Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Второй день.

Поуч. 4-ое. Срѣтеніе Господне.

(О побужденіяхъ къ точному исполненію нами закона Божія).

II. Если же Матерь Божія и праведный ея обручникъ такъ уважали и такъ старались исполнить ветхозавѣтный законъ Божій, который былъ только сѣнь грядущихъ благъ (Евр. 10, 1), или прообразъ благодатнаго царства Христова; то тѣмъ паче мы, братія, должны чтить и исполнять совершеннѣйшій — нравственный законъ Божій, объясненный Спасителемъ нашимъ въ откровенномъ Его словѣ. Къ этому побуждаютъ насъ: величіе законодателя — Бога и наша совершенная зависимость отъ Него, важность заповѣдей Божіихъ и благотворность ихъ для насъ, великая награда за исполненіе и страшное наказаніе за нарушеніе ихъ. Видите, сколько побужденій свято чтить и вѣрно исполнять законъ Божій! Разсмотримъ ихъ по порядку, дабы всѣ могли лучше понимать силу ихъ и по этому живѣе чувствовали, какъ необходимо намъ исполнять законъ Божій во всей точности.

а) Единъ есть законоположникъ — Богъ, говоритъ апостолъ (Іак. 4, 12); Его десницею начертанъ нравственный законъ и въ сердцѣ нашемъ и въ откровенномъ словѣ Божіемъ. А кто Богъ Самъ въ Себѣ и въ отношеніи къ намъ? Это существо всевысочайшее и совершеннѣйшее. Это умъ всевѣдущій и премудрый, сила всемогущая и безпредѣльная; благость неизреченная, святость невыразимая, истина непреложная, правда неумытнѣйшая. Это нашъ Творецъ, Который даровалъ намъ все, что имѣемъ, — и тѣло, и душу, и всѣ блага наши. Это нашъ Промыслитель, Который непрестанно назираетъ за нами, доставляетъ все необходимое для жизни нашей, хранитъ насъ отъ зла и направляетъ все ко благу нашему. Это нашъ Судія, Которому мы нѣкогда должны будемъ дать строгій отчетъ во всѣхъ нашихъ дѣлахъ, словахъ, мысляхъ и желаніяхъ, и отъ коего не можемъ скрыть никакого грѣха нашего. Это будущій Мздовоздаятель нашъ, Который за добрыя дѣла, согласныя съ святымъ закономъ Его, щедро наградитъ, а за худыя, за преступленія Его заповѣдей, строго накажетъ насъ. Вотъ какое существо нашъ Богъ — законодатель! Теперь, кто не видитъ, что всѣ творенія Его, а тѣмъ паче мы — люди, столько любимые и облагодѣтельствованные Имъ, должны съ благоговѣніемъ внимать Его слову и свято исполнять всѣ Его велѣнія? Кто осмѣлится не слушать Того, Кому небо престолъ, земля же подножіе ногъ Его (Исаіи 66, 1)? Кто дерзнетъ не покоряться Тому, Кого трепещутъ ангелы и всѣ силы небесныя? Если мы охотно внимаемъ и слѣдуемъ совѣту людей благоразумныхъ: то тѣмъ паче должны слушать и исполнять повелѣнія премудраго Бога. Если мы остерегаемся оскорблять прекословіемъ земныхъ родителей и благодѣтелей нашихъ: то тѣмъ паче не должны прогнѣвлять Отца небеснаго преступленіемъ святыхъ Его заповѣдей. Если мы боимся дѣлать худое предъ тѣми людьми, которые могутъ наказать насъ за дурные поступки наши: то тѣмъ паче не должны грѣшить предъ Богомъ, Который можетъ погубить насъ за грѣхи въ гееннѣ огненнѣй (Матѳ. 10, 28).

б) Къ вѣрному и точному исполненію закона Божія должно побуждать насъ и то, что законъ Божій, по слову апостола Павла, святъ, что каждая заповѣдь Божія, по слову того же апостола, свята, и праведна и блага (Рим. 7, 12). И подлинно, можетъ ли изъ устъ Творца премудраго, преблагаго и святѣйшаго, выйти что нибудь несовершенное и неважное, — что нибудь такое, что можно пренебречь, какъ ненужное и безполезное для насъ? Нѣтъ, нѣтъ; — всѣ глаголы Господни духъ суть и животъ суть (Іоан. 6, 63), всѣ они съ высокою разумностію внушаютъ намъ то, что нужно для нашего блага въ сей и будущей жизни. Если вы желаете болѣе убѣдиться въ этомъ, разсмотрите заповѣди Божіи, и вы дѣйствительно не найдете между ними ни одной такой, которая была бы излишня и безполезна, а напротивъ ясно увидите, что всѣ онѣ очень нужны и благотворны для насъ. Вотъ, напримѣръ, въ двухъ первыхъ заповѣдяхъ десятословія Господь повелѣваетъ намъ, чтобы мы Его одного признавали за Бога и не поклонялись идоламъ: кто не видитъ, какъ необходимы сіи заповѣди для предохраненія насъ отъ пагубнаго многобожія и языческихъ заблужденій? Вотъ въ пятой заповѣди Господь приказываетъ намъ чтить своихъ родителей, а подъ ихъ именемъ внушаетъ оказывать должное уваженіе и тѣмъ, кои, подобно имъ, пекутся о насъ, какъ то: Государю, начальникамъ и духовнымъ пастырямъ; не явно ли, что сего требуетъ благо семейное, церковное и общественное? Вотъ въ другихъ заповѣдяхъ Господь повелѣваетъ, чтобы мы не крали, не любодѣйствовали, не посягали на жизнь, честь и достояніе другихъ: о, что было бы въ мірѣ, если бы не было сихъ заповѣдей и люди не исполняли ихъ!..Тогда люди, какъ лютые звѣри, терзали бы и поядали другъ друга, тогда міръ обратился бы въ притонъ убійцъ и грабителей; тогда онъ сдѣлался бы хуже Содома и Гоморы по разврату, и честнымъ людямъ невозможно было бы жить въ немъ! Короче, каждая заповѣдь Божія весьма нужна и благотворна, потому что она внушаетъ намъ то, что полезно для насъ и для другихъ. А изъ сего видно, братія, что мы должны свято исполнять законъ Божій не только изъ повиновенія Творцу — законодателю, но и для собственнаго нашего блага, притомъ не временнаго только, но и вѣчнаго.

в) Да, мы должны тщательно исполнять законъ Божій не для временнаго только, но и для вѣчнаго блага нашего: ибо правосудный Богъ, за исполненіе его обѣщаетъ намъ въ вѣчности великую награду, а за нарушеніе угрожаетъ тяжкимъ наказаніемъ. Господь, говоритъ апостолъ, въ день праведнаго суда воздастъ каждому по дѣламъ его. Тогда будетъ скорбь и тѣснота на всяку душу человѣка, творящаго злое; слава же и честь и миръ всякому дѣлающему благое (Рим. 2, 5—10). Чувствуете ли, братія, всю силу заключающагося въ этихъ словахъ побужденія творить добро, исполнять законъ Божій? Какой же благоразумный человѣкъ не поревнуетъ исполнять теперь законъ Божій, хотя бы это сопряжено было съ нѣкоторымъ трудомъ для него, чтобы потомъ вѣчно блаженствовать въ славѣ и чести небесной, и кто будетъ такъ безразсуденъ, что рѣшится нынѣ, ради временной грѣха сладости, преступать законъ Божій, дабы потомъ вѣчно страдать за грѣхи свои въ пламени геенскомъ? Если между нами найдутся такіе безразсудные, то они по истинѣ достойны сожалѣнія...

III. Помня это, будемъ, братія, тщательно соблюдать святой законъ Божій и всемѣрно станемъ избѣгать того, что противно Ему. Это не трудно для насъ, ибо Господь говоритъ: иго Мое благо и бремя Мое легко есть, а св апостолъ свидѣтельствуетъ, что дѣйствительно заповѣди Его тяжки не суть (Матѳ. 11, 30. 1 Іоан. 5, 3). Если же онѣ когда покажутся трудными для немощи нашей, или сильно будутъ обуревать насъ грѣховныя страсти: то станемъ усердно молить Господа, чтобы Онъ подкрѣпилъ нашу немощь и помогъ намъ исполнять Его заповѣди. Милосердый услышитъ гласъ моленія нашего и пошлетъ намъ въ помощь всесильную благодать Свою, которая поможетъ намъ побѣдить въ себѣ влеченіе ко грѣху и творить правду по закону Его, для спасенія душъ нашихъ. Господь непремѣнно это сдѣлаетъ: ибо Онъ для того и приходилъ на землю, для того училъ людей, далъ имъ Свои заповѣди и пролилъ за нихъ кровь Свою, чтобы сдѣлать ихъ добродѣтельнымя и спасти такихъ грѣшниковъ, какъ мы, братія. Аминь. (Состав. по «Слов,» Платона, митроп. кіевск.; ср. пропов., прилож. къ «Руков. для сельск. паст.» 1891 г., февраль).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 93-95.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0