Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 19 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Четырнадцатый день.

Поуч.2-ое. Препод. Маронъ.

(Обычай прибѣгать въ извѣстныхъ случаяхъ съ молитвою къ опредѣленнымъ святымъ имѣетъ для себя законное основаніе).

Наши предки молились преп. Марону объ исцѣленіи отъ лихорадки.

II. Братіе! Многіе изъ христіанъ вѣруютъ, что въ нѣкоторыхъ случаяхъ можетъ испросить имъ у Бога особую помощь только извѣстный святой. Напримѣръ, чтобы избавиться отъ зубной боли, молятся священномученику Антипѣ; чтобы сохранить скотъ отъ падежа ищутъ помощи у мучениковъ Флора и Лавра, великомученика Георгія и священномученика Власія; чтобы получить помощь у Господа въ случившихся бѣдствіяхъ и затрудненіяхъ земной жизни, просятъ молитвеннаго ходатайства у св. мученика Трифона; объ отысканіи покраденныхъ вещей прибѣгаютъ къ мученику Іоанну — воину и т. д.

а) Въ этой вѣрѣ въ особую помощь въ извѣстныхъ случаяхъ того или другого святого — ничего предосудительнаго нѣтъ. Ибо если они вѣруютъ, то конечно и съ особымъ съ своей стороны усердіемъ и любовію прибѣгаютъ къ тому или другому святому, а въ усердіи и любви къ святымъ, кромѣ хорошаго, ничего другого видѣть нельзя; а съ другой стороны права вѣра подобныхъ людей и потому, что благодатная дѣятельность святыхъ иногда получаетъ какъ бы нѣкое опредѣленное направленіе. — Если спросимъ о семъ апостола Павла, то можемъ имѣть слѣдующій отвѣтъ: вся сія — подаяніе благодатныхъ дарованій, опредѣленіе ихъ рода, степени, силы, вся сія дѣйствуетъ единъ и тойжде Духъ, раздѣляя властію коемуждо, яко же хощетъ (1 Кор. XII, 11).

Впрочемъ, какъ Духъ Божій, по безпредѣльной благости готовый дать всякому человѣку всякое благодатное дарованіе, дѣйствительно раздаетъ дарованія сообразно съ закономъ правды, — достойнымъ, и, сообразно съ закономъ премудрости, — способнымъ употребить оныя для благихъ цѣлей: то можно полагать, что вышнее опредѣленіе рода, степени, силы, пространства благодатныхъ дарованій, низпосылаемыхъ вѣрующему человѣку, бываетъ по нѣкоему примѣненію къ роду, степени, силѣ, пространству его свободныхъ духовныхъ расположеній, и его подвиговъ и добродѣтелей. Нѣчто подобное сей мысли находимъ у апостола Павла, когда онъ о подвигахъ Самого Іисуса Христа говоритъ: въ немже бо пострада, Самъ искушенъ бывъ, можетъ и искушаемымъ помощи (Евр. II. 18).

Кто съ вѣрою и любовію къ Богу и Его закону, съ надеждою благодатной помощи Божіей, твердо стоялъ противъ искушенія и дѣйствительно пріялъ благодатную помощь къ отраженію онаго; кто ревностно и постоянно упражнялся въ нѣкоемъ благочестивомъ подвигѣ или добродѣтели, и дѣйствительно пріялъ благодатную помощь совершить подвигъ и добродѣтель; кто мужественно рѣшился лучше пострадать и умереть, нежели измѣнить истинѣ и правдѣ, и дѣйствительно пріялъ благодатную помощь побѣдоносно прейти поприще неповиннаго страданія: тотъ можетъ, и другимъ искушаемымъ и подвизающимся помощи; или вообще потому, что привлеченная его вѣрою и подвигомъ вселяется въ него сила Христова (2 Кор. XII. 9), и дѣйствуетъ не толъко въ немъ, но и чрезъ него; и въ особенности потому, что онъ, по опыту своего искушенія и подвига, тѣмъ глубже сочувствуетъ и состраждетъ другимъ въ подобномъ искушеніи и подвигѣ, и тѣмъ ревностнѣе ищетъ имъ помощи, и, по опыту обрѣтенной для себя благодатной помощи, тѣмъ съ большимъ дерзновеніемъ вѣры и тѣмъ съ большимъ успѣхомъ, предстательствуетъ предъ Богомъ и за другихъ, требующихъ подобной помощи, находя притомъ въ радости благотворенія награду за свой подвигъ.

б) Такое примѣнительное направленіе благотворной силы святыхъ можно усматривать на опытѣ въ житіяхъ ихъ.

У преподобнаго Даніила Скитскаго просилъ помощи нѣкто, тяжко боримый искушеніемъ, возставшимъ противъ его цѣломудрія. Старецъ послалъ его на гробъ мученицы Ѳомаиды молиться при ея предстательствѣ. И когда повелѣнное было исполнено: искушеніе исчезло. Почему же помощь должна была прійти именно чрезъ сію мученицу? — Потому, что она въ жизни прошла чрезъ тяжкое искушеніе противъ ея цѣломудрія и мученически умерла за сохраненіе цѣломудрія.

Въ житіи священномученика Власія, память коего св. церковь совершаетъ 11-го февраля, передается слѣдующій случай.

У нѣкоторой женщины былъ единственный сынъ. Однажды, когда онъ ѣлъ рыбу, рыбная кость остановилась въ его горлѣ, и такъ какъ, при всѣхъ усиліяхъ, вынуть ее оказалось невозможнымъ, то отрокъ сталъ невыразимо страдать, лишился голоса и былъ близкимъ къ смерти. Мать взяла его полумертваго, отнесла къ св. Власію, положила къ ногамъ его и, разсказавши, что съ ними случилось, со слезами начала умолять о помощи. «Помилуй сына моего, вопіяла она, рабъ Спасителя нашего Іисуса Христа, ибо сей сынъ мой есть единственныи!» Власій внялъ мольбамъ ея, положилъ руку на уста отроку и, возведши очи свои къ небу, сталъ молиться такъ: «о, Господи, помогающій всѣмъ усердно прибѣгающимъ къ Тебѣ! Услыши мою молитву: Твоею невидимою силою исторгни кость изъ горла отрока сего и исцѣли его. И еще сдѣлай такъ, что если что подобное случится съ людьми или со скотомъ, то тѣмъ изъ людей, которые при этомъ скажутъ: Боже, молитвами раба Твоего Власія помоги, тѣмъ Ты, Господи, ускори на помощь, и подай исцѣленіе въ славу и честь святаго Твоего имени!» Послѣ молитвы святого отрокъ сталъ совершенно здоровымъ, сталъ громогласно славить Господа, и святый Власій отдалъ его матери («Чет.-Мин.а 11-го февраля).

III. Изъ этого ясно открывается, что св. великомуч. Власій испросилъ себѣ у Бога еще при жизни особый даръ исцѣленій. А если испросилъ, то почему же и вѣрующимъ въ него не обращаться съ особою вѣрою и усердіемъ за извѣстною помощію именно къ нему и др. святымъ? Аминь. (Сост. Г. Д. по проп. Филарета, митр. моск., т. V, съ дополн. изъ др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 123-124.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0