Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Девятый день.

Св. мученикъ Никифоръ.

(О необходимости примиряться съ врагами).

Никифоръ, однако же, постепенно смягчился и старался помириться съ Саприкіемъ. Саприкій же, напротивъ того, не хотѣлъ и слышать о примиреніи.

Между тѣмъ въ это время настало гоненіе на христіанъ. Священникъ Саприкій былъ однимъ изъ первыхъ, преданныхъ на истязанія. Онъ съ твердостію переносилъ ихъ, наконецъ былъ осужденъ на смертную казнь. Узнавъ объ этомъ, Никифоръ поспѣшилъ испросить прощеніе у мученика. Но хотя у Саприкія и оказалось достаточно силы душевной, чтобы совершить подвигъ, въ то же время не достало у него въ сердцѣ ни любви, ни смиренія, чтобы помириться съ своимъ врагомъ... Не пожалѣлъ онъ и не простилъ своего бывшаго друга, который со слезами умолялъ его о примиреніи, который страдалъ теперь о немъ же самомъ, о Саприкіи-мученикѣ, лишавшемъ себя по своей злопамятности побѣднаго вѣнца...

Сопровождавшіе Саприкія къ мѣсту казни удивлялись скорби Никифора и говорили ему: «такого безумнаго человѣка мы никогда не видѣли: что тебѣ за дѣло до осужденнаго? онъ идетъ на смерть, а ты просишь у него прощенія... Развѣ онъ по смерти вредить можетъ тебѣ чѣмъ нибудь? Какая тебѣ нужда мириться съ тѣмъ, кто скоро умретъ?а

— Вы не знаете, чего я прошу у исповѣдника Христова, а Богъ это знаетъ!.. отвѣчалъ Никифоръ. И такъ до самаго мѣста казни слѣдовалъ онъ за Саприкіемъ и не переставалъ молить его: — «мученикъ Христовъ, прости меня!» Но тотъ оставался безчувственнымъ, и на горячія мольбы смиреннаго Никифора отзывался только гордымъ безмолвіемъ; въ своей злобѣ на брата оставался непоколебимъ. И за это поколебалось Божіе долготерпѣніе: Господь отринулъ отъ Себя, не захотѣлъ принять подвига отъ человѣка, не очищеннаго примиреніемъ съ братомъ, хотя уже онъ какъ бы стоялъ на порогѣ блаженной вѣчности... Господь лишилъ Своей благодатной помощи душу, въ которой было такъ много ненависти и гордости. Предоставленная самой себѣ, эта душа потеряла всю силу... Приблизившись къ мѣсту казни смутился и затрепеталъ Саприкій послѣ того, какъ онъ уже претерпѣлъ лютыя истязанія, и малодушно устрашась смерти, онъ отрекся отъ Христа...

— Не убивайте меня, — сказалъ онъ палачамъ, — я исполню царское повелѣніе: принесу жертву богамъ.

Услышавъ это, въ ужасъ пришелъ Никифоръ и сталъ умолять Саприкія не губить себя, не отступать отъ Христа. Но ослѣпленный злобою Саприкій не послушалъ его.

Тогда Никифоръ самъ заявилъ себя христіаниномъ и испросилъ себѣ смерть вмѣсто Саприкія. Такимъ образомъ смиренному Никифору даровано было счастіе побѣдоноснаго мученическаго подвига, а жестокосердый и непреклонный во враждѣ Саприкій произвольно лишился его.

Св. Никифоръ принялъ казнь мечемъ въ Антіохіи въ 260-мъ году.

II. Приведенный разсказъ изъ жизни св. мученика Никифора показываетъ, какъ гибельна вражда и какъ необходимо примиряться другъ съ другомъ.

а) Скорѣе мирись съ ближнимъ, учитъ святитель Тихонъ задонскій: смерть невидимо за нами ходитъ и нечаянно насъ похищаетъ. Что станетъ съ человѣкомъ, если она похититъ его во враждѣ съ ближнимъ? Съ чѣмъ онъ явится предъ судомъ Христовымъ? — Умѣлъ ты, возлюбленный, оскорбить своего ближняго: умѣй же съ нимъ и примириться. Не медли въ такомъ важномъ дѣлѣ, не отлагай до утра: вѣдъ ты не знаешь, дождешься ли до завтрашняго дня. Богъ обѣщалъ кающимся милость Свою, но не обѣщалъ завтрашняго дня. Сломи себя, сокруши въ своемъ сердцѣ идола гордости и поклонись со смиреніемъ своему ближнему, котораго ты оскорбилъ. И когда будешь ему кланяться тѣломъ, то кланяйся и сердцемъ; будешь просить прощенія устами, проси и сердцемъ; каешься языкомъ, кайся и жалѣй и сердцемъ; цѣлуешься устами, цѣлуйся и сердцемъ. Помни, что Богъ смотритъ не на наружность, а на сердечное расположеніе.

б) Ты скажешь: «невозможное дѣло любить враговъ и добро имъ творить». — Неправда. Возможно же это было Давиду, который плакалъ о погибшихъ врагахъ своихъ — Саулѣ и Авессаломѣ. А слезы о погибели враговъ — явный знакъ любви ко врагамъ. Возможно было и святому первомученику Стефану молиться за враговъ своихъ, которые побивали его камнями: Господи, не постави имъ грѣха сего (Дѣян. 7, 60). Возможно было это и всѣмъ святымъ, значитъ — возможно и тебѣ. Ты человѣкъ, и они всѣ были такіе же, какъ ты, люди; ты немощенъ, и они такую же немощь имѣли. Если бы земной царь повелѣлъ тебѣ: или простить ближнему обиды его, и даже послужить ему, или же — подвергнуться казни: чтобы ты лучше избралъ — умереть или простить и послужить ему? Думаю, что ты согласился бы скорѣе на послѣднее. А вотъ Царь небесный повелѣваетъ тебѣ не только прощать оскорбляющимъ, но и любить враговъ, и добро творить ненавидящимъ: иначе вѣчная смерть грозитъ тѣмъ, кто не хочетъ слушать повелѣнія Царя небеснаго... Истинная добродѣтель состоитъ въ побѣдѣ надъ самимъ собою: дѣлать не то, чего хочетъ грѣховная твоя природа, а то, что хочетъ святая воля Божія, покорять свою волю волѣ Божіей, побѣждать благимъ злое, смиреніемъ гордость, терпѣніемъ и кротостію гнѣвъ, любовью ненависть. Вотъ въ чемъ состоитъ побѣда христіанина, и она славнѣе всякой побѣды надъ народами. Этого требуетъ отъ насъ Богъ: не побѣжденъ бывай отъ зла, но побѣждай благимъ злое (Рим. 12, 21).

в) Спаситель говоритъ: аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный. Аще ли не отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ (Матѳ. 6, 14. 15). Видишь, христіанинъ, какъ страшно не отпущать согрѣшеній ближнему. Отпущаешь ты, отпущаетъ и тебѣ Богъ; не отпущаешь ты, не отпущаетъ и тебѣ Богъ. А что такое ты самъ предъ Богомъ, и что такое молитва твоя?

Ты молишься Богу: остави намъ долги наша, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ. Когда ты прощаешь отъ сердца ближнему твоему, то молишься ты сердечно, и истинно, нелицемѣрно произносишь слова сей молитвы къ Богу... А когда не оставляешь отъ сердца ближнему, то и молишься ты только словомъ и устами, и потому лицемѣрно. Поэтому молитва твоя нисколько не пользуетъ тебѣ, но даже и въ грѣхъ обращается. Видишь, куда приводитъ человѣка гнѣвъ и вражда его!

III. И такъ, побѣди себя, возлюбленный, и, отложивъ гнѣвъ твой, прости все ближнему твоему: тогда и молитва твоя будетъ нелицемѣрная, и подастся тебѣ оставленіе долговъ твоихъ. Слово Божіе вѣрно, истинно и непреложно. Что Богъ говоритъ, то такъ и есть на самомъ дѣлѣ, какъ Онъ говоритъ; что Онъ обѣщаетъ, то и исполняется; чѣмъ угрожаетъ намъ, то и сбудется, если не покаемся. Если мы прощаемъ ближнимъ ихъ согрѣшенія противъ насъ, то и намъ Богъ прощаетъ по Своей милости; а если мы не оставляемъ, то и намъ Богъ не оставляетъ. (Сост. Г. Д. по Ч.-М. и твор. св. Тихона задонск.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 107-109.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0