Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Двѣнадцатый день.

Поуч. 2-ое. Св. Мелетій архіеп. Антіохійскій.

(Стойте въ вѣрѣ!)

Среди этихъ трудныхъ обстоятельствъ воспоминаемый нынѣ св. Мелетій, родомъ изъ Арменіи, бывшій епископомъ севастійскимъ, былъ единодушно избранъ архіепископомъ въ Антіохію. На это избраніе согласились и аріане, которыхъ въ Антіохіи было болѣе, нежели православныхъ. Они надѣялись въ новомъ архіепископѣ найти единомышленника себѣ, но вскорѣ убѣдились, что ошиблись въ ожиданіяхъ своихъ. Дней черезъ тридцать послѣ избранія своего Мелетій проповѣдывалъ въ храмѣ. Всѣ присутствовавшіе, православные и аріане, съ нетерпѣніемъ ожидали отъ него изложеніе вѣры его. Мелетій ясно исповѣдалъ православную вѣру, утвержденную Никейскимъ, первымъ вселенскимъ соборомъ, — что Сынъ Божій единосущъ и равенъ Богу Отцу, что Онъ не сотворенъ, но предвѣчно рожденъ отъ Отца и чрезъ Него все сотворено. Между слушателями Мелетія произошло сильное волненіе. Раздались злобные крики аріанъ и радостныя восклицанія православныхъ. Аріане увидали, что надежда ихъ на Мелетія не оправдалась. И очень скоро, по проискамъ ихъ, св. Мелетій былъ сосланъ въ заточеніе. Нѣсколько разъ потомъ св. Мелетій возвращался въ Антіохію и снова былъ удаляемъ, смотря по тому, кто былъ императоромъ — защитникъ ли православія или покровитель аріанъ. Въ 378 году, при императорѣ Валентѣ, Мелетій возвратился въ Антіохію изъ своей послѣдней сылки. Въ 381 году св. Мелетій предсѣдательствовалъ на константинопольскомъ, второмъ вселенскомъ соборѣ, собранномъ при императорѣ Ѳеодосіи I противъ еретиковъ македоніанъ, ложно учившихъ, что Духъ Святый сотворенъ Богомъ Отцемъ чрезъ Сына. Соборъ утвердилъ православное ученіе, опредѣливъ признавать Бога Духа Святаго единосущнымъ и равнымъ Богу Отцу и Богу Сыну, со Отцемъ и Сыномъ споклоняемымъ и Славимымъ. Св. Мелетій скончался еще до окончанія засѣданій собора. Св. Григорій нисскій предъ лицемъ собора почтилъ его память похвальнымъ словомъ, а св. Іоаннъ Златоустъ сдѣлалъ то же послѣ, когда принялъ санъ священства.

II. а) Братіе, такъ поучаетъ насъ своею жизнію св. Мелетій, стойте въ вѣрѣ — твердо держитесь того ученія, которое открыто намъ въ словѣ Божіемъ, которое принесено съ неба Спасителемъ нашимъ Христомъ и распространено Его апостолами. Все, что открыто въ словѣ Божіемъ, да будетъ для насъ святою истиною, не допускающею никакого сомнѣнія, колебанія или недоумѣнія. Пусть невѣры проповѣдуютъ, что все образовалось самослучайно, что человѣкъ созданъ для однихъ чувственныхъ наслажденій, что не будетъ ни вѣчности, ни суда Божія. Предоставимъ сынамъ погибельнымъ мыслить себѣ на погибель мы же всѣ вопросы о вѣрѣ будемъ рѣшать на основаніи и въ духѣ слова Божія. Откуда мы? кто мы? для чего живемъ? что будетъ съ нами? кто Богъ нашъ? какъ намъ вести себя въ отношеній къ Нему? — все это ясно, просто, самымъ удовлетворяющимъ и успокоивающимъ образомъ рѣшено въ словѣ Божіемъ, рѣшено однажды навсегда, рѣшено такъ, какъ нигдѣ и никогда не можетъ быть рѣшено. Вотъ этого-то здраваго ученія и будемъ держаться и его противопоставлять всѣмъ новымъ и древнимъ измышленіямъ ума человѣческаго. Утверждающимъ, что всюду и всѣмъ управляетъ случай, судьба, скажемъ, по ученію Спасителя: ни одна птица не падетъ безъ воли Отца небеснаго; какъ же можетъ безъ этой воли совершиться что-нибудь въ жизни человѣка? — Противникамъ власти, проповѣдникамъ безначалія и произвола, скажемъ: нѣсть власть, аще не отъ Бога, сущія же власти отъ Бога учинены суть. Проповѣдующимъ безнаказанность грѣховъ, отвергающимъ вѣчныя мученія напомнимъ слова Спасителя о нераскаянныхъ грѣшникахъ: и идутъ сіи въ муку вѣчную.

б) Вѣруя по православному, старайтесь руководиться этою вѣрою въ отношеніи къ жизни. Пусть свѣтъ говоритъ: живи для себя, а мы скажемъ: какъ же я буду жить только для себя, когда мой Спаситель и Самъ душу положилъ за всѣхъ, и мнѣ велѣлъ любить ближняго до положенія живота своего за него? — Пусть свѣтъ говоритъ: живи по своей волѣ, не порабощай своей свободы внѣшнимъ заповѣдямъ и уставамъ; а мы скажемъ такимъ учителямъ: мнѣ дарована свобода, но не на грѣхъ, а для свободнаго уклоненія отъ грѣха, для свободнаго служенія Богу, дарована мнѣ свобода не за тѣмъ, чтобы я ею злоупотреблялъ, но чтобы пользовался ко благу души своей, — не для того, чтобы я смѣло, дерзновенно удовлетворялъ каждому влеченію плоти своей, первому движенію чувствъ своихъ, но чтобы свободно подавлялъ эти влеченія и чувства. Нынѣ ни во что считаютъ легкое пріобрѣтеніе, — страсть къ наживѣ всякимъ способомъ сдѣлалась обыкновеннымъ явленіемъ, у многихъ служитъ цѣлію жизни, предметомъ всѣхъ думъ и заботъ. Но вѣрующему, чтобы понять всю гнусность подобной страсти, достаточно вспомнить слова апостола: имуще пищу и одѣяніе, сими довольни будемъ, — и слова Іоанна Крестителя, сказанныя народу: кто имѣетъ двѣ одежды, одну подай неимущему. Значитъ, мы не только не имѣетъ никакого права на неправедное присвоеніе чужой собственности, напротивъ обязаны свое послѣднее отдавать нуждающемуся. Мстительность нынѣ тоже не считается грѣхомъ, — это, говорятъ, защита чести своей. Но такіе люди забываютъ, чему училъ нашъ Спаситель: любите враговъ вашихъ, благословляйте проклинающихъ васъ; аще тя кто ударитъ въ десную твою ланиту, обрати, ему и другую.

III. Такъ противохристіанскимъ мнѣніямъ, взглядамъ, понятіямъ современныхъ людей противопоставимъ строгій взглядъ христіанскій-евангельскій, а еще лучше самую жизнь, вполнѣ соотвѣтствующую евангелію, во всѣхъ случаяхъ образъ дѣйствованія вполнѣ христіанскій, — и мы устоимъ въ вѣрѣ, и вѣра наша будетъ живая, дѣятельная, угодная Богу вѣра. (Сост. по «Сборн. общеп. поуч.», свящ. П. Шумова, вып. 2-й, изд. 1892 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 117-118.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0