Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Четвертый день.

Преподобный Исидоръ Пелусіотъ.

(О дѣлахъ милости духовной).

Впрочемъ, не къ однимъ инокамъ и пустынножителямъ обращалъ препод. Исидоръ поученія свои. Его сочиненія содержатъ много назидательнаго для людей всякаго званія. Въ письмахъ, которыхъ дошло до насъ болѣе двухъ тысячъ, онъ обращался и къ правителямъ, и къ епископамъ съ мудрыми совѣтами; онъ опровергаетъ лжеученія; излагаетъ догматы вѣры, объясняетъ священное писаніе, такъ что всякій можетъ изъ нихъ почерпнуть себѣ полезное наставленіе. Высшее свое счастіе онъ поставлялъ въ томъ, если ему удавалось спасти какую-либо погибавшую душу, т.-е. оказать ей духовную милость.

II. Да послужитъ для насъ свѣтлый образъ преп. Исидора Пелусіота примѣромъ духовнаго милосердія къ нашимъ ближнимъ.

а) Милосердіе по отношенію къ тѣлу имѣетъ столько разнообразныхъ видовъ, что, можно утверждать, рѣшительно нѣтъ ни одного человѣка, который бы не могъ такъ или иначе выполнить его. Напитать алчущаго, напоить жаждущаго, дать пристанище странному, одѣть неимущаго одежды, послужить больному, посѣтить заключеннаго въ темницу — все это различныя дѣйствія милосердія, за которыя Господь нашъ І. Христосъ обѣщалъ въ награду царство Отца Своего (Матѳ. 25, 35 — 36), и которыя если не всѣ возможны и доступны для всѣхъ насъ, то по крайней мѣрѣ многія для многихъ. И вовсе не нужно человѣку быть богатымъ, дабы быть милосердымъ, ибо и тѣлесныя дѣла милосердія оцѣниваются не по видимой значительности, не по количеству, а по качеству, по усердію, съ какимъ дѣлаются, по чистотѣ средствъ, намѣреній и побужденій. Оттого иногда одна чаша студеной воды бываетъ дороже для принимающаго и спасительнѣе для подающаго, чѣмъ горсть золота, брошенная по тщеславію или съ пренебреженіемъ къ нуждающемуся.

б) Но наряду съ телѣсными нуждами ближнихъ есть и весьма разнообразныя духовныя, требующія также нашего сострадательнаго участія. Вотъ ближній нашъ недугуетъ невѣжествомъ въ дѣлѣ вѣры, преданъ грубому суевѣрію, недалекъ отъ опасности попасть въ сѣти лжеучителей, людей нечестивыхъ и порочныхъ, — поспѣшимъ къ нему на помошъ, какъ поспѣшили бы къ утопающему: всѣми зависящими отъ насъ мѣрами, какія внушаетъ намъ искреннее участіе къ нему, постараемся уклонить его отъ зла, помня слова св. апостола, что обратившій грѣшника отъ ложнаго пути его спасетъ душу отъ смерти и покроетъ множество грѣховъ (Іак. 5, 20). Не будемъ дожидаться вызова со стороны нуждающихся въ духовной помощи нашей, а поступимъ съ ними такъ, какъ поступаетъ съ ними Господь Богъ, Который говоритъ о себѣ: Я открылся не вопрошавшимъ обо Мнѣ; Меня нашли неискавшіе Меня (Ис. 65, 1).

Ближній нашъ преданъ безутѣшной печали и малодушію по случаю постигшихъ его житейскихъ невзгодъ, бѣдъ и несчастій; онъ, можетъ быть, склоненъ роптать на Бога и готовъ впасть въ уныніе и отчаяніе — грѣхъ Каина и Іуды, — примемъ въ немъ участіе, войдемъ въ его положеніе, дадимъ ему понять, что мы сочувствуемъ ему, раздѣлимъ его скорбь: плачущій вмѣстѣ съ плачущими — великій для нихъ благодѣтель.

Ближній нашъ при встрѣчѣ съ тяжелыми обстоятельствами не знаетъ, какъ поступить, на что рѣшиться, — подадимъ ему добрый совѣтъ и тѣмъ предупредимъ неблагоразумный и, быть можетъ, безповоротный шагъ, въ которомъ онъ сталъ бы потомъ раскаяваться.

Мы не можемъ быть наставниками и руководителями другихъ, — найдемъ и другіе способы быть милосердыми. Насъ оскорбилъ кто-нибудь: мы, конечно, имѣемъ право искать законнаго удовлетворенія за обиду, но лучше стерпимъ и простимъ оскорбившаго, — и мы прекрасно исполнимъ заповѣдь милосердія.

III. Будемъ же, братіе, подражать всемилостивому Спасителю нашему, да и намъ Господь І. Христосъ окажетъ милосердіе на страшномъ судѣ. (Извл. въ сокращ. изъ проп. прилож. къ «Рук. для с. паст.» за 1891 г., декабрь).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 100-101.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0