семья, такъ сказать, сливались, и послѣдній слуга, принадлежащій къ дому, принадлежалъ уже и къ семьѣ домохозяина.

У нашихъ предковъ, не смотря на нѣкоторыя темныя стороны ихъ домашняго быта, отношенія между господами и слугами въ существѣ были правильны, имѣя характеръ семейныхъ, родственныхъ отношеній.

б) Такъ ли это нынѣ? По внѣшности, отношенія между господами и слугами теперь гораздо законнѣе, чѣмъ были прежде, потому что послѣдніе теперь пользуются такою же личною свободою, какъ первые. Всякій видъ рабства уничтоженъ. Нѣтъ болѣе мѣста тому произволу въ обращеніи однихъ людей съ другими, который могъ доходить и доходилъ весьма часто до самаго возмутительнаго насилія въ тѣ времена, когда права господъ были весьма обширны, а служащіе имъ не имѣли почти никакихъ правъ. Но при всемъ томъ нынѣ, можетъ быть, больше чѣмъ когда либо, слышатся взаимныя жалобы господъ и слугъ другъ на друга. Отъ чего это? — Много, конечно, частныхъ основаній и поводовъ къ такимъ жалобамъ съ одной и другой стороны; но корень зла не въ томъ ли, что нѣтъ нравственнаго, въ духѣ Христовой любви, сближенія между тѣмъ и другимъ классомъ людей, а потому нѣтъ и живого союза между ними!

Лучшія качества, съ которыми слуга можетъ точно исполнять свои обязанности, состоятъ въ честности и преданности его своему господину; но такія качества весьма много зависятъ отъ личнаго нравственнаго вліянія господина на слугу. Но если господинъ относится къ слугѣ, какъ къ рабочей только силѣ, и никакихъ другихъ обязанностей къ нему не признаетъ за собою, кромѣ условленнаго вознагражденія ему за его работы: то какое же нравственное вліяніе можетъ имѣть онъ на слугу и чего можетъ требовать отъ него, кромѣ наружной исправности?

Какъ мало домохозяева думаютъ о христіанскомъ обращеніи съ своею прислугою, видно между прочимъ изъ того, что важнѣйшія нужды слугъ, именно религіозныя, оставляются ими большею частію безъ всякаго вниманія. Такъ, чрезмѣрное усиленіе промышленныхъ занятій во многихъ мѣстахъ уничтожаетъ различіе между будничнымъ и праздничнымъ временемъ. Древняя заповѣдь Божія: шестъ дней дѣлай и сотвориши въ нихъ вся дѣла твоя; седьмый же день, суббота, Господу Богу твоему, забывается. Не только впрочемъ на фабрикахъ и подобныхъ заведеніяхъ, но и въ обыкновенныхъ домашнихъ хозяйствахъ, слуги часто не имѣютъ свободныхъ часовъ для того, чтобы участвовать въ праздничномъ богослуженіи. Чрезъ это цѣлый классъ христіанъ отвыкаетъ отъ церкви, лишается благодѣтельнаго воспитательнаго вліянія ея, грубѣетъ, развращается и дичаетъ. Не удивительно, если эти люди ищутъ удовольствій совсѣмъ иного рода: грубыхъ чувственныхъ, состоящихъ главнымъ образомъ въ пьянствѣ.

III. И такъ, согласно наставленію слова Божія, пусть господа смотрятъ на своихъ слугъ какъ на своихъ домочадцевъ, какъ на младшихъ членовъ своей семьи, какъ на своихъ братьевъ во Христѣ. Только тогда водворится между ними христіанская любовь ко взаимной и духовной и вещественной пользѣ. (Сост. Г. Д—ко по «Нравств. богосл.» прот. Ѳаворова и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 125-126.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0