Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Третій день.

Поуч. 2-ое. Св. пророчица Анна.

(Противъ празднословія въ храмѣ).

II. Она говорила въ храмѣ. Примѣръ ея не даетъ ли и нынѣ женщинамъ право говорить въ церкви?

Что общаго между сею боговдохновенною женою и тѣми женщинами, которыя позволяютъ себѣ въ церкви вести разговоры? — Та повѣдала о Спасителѣ не знавшимъ Его; а онѣ развѣ о спасеніи души рѣчь ведутъ? Та не во время общественнаго богослуженія говорила окружавшимъ; а онѣ отвлекаютъ отъ него вниманіе предстоящихъ. Та вдали отъ святилища бесѣдовала; а онѣ не всегда стараются обуздать уста свои и при подножіи алтаря Господня.

а) Апостолъ Павелъ заповѣдалъ христіанамъ: жены ваши въ церквахъ да молчатъ (1 Кор. 14, 34). Собственно сими словами воспрещается женщинамъ быть церковными проповѣдницами. Но если имъ не предоставлено даже и для назиданія бесѣдовать въ храмѣ, можно ли думать, что онѣ здѣсь имѣютъ право празднословія? Аще ли, продолжаетъ апостолъ, чесому научитися хотятъ, въ дому своихъ мужей да вопрошаютъ (ст. 35). «Имъ, изъясняетъ святый Златоустъ, не позволено въ церкви не только говорить открыто, но и спрашивать о чемъ-нибудь. Если же не должно спрашивать, то тѣмъ болѣе не позволительно говорить напрасно. Почему же апостолъ поставилъ ихъ въ такомъ подчиненіи? Потому, что женщина есть существо слабѣйшее. Ей надлежитъ быть до того молчаливою, что она не должна говорить въ церкви не только о житейскихъ, но и о духовныхъ предметахъ. Въ этомъ состоитъ для нея приличіе, въ этомъ ея стыдливость». (На 1 Кор. бес. 37. На 1 Тим. бес. 9). На основаніи заповѣди апостольской, и шестый вселенскій соборъ правиломъ семидесятымъ за непозволительное призналъ «женамъ во время божественныя литургіи глаголати».

б) Впрочемъ, отсюда отнюдь не слѣдуетъ, что мужчинамъ позволительно разговаривать въ церкви. Напротивъ, въ нихъ предполагается больше сдержанности, и слѣдственно менѣе простителъно имъ то неприличіе, за которое законъ и слабыхъ женщинъ осуждаетъ. Апостолъ, совѣтуя женамъ дома обращаться къ мужьямъ съ вопросами о томъ, чего не поняли въ церкви, симъ совѣтомъ возлагаетъ на мужчинъ ту важную обязанность, чтобы сами они были внимательны къ дѣйствіямъ богослужебнымъ, что бы усвояли себѣ смыслъ чтенія и пѣнія церковнаго, и чрезъ истолкованіе непонятнаго способствовали духовному просвѣщенію своихъ семействъ. «Если женщинамъ не позволено въ церкви говорить о предметахъ необходимыхъ и душеполезныхъ; то это побуждаетъ ихъ быть болѣе скромными, а мужчинъ болѣе внимательными, такъ какъ они обязаны слышанное въ церкви передать женамъ по ихъ вопросамъ». (Блаж. Ѳеоф. толк. на 1 Кор. въ русск. пер. ст. 190).

III. Возглашаются при богослуженіи воззванія: «вонмемъ», «горѣ имѣимъ сердца». Эти и подобные возгласы служатъ напоминаніемъ, чтобы предстоящіе въ церкви хранили полное самообладаніе, не позволяя своимъ мыслямъ разсѣяваться, воображенію мечтать. Кто употребляетъ усиліе и привыкъ держать вниманіе на предметахъ богослуженія во все продолженіе его, тому нетрудно обуздывать тогда и свой языкъ. Притомъ должно замѣтить, что соблазнительныя помышленія, скрываясь въ душѣ, вредятъ только ей, а неумѣстныя и нескромныя слова производятъ соблазнъ для молящихся и нарушаютъ стройность священнодѣйствованія. Не для взаимныхъ бесѣдъ сходимся сюда. Храмъ есть небо на землѣ. «Священнослуженіе хотя на землѣ совершается, но по чиноположенію небесному». (Злат. о свящ. кн. 3, гл. 4). Посему вѣрующіе обязаны вести себя въ церкви, какъ бы восхищены были на небо. Въ семъ мѣстѣ, небеси подобномъ, «да молчитъ всякая плоть человѣча». Ибо, какъ сказалъ одинъ святый отецъ, «разговоръ есть орудіе этого грѣшнаго міра, а молчаніе есть тайна будущаго вѣка». (Ис. Сир. сл. 42, стр. 221). Аминь. (Извлеч. въ сокр. изъ «Слов. и Рѣч.» Сергія, архіеп. херсонск. и одесск., нынѣ митр. моск., т. II, изд. 1893 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 99-100.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0