Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Пятый день.

Св. муч. Агаѳія.

(О вѣрности Христу).

II. Св. Агаѳія служитъ чуднымъ образцомъ непоколебимой вѣрности Христу.

а) Вѣрнымъ называемъ того, кто долгъ подданства и повиновенія, признанную обязанность, данную клятву и даже простое данное слово или обѣщаніе исполняетъ безъ измѣны, безъ уклоненія, безъ ослабленія, безъ лицемѣрія, дѣятельно, точно, чистосердечно. Вѣрнымъ до смерти можно почитать того, кто пребываетъ вѣрнымъ во всю свою жизнь до конца ея; преимущественно же того должно почитать вѣрнымъ до смерти, кто, встрѣчая обстоятельства, въ которыхъ вѣрность нельзя сохранить иначе, какъ съ пожертвованіемъ удовольствій, выгодъ, почестей и самой жизни, рѣшительно готовъ пожертвовать, и дѣйствительно жертвуетъ, удовольствіями, выгодами, почестями, самою жизнію, чтобы сохранить вѣрность. Этихъ понятій о вѣрности, надѣюсь, никто не будетъ оспаривать.

б) Теперь, чтобы опредѣлить нашу вѣрность ко Христу, должную и дѣйствительную, надлежитъ принять въ разсужденіе, какія мы имѣемъ къ Нему обязанности, и какъ ихъ исполняемъ. Мы природные рабы Богу и Христу, по владычественному праву Творца надъ Своими созданіями, Вседержителя надъ всѣмъ, что пользуется Его промышленіемъ и управленіемъ. Но, такъ какъ мы нарушили сей естественный союзъ съ Богомъ нашею невѣрностію и непослушаніемъ; и такъ какъ Христосъ желаетъ возвысить рабовъ на степень свободныхъ, и даже въ достоинство сыновъ: то Онъ призвалъ насъ добровольно вступить въ новый съ Нимъ завѣтъ; и мы вступили въ него крещеніемъ, и приняли соединенныя съ нимъ обязанности. Какія? — Мы отреклись сатаны и всѣхъ дѣлъ его, и сочетались Христу, исповѣдавъ вѣру въ Него и признавъ въ Немъ нашего Царя и Бога.

в) Вѣрны ли мы принятымъ на себя чрезъ это обязанностямъ? — Кажетея, мы чуждаемся дѣлъ сатаны; не возстаемъ противъ Бога; не идолопоклонствуемъ; чувствуемъ отвращеніе отъ злобы и разврата; сохраняемъ вѣру во Святую Троицу и во Христа Спасителя; продолжаемъ признавать Его нашимъ Царемъ и Богомъ. Что вы думаете? Не выдержали-ли мы уже испытанія въ вѣрности Христу? Не можемъ ли уже простереть руку къ Вѣнцедавцу и сказать: Господи, кажется, мы вѣрны: подаждь намъ вѣнецъ живота! — Нѣтъ, братія, можетъ случиться, что это самоиспытаніе, кажущееся такъ удовлетворительнымъ по важности предметовъ и благовидности выраженій, окажется неполнымъ и ненадежнымъ, если продолжимъ испытывать себя не поверхностнымъ, а проницательнымъ взоромъ, и если станемъ повѣрять мысль и слово дѣломъ и опытомъ.

Истина лучше откроется, если спросимъ себя: пріобрѣли-ль мы вѣрность христіанскимъ обязанностямъ до смерти, подобно тому, какъ стяжали ее св. подвижники и мученики?

Смертный приговоръ за вѣрность Христу св. мученики выслушивали съ радостію: съ мирною молитвою преклоняли голову подъ мечъ, или метаемые на нихъ камни; не могли поколебать ихъ вѣрности ни прельщенія чувственными удовольствіями, или видами корысти и славы человѣческой, ни угрозы, ни темницы, ни отъятіе имѣнія, ни осужденіе на тяжкія работы, ни разнородныя мученія изобрѣтательной злобы, — эта медленная, нерѣшительная смерть, противъ которой непоколебимо устоять труднѣе, нежели противъ рѣшительной, мгновенной смерти.

Подобные опыты вѣрности способны ли выдержать люди, которые, думая быть вѣрными Христу, гораздо болѣе вѣрны своимъ прихотливымъ желаніямъ, своимъ безотчетнымъ привычкамъ и суетнымъ обычаямъ, своимъ страстямъ? Напримѣръ, перенесъ ли бы благодушно долгое темничное заключеніе за вѣру и правду тотъ, кто не переноситъ однодневнаго добровольнаго заключенія въ своемъ домѣ, не для какого-нибудь истязанія себя, но для полезнаго труда, для попеченія о душѣ, для размышленія о Богѣ, а чувствуетъ неодолимое влеченіе, если не утромъ, то вечеромъ, броситься въ разсѣянный кругъ подобныхъ людей, или въ вихрь увеселеній? Былъ ли бы тотъ безстрашенъ и непоколебимъ, охраняя свою вѣру и совѣсть, при видѣ угрожающихъ за сіе лишеній, страданій и смерти, кто колеблется предъ лишеніемъ — тучной пищи въ день поста, боится умереть — отъ воздержанія, оказываетъ невниманіе къ руководству матери-церкви, чтобы не причинить скорби — своему чреву?

Или намъ не слишкомъ нужно заботиться о строгихъ испытаніяхъ вѣрности, потому что мы живемъ не въ мученическія времена? — Но, братія, безсмертный Вѣнцедавецъ требуетъ вѣрности до смерти, а безъ того не обѣщаетъ дать вѣнецъ живота: буди вѣренъ, даже до смерти и дамъ ти вѣнецъ живота (Апок. II, 10).

III. Что же намъ должно дѣлать? — Надобно найти средство сдѣлаться вѣрными до смерти и безъ мученичества, и употребить такое средство прежде смерти: потому что поздно будетъ сѣять, когда настанетъ время собирать плоды. Такое средство предлагаетъ намъ апостолъ, когда говоритъ: умертвите уды ваша, яже на земли, блудъ, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоиманіе, еже есть идолослуженіе (Колос. III, 5). Умерщвляйте плотское самолюбіе и самоугодіе, не только во внѣшнихъ дѣйствіяхъ, но и въ сокровенныхъ движеніяхъ вашего сердца, и это не собственнымъ только мудрованіемъ, которое чѣмъ болѣе самонадѣянно, тѣмъ менѣе надежно, но непрестаннымъ обращеніемъ сердца вашего ко Христу, съ искреннимъ желаніемъ благоугодить Ему, при помощи благодати Его. (Сост. по проп. Фил. митр. моск., т. Ѵ, изд. 1885 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 102-103.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0