Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 19 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Восьмой день.

Св. великомученикъ Ѳеодоръ Стратилатъ.

(О свойствахъ христіанской кротости).

Волненіе особенно усилилось, когда одинъ язычникъ бросился съ мечемъ, чтобы поразить св. Ѳеодора, но былъ отраженъ Сикстомъ и палъ мертвый. Другой язычникъ поразилъ Сикста, и такимъ образомъ началось было кровопролитіе, въ которомъ Ликиній и всѣ его сопровождавшіе могли быть перебиты озлобленнымъ народомъ. Но св. Ѳеодоръ стратилатъ возвышеннымъ голосомъ сказалъ смятенному народу: «возлюбленные братіе! перестанъте меня защищать. Когда распинали Господа моего Іисуса Христа, Онъ не хотѣлъ, чтобы ангелы творили отмщеніе убійцамъ Его. Не воздвигайте брани на Ликинія; онъ не свою творитъ волю, но волю отца своего діавола. Мнѣ же надлежитъ отойти къ Господу моему І. Христу». Такими словами св. мученикъ успокоилъ взволнованный народъ и мужественно преклонилъ подъ мечъ главу свою. Посрамленный силою Божіею и кротостью страдальца, гонитель долженъ былъ удалиться изъ города. Всѣ жители собрались къ тѣлу мученика и совершили надъ нимъ торжественное погребеніе, прославляя Христа, даровавшаго св. страстотерпцу необыкновенное знаменіе спасенія во славу Божію и къ посрамленію невѣрующихъ. (Ч.-М. Февр.).

II. Эта черта изъ жизни нынѣ прославляемаго св. великомученика Ѳеодора стратилата научаетъ насъ христіанской кротости. Посему побесѣдуемъ нынѣ о свойствахъ этой великой христіанской добродѣтели.

а) Высочайшій и совершеннѣйшій образъ кротости показалъ въ Своей земной жизни Спаситель нашъ Господь І. Христосъ, являя намъ Собою примѣръ для подражанія. Научитеся отъ Мене, говоритъ Онъ, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. XI. 29). Въ чемъ же Онъ явилъ намъ эту кротость и смиреніе, какія мы видимъ въ Немъ черты и свойства этой кротости?

Видимъ, во-первыхъ, что Господь нашъ І. Христосъ былъ равнодушенъ къ славѣ человѣческой и не искалъ ея. Ничѣмъ Онъ не превозносился предъ другими дюдьми, никого не презиралъ, не требовалъ, чтобы Ему служили и угождали, а напротивъ Себе умалилъ, зракъ раба пріимъ... смирилъ Себе, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя (Филип. II. 7), и Самъ всѣмъ служилъ и угождалъ.

Посмотрите далѣе, какое Онъ являетъ незлобіе и терпѣніе въ обидахъ, оскорбленіяхъ и преслѣдованіяхъ противъ Него, какъ тихъ и покоренъ волѣ Божіей въ мученіяхъ и страданіяхъ. Противъ Него всѣ озлоблены, питаютъ къ Нему ненависть, ищутъ какъ-бы погубить Его, а Онъ ни къ кому не питаетъ зла, всѣхъ прощаетъ и сожалѣетъ, всѣхъ любитъ и добръ ко всѣмъ. Его, наконецъ, пригвождаютъ ко кресту, враги и тутъ въ своей неистовой злобѣ издѣваются надъ Нимъ, а Онъ покорно и безспорно терпитъ эти мученія и кротко молится за враговъ: Отче, отпусти имъ, не вѣдятъ бо, что творятъ! Нѣтъ во всей Его жизни ни одного дѣла, или поступка, въ которомъ бы обнаружилось Его нетерпѣніе, раздраженіе, озлобленіе, досада или гнѣвъ, но вся Его жизнь и дѣла являютъ передъ нами одно незлобіе, мягкосердіе, благодушіе и уступчивость по отношенію къ людямъ и покорность, преданность волѣ Божіей.

И такъ подобаетъ намъ, братія, по заповѣди і. Христа быть тихими, уступчивыми, мягкосердечными, незлобивыми, немстительными, равнодушными къ похваламъ и почестямъ, терпѣливыми къ порицаніямъ и оскорбленіямъ.

б) Таковы были всѣ святые. Вотъ примѣръ. Былъ въ одной обители нѣкоторый кроткій старецъ, по имени Киръ, который однако-же, при всей своей кротости и безотвѣтности, не нравился братіи, а потому братія постоянно его обижала и оскорбляла. Не только старшіе, но даже юноши, находящіеся подъ искусомъ, издѣвались надъ нимъ и часто выгоняли изъ-за стола. И это продолжалось пятнадцать лѣтъ. Въ одно время случилось быть въ этой обители преподобному Іоанну Лѣствичнику. Видя, какъ кроткій Киръ, выгоняемый изъ-за стола, часто ложился спать голодный, онъ спросилъ у него: «скажи мнѣ, отче, что значатъ сіи противъ тебя обиды?» — «Повѣрь мнѣ, любезный о Христѣ гость, отвѣчалъ смиренный старецъ, что братія такъ поступаетъ не по злобѣ, а по попущенію Божію, чтобы искушать меня, достойно ли ношу я ангельскій образъ. Поступивъ въ обитель сію, я слышалъ, что отшельнику должно быть подъ искусомъ тридцать лѣтъ, а я прожилъ еще одну только половину». Такъ всякую обиду, всякое гоненіе, притѣсненіе должны мы переносить не только благодушно, незлобиво и терпѣливо, но и смотрѣть на нихъ еще съ хорошей стороны, какъ на средство загладить свои грѣхи и неправды предъ Богомъ, или явить свою вѣру предъ Нимъ въ твердости терпѣнія, принимая эти обиды за испытанія, посылаемыя Богомъ.

III. Великую обѣщаетъ Господь награду такимъ кроткимъ и тихимъ людямъ. Онъ обѣщаетъ, что они наслѣдятъ землю, т. е. царствіе Божіе. Да сподобитъ и насъ Господь сей награды! (Составл. Г. Д. по Ч.-М. и «Проповѣдямъ», прилож. къ «Руководству для сельскихъ пастырей» за 1889 г. мѣс. сентябрь, стр. 717-721).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 105-107.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0