Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Второй день.

Поуч. 5-ое. Срѣтеніе Господне.

(Жизнь есть даръ Божій, которымъ мы не можемъ распоряжаться по своему усмотрѣнію).

Нынѣ такъ часто слышится недовольство жизнію, такъ кощунственно и дерзко попираются ея дары и обязанности, такъ легкомысленно и презрительно разрываются самыя дорогія и крѣпкія ея связи. «Не стоитъ жить, жизнь надоѣла», — не только говорятъ, но даже пишутъ намъ самоубійцы. Сколько развращенныхъ ученій должно было пройти чрезъ эти несчастныя головы и сердца, чтобы можно было сказать эти слова безумія? Сколько паденій въ жизни должны были испытать эти люди, чтобы упасть наконецъ такъ глубоко и непоправимо? Какая сила должна быть у него, человѣкоубійцы искони, чтобы омрачить такъ человѣка и въ такую страшную петлю наконецъ его затянуть?! Да ослабитъ Господь хотя часть вины ихъ ужасной, да отыметъ это безуміе отъ нашего вѣка несчастнаго.

II. Нѣтъ, братіе, великое и важное значеніе имѣетъ жизнь человѣческая.

а) Прежде всего это драгоцѣнный даръ небеснаго Отца. Его всеблагая воля была — воззвать насъ изъ ничтожества и дать намъ почувствовать это біеніе жизни, это благо бытія. Этотъ расцвѣтъ жизненныхъ силъ въ золотомъ возрастѣ юности, это чувство бодрости и здоровья, эта мудрая смѣна труда и покоя, — сколько она одна, эта низшая тѣлесная жизнь, даетъ намъ наслажденій и радостей. Природа, точно одушевленное существо, предъ нами то замираетъ, то оживаетъ и дробится на безконечное множество явленій и предметовъ, услаждающихъ взоръ, плѣняющихъ сердце, приводящихъ въ восторгъ предъ величіемъ Творца. И какое же безуміе и какая дерзость не только сказать, даже подумать: нѣтъ, Владыко Господи, Твой даръ мнѣ не нуженъ! Но я еще не коснулся главнаго источника наслажденій жизни, — глубины человѣческаго духа. Здѣсь впрочемъ, встаетъ предо мною такая ширь и даль, что нѣтъ возможности даже взоромъ окинуть ихъ. Возьму одно, сравнительно малое, воспоминаніе прошедшаго. Какіе тамъ возникаютъ свѣтлые образы — дорогихъ сердцу: отца, съ ранняго утра до поздняго вечера трудившагося для нашего воспитанія и устроенія, матери, проводившей безсонныя ночи надъ нашею колыбелью, благодѣтелей, друзей! Они были люди не непричастные слабостей. Но время очистило эти дорогіе намъ образы, и вотъ они рисуются тамъ вдали въ одной нетлѣнной красотѣ ихъ духа. Ахъ, какъ они хороши, велики даже теперь въ нашихъ глазахъ! Можетъ быть, при воспоминаніи объ этихъ дорогихъ умершихъ, братіе, я наполнилъ сердце ваше грустію, такъ какъ прошедшее невозвратимо; но какъ дороги сердцу эти образы, хотя бы самыя лица и были невозвратимы. Впрочемъ нѣтъ: они возвратимы! Наши близкіе тамъ у небеснаго Отца; мы ихъ увидимъ, мы вѣчно будемъ съ ними, если только будемъ этого достойны.

б) Что есть смерть въ глазахъ христіанина? Въ глазахъ христіанина смерть есть только измѣненіе жизни, ступень отъ хорошаго къ лучшему, отъ менѣе совершеннаго къ болѣе совершенному, отъ временнаго къ вѣчному. Теперь мы видимъ Бога и любовь Его къ намъ, по слову апостола, какъ бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицемъ къ лицу (1 Кор. 13,12). Здѣшняя жизнь представляетъ неисчислимое множество радостей самыхъ разнообразныхъ; тамъ обѣщаются радости совершенно новыя, неиспытанныя еще нами и даже пока для насъ невообразимыя. «Не видѣлъ того глазъ, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человѣку, что приготовилъ Богъ любящимъ Его» (1 Кор. 2, 9). «И возрадуется сердце ваше, сказалъ намъ въ лицѣ учениковъ Господь нашъ, — и радости вашей никто не отниметъ у васъ» (Іоан. 16, 22). Вѣрующій посему отъ всего сердца благодаритъ Бога за дары и радости этой жизни, и когда Отецъ позоветъ его туда, къ Себѣ ближе, онъ покойно, съ радостною надежной идетъ, ввѣряя себя водительству божественной любви. «Нынѣ отпущаеши, поетъ онъ съ праведнымъ старцемъ Симеономъ, — раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, съ миромъ».

в) А заботы, скажете, нужды, огорченія, скорби?! Что же? Когда награда дается безъ подвига? Жизнь есть борьба, жизнь есть подвигъ. Воинъ стоитъ на своей стражѣ: вѣтеръ рветъ его платье, холодъ пронизываетъ его до мозга костей; но онъ стоитъ, не смѣетъ сойти. Такъ и каждый изъ насъ долженъ вынести искушеніе въ жизни, когда оно будетъ послано. Постыдно бѣжать съ поля битвы. Кромѣ чувства долга, живая вѣра въ Бога Промыслителя и Спасителя да будетъ нашей опорой и огражденіемъ. «Богу такъ угодно, да будетъ Его святая воля и въ жизни и въ смерти моей! Господь хранилъ и берегъ меня донынѣ, сохранитъ и сбережетъ и послѣ, если Ему угодно, чтобы я жилъ. Господь весь міръ содержитъ въ Своей власти и хранитъ: ужели для меня одного не достанетъ Его всемогущества и любви?»

III. Будемъ же всемѣрно стараться и молить Господа, чтобы Онъ помогъ намъ достоять на нашей стражѣ и до послѣдней минуты жизни сохранить горящимъ въ сердцѣ свѣтильникъ вѣры, чтобы на порогѣ къ вѣчности могли мы сказать вмѣстѣ съ праведнымъ старцемъ Симеономъ: «нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему съ миромъ». Аминь. (Сост.по «Слов. и рѣч.» протоіерея П. Смирнова. Изд. 2-е, 1887 г., ч. I.)

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 95-96.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0