Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Второй день.

Поуч. 6-ое. Срѣтеніе Гоcподне.

(Почитай старость).

Счастливъ былъ старецъ, узрѣвшій собственными очами Богомладенца — Мессію, давно ожиданнаго.

Праведному Симеону обѣтовано было, что онъ не умретъ, пока не увидитъ Христа Господня. И вотъ обѣтованіе Св. Духа исполнилось. Есть преданіе, что Симеонъ былъ въ числѣ семидесяти переводчиковъ св. Писанія ветхаго завѣта съ еврейскаго языка на греческій, по порученію египетскаго царя Птоломея, и что на долю Симеона досталась книга пророка Исаіи. При переводѣ словъ пророка: се дѣва во чревѣ зачнетъ и родитъ сына, и наречеши имя ему Эммануилъ (Исаіи 7, 14), Симеонъ усумнился и хотѣлъ замѣнить слово дѣва словомъ женщина, но былъ удержанъ рукою ангела. И при этомъ-то случаѣ сказано было: «ты самъ увидишь исполненіе пророчества». Представьте же, братія, съ какимъ нетерпѣніемъ праведный старецъ ожидалъ рожденія Эммануила — Богочеловѣка! Долго длилось это ожиданіе; лѣта давали уже себя чувствовать; старость и неизбѣжные при ней недуги тяготили его; 360 лѣтъ прожилъ онъ, когда наконецъ, узрѣвъ и воспринявъ Спасителя всѣхъ людей, отошелъ съ миромъ въ вѣчность. Ожиданіе Мессіи ободряло старца въ преклонныхъ лѣтахъ и облегчало ихъ бремя; исполненіе пророчества, видѣніе лицемъ къ лицу рожденнаго отъ пресвятыя Дѣвы Богочеловѣка содѣлало его несказанно блаженнымъ.

II. Слушатели! Жизнь человѣческая неодинаково Господомъ распредѣляется: очень многіе умираютъ въ младенчествѣ, многіе въ цвѣтущей юности и лѣтахъ мужества, и сравнительно не очень многіе доживаютъ до глубокой старости. Дніе лѣтъ нашихъ, въ нихъ же семдесятъ лѣтъ, аще же, въ силахъ осьмдесятъ лѣтъ, и множае ихъ трудъ и болѣзнь (Пс. 39. 10). Но тѣмъ должна быть почтеннѣе, тѣмъ достойнѣе уваженія — старость.

а) Въ старцахъ — мудрость и въ долголѣтнихъ — разумъ (Іов. 12, 12). Вѣнецъ старцевъ — многосторонняя опытность, и хвала ихъ страхъ Господень (Сир. 25, 8). Не мало нужно времени для пріобрѣтенія познаній въ наукахъ и искусствахъ; но гораздо болѣе лѣтъ потребно для изученія практической мудрости; послѣдняя пріобрѣтается собственнымъ опытомъ, а никакая наука не дастъ ее, пока самъ человѣкъ не дознаетъ ее на дѣлѣ, пока уроки жизни не научатъ его многоразличными обстоятельствами, искушеніями, какъ надобно смотрѣть на людей, какъ цѣнить дѣла и вещи по достоинству. Испытавшій многократно неудачи въ жизни, разныя несчастія, непостоянство людей, обманутый надеждами на ихъ вѣрность, дознавшій тщету благъ земныхъ и послѣдствія мірскихъ удовольствій, — старецъ уже не увлекается несбыточными мечтами, всесторонне разсматриваетъ предметы, становится мудрымъ по опыту и благонадежнымъ совѣтникомъ въ дѣлахъ для неопытныхъ, пылкихъ юношей и полныхъ силы, но самомнительныхъ мужей. Вѣра евангельская пріобрѣтаетъ въ глазахъ его великую цѣну; онъ емлется за нее, какъ за якорь, на бурномъ морѣ жизни; къ Богу его стремленіе, въ вѣчность устремляется его духовный взоръ, и молитва окрыляетъ его душу въ помыслахъ о небѣ; все земное теряетъ для него цѣну, и душа убѣленнаго сѣдинами старца, при ослабленіи тѣла, легче воспаряетъ своими мыслями къ Богу. Понятною становится для преклоннаго лѣтами молитва св. Давида: не отвержи мене во время старости, внегда оскудѣвати крѣпости моей, не остави мене (Пс. 70, 9), и если онъ благочестивъ, то, безъ сомнѣнія, она произносится съ глубокимъ чувствомъ, которое привлекаетъ помощь Божію.

б) Такъ, старость почтенна по мудрости и опытности, и потому должна имѣть авторитетъ, уваженіе отъ молодого поколѣнія. Еще въ глубокой древности дана заповѣдь: предъ лицемъ сѣдаго востани, и почти лице старче, и да убоишися Господа Бога твоего (Лев. 19, 32). Можемъ ли однакожъ сказать, что нынѣшяяя наша молодежь всегда отдаетъ должное почтеніе старости? Не часто ли приходится слышать отъ молодыхъ людей упреки пожилымъ людямъ и старцамъ въ отсталости, въ несочувствіи современнымъ идеямъ и юношескимъ взглядамъ? Самонадѣянные юноши часто пренебрегаютъ совѣтами опытности, и обнаруживая неуваженіе къ старости, тѣмъ самымъ проявляютъ свое легкомысліе и подвергаютъ себя искушеніямъ, которыя иногда бѣдственно отзываются въ жизни. Есть не мало дѣтей, которыя не почитаютъ своихъ родителей, не повинуются имъ, потому что считаютъ ихъ низшими себя по образованію, не понимающими потребностей вѣка. Есть не мало молодыхъ людей, для которыхъ ничего не значатъ наставленія пастырей, вразумленія начальниковъ и учителей. Для такихъ людей нѣтъ авторитетовъ; и несчастные, неопытные юноши тяжело расплачиваются за свою самонадѣянность и заносчивость. Большая часть безпорядковъ въ нравственномъ мірѣ происходитъ отъ неподчиненія высшему авторитету, отъ необузданнаго своеволія. И несчастно то семейство, въ которомъ нарушено почтеніе къ родителямъ; неблагополучно то общество, гдѣ не соблюдается уваженія къ старшимъ, тѣмъ паче къ старикамъ. Молодежь забываетъ, что и она состарѣется, и ей больно будетъ переносить неуваженіе къ сѣдинамъ, презрѣніе къ внушеніямъ опытности.

в) Правда, есть, къ прискорбію, и старики легкомысленные, которые вмѣсто того, чтобы руководить юношей на пути долга своими вразумленіями, любятъ похвастаться предъ ними похожденіями своей молодости, разсказать соблазнительныя приключенія, и тѣмъ срамятъ свои сѣдины. Вмѣсто того, чтобы въ тишинѣ уединенія каяться въ своихъ прежнихъ грѣхахъ, они выставляютъ ихъ на позоръ и молодятся вопреки природѣ, забывая, что смерть можетъ неожиданно постигнуть ихъ и представить на судъ Божій. Не думаю, впрочемъ, чтобы такихъ легкомысленныхъ было много, и такіе сами виновны, если ихъ не уважаютъ степенные молодые люди. Размышляйте, старцы, о значеніи старости и для васъ самихъ, недалекихъ отъ смерти, и для юношей, нуждающихся въ вашей опытности, и вы принесете существенную пользу и себѣ и младшимъ васъ по лѣтамъ. Ваше слово да будетъ всегда назидательно, ваши сѣдины должны служить для другихъ не укоромъ въ нажитомъ легкомысліи, а вывѣскою вѣрующей и опытной, многополезной мудрости.

III. Слушатели — братія! Дай Богъ намъ дожить до старости маститой, здоровой и поучительной. Но помнить надобно, что такая старость достигается только тогда, когда лѣта юности и мужества прожиты не въ праздности, не въ суетныхъ и порочныхъ удовольствіяхъ, а въ трудѣ, въ исполненіи нравственнаго долга, обязанностей вѣры и званія. Юность — молодость, — это весна нашей жизни, мужество — это лѣто, старость — это осень. Осенью обыкновенно пользуются плодами того, что посѣяно весною и возрасло, созрѣло лѣтомъ. Будемъ же трудиться въ цвѣтѣ и крѣпости силъ, чтобы старость наша была многоплодна и многополезна, чтобы совѣсть наша не упрекала насъ за прежнюю жизнь, и тогда, разлучаясь съ земною жизнію, каждый изъ насъ спокойно и съ надеждою блаженной вѣчности можетъ сказать: нынѣ отпусти меня, Владыко, съ миромъ. Аминь. (Сост. по «Слов. и Рѣч.» Леонтія, архіеписк. холмско-варшавск., т. II, изд. 1888.)

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 96-98.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0