Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Второй день.

Поуч. 1-ое. Срѣтеніе Господне.

(О благопристойномъ поведеніи въ храмѣ).

Вмѣсто храма іудейскаго у насъ храмы христіанскіе; вмѣсто закона обрядоваго, ветхозавѣтнаго — у насъ свой законъ церковный, богослужебный.

Мы, чада церкви православной, обязаны согласовать всѣ свои дѣйствія въ храмѣ съ симъ церковнымъ закономъ.

Нашъ законъ церковный есть законъ І. Христа. Онъ учредилъ Свою церковь и въ ней священноначаліе. Апостоламъ и ихъ преемникамъ изрекъ Онъ: слушаяй васъ, Мене слушаетъ (Лук. 10, 16); и чтобы они правили и законополагали въ церкви, даровалъ имъ благодать Св. Духа. Святые соборы и богоносные отцы «всѣ отъ тогожде единаго Духа бывъ просвѣщены, полезное узаконили» (VII Всел. соб., прав. 1). Подъ ихъ руководствомъ и въ ихъ направленіи дѣйствуетъ и нынѣ церковная власть.

Всякое общество имѣетъ свой уставъ и обязуется не отступать отъ него.

Мы, какъ члены православной церкви, строго ли исполняемъ ея установленія; собираясь въ храмъ, соблюдаемъ ли здѣсь во всемъ ею требуемую благопристойность?

II. Чтобы ближе судить объ этомъ, возьмемъ нѣсколько примѣровъ.

а) Въ церкви не должно не только смѣяться (хотя бы внезапно и оказалось что-либо возбуждающее смѣхъ), но и разговаривать. Здѣсь требуется благоговѣйное молчаніе. Допустившимъ безпорядокъ въ священныхъ собраніяхъ апостолъ далъ упрекъ: или о церкви Божіей нерадите (1 Кор. 11, 22). Приведя сіи слова, св. Златоустъ (На Кор., Вес. 36, отд. 6) продолжаетъ: «позвольте и мнѣ сказать тѣмъ, которые здѣсь разговариваютъ: развѣ вы не имѣете домовъ для пустословія? Или нерадите о церквн Божіей, и развращаете желающихъ сохранить спокойствіе? — Церковь не есть мѣсто для разговоровъ».

б) Въ древнія времена мужчины, женщины, дѣвицы и дѣти за богослуженіемъ помѣщалисъ отдѣльно (Апост. Пост. кн. II, гл. 57, стр. 91 и слѣд.). Если нынѣ не вездѣ это соблюдается, то церковный порядокъ непреложно требуетъ, чтобы всякій оставался на своемъ мѣстѣ и не переходилъ на другое. Между тѣмъ для иныхъ какъ будто скучно стоять на одномъ мѣстѣ.

в) Не та же ли скука и совсѣмъ нѣкоторыхъ уводитъ изъ храма, прежде окончанія службы? — Быть можетъ, выходить изъ церкви они не считаютъ и грѣхомъ.

А какое строгое дано св. апостолами правило: «вѣрныхъ, входящихъ въ церковь, но не пребывающихъ въ молитвѣ до конца, яко безчиніе въ церкви производящихъ, отлучати должно отъ общенія» (Прав. 9).

г) Бываютъ даже набожныя дѣйствія, однако съ порядкомъ церковнымъ несогласныя. Въ великіе праздники колѣнопреклоненія въ храмѣ отмѣняются (1 Всел. соб., прав. 20). Не смотря на то, иные молящіеся, въ чувствѣ покаянія, даже и на пасхальныхъ службахъ повергаются долу и стоятъ на колѣняхъ. Или еще: цѣлованіе иконъ есть святой обычай; но прикладываться къ иконамъ, кто когда захочетъ во время богослуженія, запрещается (Сб. церк. пост. Барс, томъ I, стр. 962).

Надобно это дѣлать или прежде, или послѣ службы.

III. Не такъ держатъ себя въ храмѣ люди благоговѣйные; въ своемъ внѣшнемъ поведеніи они сохраняютъ полное приличіе, ни на одно мгновеніе не забывая, гдѣ находятся. Св. Григорій Богословъ говоритъ о своей матери Ноннѣ: «она чествовала святыню молчаніемъ, никогда не обращала хребта къ досточтимой трапезѣ, не плевала на полъ въ Божіемъ храмѣ» (Твор., ч. II, стр. 9). Будемъ остерегаться и мы всего, чѣмъ могли бы мы нарушить благоприличіе церковное. Въ священныхъ собраніяхъ, по заповѣди апостольской, «все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14, 40). Аминь. (Извлеч. въ сокращ. изъ слова Сергія, митр московск.; см. Душ. чт. за 1888 г. мѣс. мартъ, стр. 341–343).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 89-90.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0