Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Второй день.

Поуч. 2-ое. Срѣтеніе Господне.

(Объясненіе обряда воцерковленія младенца).

II. Настоящій день, яко день принесенія во храмъ Господа нашего, по образу коего совершено было и принесеніе насъ во храмъ, есть потому самый приличный для подобныхъ воспоминаній и размышленій. Итакъ, перенесемся, братіе мои, мыслію къ нашему младенчеству, и посмотримъ, что происходило съ нами въ четыредесятый день бытія нашего.

а) Что это за жена, которая съ младенцемъ у груди трепещущею стопою подходитъ къ порогу церковному, видимо спѣшитъ для какого-то святого дѣла въ церковь, но, подошедъ къ дверямъ церковнымъ, останавливается, и какъ-бы удерживается какою силою невидимою, не смѣетъ итти далѣе?

Это твоя мать, возлюбленный слушатель! А ея младенецъ — ты самъ! Насталъ четыредесятый день по твоемъ рожденіи, — и вотъ, по закону св. церкви, мать несетъ тебя во храмъ для воцерковленія. Зачѣмъ же медлитъ она у порога церковнаго, и не входитъ во храмъ? — Кто остановилъ ее? — Этотъ же самый законъ церкви, воспрещающій женѣ родившей, до четыредесяти дней по рожденіи, входить въ домъ Божій. Для чего это запрещеніе? Да разумѣемъ, что всѣ мы зачинаемся во грѣхахъ и рождаемся въ беззаконіяхъ и черезъ то самое становимся недостойными того, чтобъ явиться лицу Божію, яко неприступному для грѣшниковъ святостію Своею.

б) Но не будемъ смущаться: насъ не долго заставятъ стоять внѣ храма, потому что, благодаря любви Божественной, у всѣхъ насъ есть Заступникъ и Ходатай всемощный. Покрытые Его заслугами, очищенные Его благодатію, украшенные Его именемъ, мы, несмотря на прирожденную порчу и несовершенство наше, будемъ приняты въ домъ Божій, представлены самому лицу Цареву, пріобщены даже къ лику друзей и присныхъ Ему.

в) Въ самомъ дѣлѣ, является служитель алтаря, пріемлеть на свои руки, подобно Симеону, младенца, то есть насъ съ тобою, возлюбленный слушатель, подъемлетъ его предъ вратами церкви горѣ, образуетъ изъ него на воздухѣ крестъ, и восклицаетъ: воцерковляется рабъ Божій, во имя Отца и Сына и Св. Духа! Когда вслѣдъ за симъ двери храма, какъ бы уступивъ крестному знаменію, разверзаются, священнослужитель входитъ съ младенцемъ, вѣщая отъ лица его словами св. Давида: вниду въ домъ Твой, поклонюся ко храму святому Твоему!

Дошедъ до средины храма, онъ останавливается, паки подъемлетъ младенца горѣ и, образуя имъ крестъ, возглашаетъ: воцерковляется рабъ Божій, во имя Отца и Сына и Св. Духа; и затѣмъ присовокупляетъ: посредѣ церкви воспою Тя!

Приходитъ потомъ къ царскимъ вратамъ алтаря, снова подъемлетъ отроча во образъ креста, и въ третій разъ вѣщаетъ: воцерковляется рабъ Божій, во имя Отца и Сына и Св. Духа.

г) Такимъ образомъ, рожденное уже посвящено Богу, уже введено въ домъ Царевъ. Симъ могло бы окончиться священнодѣйствіе. Но христіанину, яко сонаслѣднику Христа, предоставлены большія права; ему, яко царскому священію, дано входить во внутреннѣйшія завѣсы (Евр. 10—19); — и вотъ священнослужитель, по тому же уставу церкви, несетъ младенца — сквозь южныя двери — въ самое святилище, обходитъ съ нимъ вокругъ престола, и, исходя изъ алтаря противоположнымъ путемъ, то есть, дверьми сѣверными, полагаетъ его на землѣ предъ вратами царскими, откуда мать уже сама должна воспріять его, какъ бы отъ лица Господня.

III. Что можетъ быть знаменательнѣе и вмѣстѣ трогательнѣе этихъ священнодѣйствій!

а) Крестъ означаетъ, что если мы имѣемъ теперь доступъ и въ земный храмъ, и въ небесный Эдемъ, то страданіями за насъ на крестѣ Сына Божія, коими отверстъ для всѣхъ насъ рай, заключенный для всѣхъ же преступленіемъ нашего прародителя и собственными грѣхами. А между тѣмъ симъ же крестомъ на всю жизнь дается знать рожденному, что онъ, яко христіанинъ, долженъ быть крестоносецъ, что его доля не угожденіе чувствамъ, а распинаніе плоти съ ея страстями и похотями.

б) Внесеніе младенца во святилище, не матерію или отцемъ, а іереемъ, показываетъ, что силы природы достаточны только для дарованія ему одной жизни естественной, но не достаточны для введенія его въ жизнь духовную и благодатную; а обхожденіемъ вокругъ престола — видимо указуется на высокое предназначеніе христіанина откровеннымъ лицемъ созерцать славу Божію, быть причастникомъ еще на землѣ таинъ жизни вѣчной, уготовлять себя въ блаженное сожитіе съ архангелами и ангелами, окружающими престолъ Божій, — въ мѣсто селенія самой славы Божіей.

в) Наконецъ, положеніе младенца на землю предъ дверями царскими даетъ разумѣть, что, несмотря на множество правъ духовныхъ, ему теперь усвоенныхъ, онъ, яко христіанинъ, долженъ всю жизнь пребывать во смиреніи духа и сердца, вмѣнять себя, яко ничто же предъ Господемъ; взирать на себя, яко на жертву, которая единожды и навсегда посвящена Господу, да отнынѣ не ктому себѣ живетъ и не ктому себѣ умираетъ, но умершему и воскресшему для него Спасителю.

IV. Помни же, принесенный и взятый, какое знаменіе отверзло тебѣ врата дома Божія! Помни престолъ, вокругъ коего тебя носили, и который тебѣ предназначенъ, и землю, на коей былъ положенъ, и въ которую пойдешь! Помни, что ты опять и также чуждыми руками будешь принесенъ нѣкогда въ церковь со крестомъ въ рукахъ! О, если бы ты когда могъ усвоить себѣ слова праведнаго Симеона: нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему съ миромъ. Яко видѣста очи мои спасеніе Твое! Но они усвоятся тебѣ и ты почіешь съ миромъ до дня всеобщаго воскресенія, если въ продолженіе своей жизни не будешь забывать своего воцерковленія. Аминь. (Сост. по проп. Иннок., архіеп. херсонск.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 90-91.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0