Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 22 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 35.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ февраль.
Первый день.

Св. мученикъ Трифонъ.

(О средствахъ борьбы съ діаволомъ).

Римскій императоръ Гордіанъ, изъ дочери котораго св. Трифонъ изгналъ бѣса, — пожелалъ увидѣть изгнаннаго демона въ какомъ либо чувственномъ видѣ. Св. мученикъ Трифонъ, уступая его велѣнію, дѣйствительно вызвалъ бѣса, и всѣ увидѣли его въ видѣ чернаго пса съ огненными очами.

Св. Трифонъ спросилъ бѣса: «кто послалъ тебя въ отроковицу?» Бѣсъ отвѣчалъ: «отецъ, начальникъ всякой злобы, сидящій во адѣ». Св. Трифонъ снова спросилъ: «кто далъ тебѣ власть такую?» Бѣсъ отвѣчалъ: «мы не имѣемъ власти надъ тѣми, которые знаютъ Бога и вѣруютъ въ единороднаго Сына Божія; только по попущенію Божію наносимъ имъ легкія искушенія. А надъ тѣми имѣемъ полную власть, которые не вѣруютъ въ Бога, ходятъ въ похотяхъ своихъ и угодное намъ творятъ. Угодныя же намъ дѣла суть: идолопоклонство, хула, блудъ, зависть, убійство, сребролюбіе, гордость и проч. пороки. Эти люди опутываются грѣхами, какъ сѣтями; — они друзья наши, и одна участь съ нами ждетъ ихъ». (Ч. М.).

II. Изъ этого замѣчательнаго разсказа, христолюбивые братія и благочестивые посѣтители сего св. храма, мы можемъ вывести то заключеніе, что діаволъ, первый и сильнѣйшій нашъ врагъ, особенно страшенъ по своему гибельному вліянію для тѣхъ христіанъ, которые, нося имя христіанина, не творятъ дѣлъ, требуемыхъ ихъ высокимъ званіемъ, — для тѣхъ, которые хотя крестились во Христа, но не облеклись ни вѣрою и любовію, ни другими добродѣтелями христіанскими.

А такъ какъ вообще мы всѣ грѣшны предъ Богомъ, то для насъ весьма полезно побесѣдовать въ настоящій разъ о средствахъ борьбы съ діаволомъ.

Діаволъ, яко левъ рыкая ходитъ искій кого-либо изъ насъ поглотити. Для борьбы съ нимъ намъ нужно пользоваться всѣми оружіями Божіими. Какія же это оружія?

а) Первое средство есть призываніе имени Божія. «Именемъ Моимъ бѣсы ижденутъ» (Мр. ХѴІ, 17), сказалъ Господь. «Отъ имени Іисусова трясется адъ, колеблется преисподняя, тьмы князь исчезаетъ. Сіе имя есть сильное орудіе на супостаты», говоритъ св. Іоаннъ Лѣствичникъ (ст. XXI). «Всегда именемъ Іисусовымъ бій ратники, крѣпчае бо сего орудія не обрящеши ни на небеси, ни на земли». Авва Илія передаетъ слѣдующій разсказъ: одинъ старецъ жилъ въ идольскомъ капищѣ. Однажды приходятъ къ нему демоны и говорятъ: «выйди изъ нашего мѣста!» Старецъ не хотѣлъ выйти. Демонъ, схвативъ его за руку, повлекъ насильно изъ капища. Когда же старецъ, приблизившись къ дверямъ, ухватился за нихъ и воскликнулъ: «Іисусе, помоги!» демонъ тотчасъ исчезъ. (Дост. сказ. о подв. св. бл. отцевъ, стр. 88).

б) Второе средство — животворящій крестъ Христовъ. «Оружіе на діавола крестъ Твой, Господи, далъ еси намъ», воспѣваетъ святая церковь (Хвал. стих. 8 гл.). Даже сами демоны поневолѣ сознаются, что крестное знаменіе «связываетъ, палитъ ихъ, какъ огонь, и далеко прогоняетъ» (См. въ Ч.-М. Житіе Кипріана и Іустины, окт. 8 д., жит. Варлаама и Іоасафа, ноябр. 19 д.). Къ преподобному Симеону столпнику явился однажды діаволъ на великолѣпной колесницѣ, во образѣ свѣтлаго ангела, и сказалъ: «слыши, Симеоне! Богъ послалъ меня къ тебѣ съ колесницею и конями, чтобы взять тебя на небо, какъ Илію; ибо ты достоинъ сего». Симеонъ лишь только хотѣлъ правой ногой ступить на эту мнимую колесницу, но прежде сотворилъ крестное знаменіе, — и діаволъ, во мгновеніе ока, исчезъ съ колесницею («Чет.-Мин.» житіе св. Сим. сент. 1 д.). Преподобная Ѳеодора и другіе святые крестнымъ знаменіемъ тоже прогоняли бѣсовъ (сент. 11 д., жит. Пелаг. окт 8, Григ. нояб. 17 д.). Но чтобы эта непобѣдимая, непостижимая, божественная сила честнаго и животворящаго креста не оставляла насъ грѣшныхъ, для сего нужно употреблять крестное знаменіе не просто по обыкновенію, по привычкѣ, не съ небреженіемъ, какъ это часто мы дѣлаемъ, и потому лишаемся силы крестной, но съ полнымъ сознаніемъ силы и важности святаго креста, со страхомъ и благоговѣніемъ, съ сердечною и твердою вѣрою въ крестныя заслуги Христовы и съ воспоминаніемъ страстей Христовыхъ. «Должно изображать крестъ не просто, одними перстами», говоритъ св. Златоустъ (на Матѳ. бесѣда LIV), «но прежде начертать его въ мысли, со всею вѣрою... съ воспоминаніемъ всей силы креста, всего крестнаго дѣла».

в) Третіе оружіе противъ демоновъ — молитва и постъ. Христосъ Спаситель однажды сказалъ: нечистый духъ не можетъ выйти иначе, какъ отъ молитвы и поста (Марк. IX, 29). «Кто молится съ постомъ, — учитъ св. Златоустъ, — тотъ имѣетъ два крыла, легчайшія самаго вѣтра; онъ быстрѣе огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагомъ и ратоборцемъ противъ демоновъ, такъ какъ нѣтъ сильнѣе человѣка, искренно молящагося и постящагося». («Толковое евангеліе» еписк. Михаила, стр. 335).

А св. Василій Великій о силѣ поста учитъ: «постъ — надежное огражденіе души, оружіе воюющимъ, онъ прогоняетъ искушенія» (Бесѣда XIII). На св. мученицу Іустину діаволъ дѣлалъ частыя нападенія, но не могъ побѣдить праведницы. Однажды она стояла на молитвѣ и во время молитвы почувствовала въ сердцѣ своемъ наплывъ нечистыхъ беззаконныхъ пожеланій; удивлялась святая такому въ себѣ грѣховному движенію и стыдилась такой нечистоты; но мудрая Іустина скоро поняла, что это искушеніе ей приходитъ отъ діавола: она начала поститься и молиться Господу Богу — и своими молитвами и постомъ посрамила и побѣдила врага («Ч.-М.» октября 2 д.).

г) Четвертое средство нашей борьбы и побѣды надъ діаволомъ есть смиреніе. Самъ діаволъ нѣкогда признался св. Антонію, что онъ, т.-е. св. Антоній, однимъ смиреніемъ побѣждаетъ его («Чет.-Мин.» жит. св. Ант. янв. 19 д.). «Когда св. Антоній, увидѣвъ распростертыми всѣ сѣти діавола», пишетъ св. Дороѳей, (поуч. о смир.) «вздохнулъ и вопросилъ Бога: «кто же избѣгнетъ ихъ?» тогда получилъ отвѣтъ: «смиреніе избѣгаетъ ихъ». Однажды діаволъ явился нѣкоторому пустыннику, въ образѣ свѣтлаго ангела, и сказалъ ему: «я Гавріилъ и посланъ къ тебѣ отъ Бога». Пустынникъ возразилъ ему: «смотри, не къ другому ли ты посланъ; я не достоинъ видѣть ангеловъ, какъ человѣкъ грѣшный». Діаволъ при этихъ словахъ тотчасъ исчезъ (Прол. апр. 21 д.). Смиреніе ненавистно для діавола, потому что поставляетъ христіанина на тотъ самый путь, которымъ шелъ Самъ совершитель нашего спасенія, Сынъ Божій, Господь нашъ І. Христосъ.

д) Наконецъ для успѣшной борьбы съ врагами нашего спасенія христіанинъ долженъ во-первыхъ, воспріять щитъ вѣры, т.-е. имѣть твердое и непоколебимое убѣжденіе въ святости, истинности и непреложности всего открытаго намъ Богомъ, или «дѣтскую увѣренность въ Богѣ, столь тѣсно съ Нимъ соединяющуюся, что она не раздѣляетъ себя отъ Него и Его отъ себя», «отчего она и всесильна; ибо въ ней дѣйствующимъ является Самъ Богъ, Который и даетъ ее»; во вторыхъ — воспріять и шлемъ (крѣпчайшій покровъ головы со всѣхъ сторонъ) спасенія, т.-е. «сочетанія съ Господомъ Спасителемъ въ таинствахъ, и именно, чрезъ частую исповѣдь и причащеніе», и въ третьихъ — мечъ духовный, иже есть глаголъ Божій (Ефес. ѴІ, 11, 14—17), т.-е. богооткровенное слово. «Воспріять такой мечъ, значитъ — знать на память Божественныя изреченія, и во время благопотребное износить ихъ изъ сердца, наперекоръ внушеніямъ діавольскимъ» (еп. Ѳеофанъ) — «читать въ слухъ изреченія слова Божія противъ всякой страсти». Особенно слова 67 пс.: «да воскреснетъ Богъ и расточатся врази Его», какъ показываютъ опыты духовной жизни, производятъ поразительно быстрое дѣйствіе на враговъ нашего спасенія, которые съ быстротою молніи исчезали отъ тѣхъ христіанъ, которые съ вѣрою и благоговѣніемъ ихъ произносили. Св. Василій В. говоритъ, что, когда св. мужи спрашивали являвшагося къ нимъ діавола, какой молитвы особенно боятся демоны, діаволъ отвѣчалъ имъ: «нѣтъ столько страшнаго и прогоняющаго насъ слова, какъ начало псалма Давида 67». И дѣйствительно, какъ только произносили св. мужи начальныя слова этого псалма: «да воскреснетъ Богъ и расточатся врази Его» — діаволъ сію же минуту исчезалъ отъ нихъ съ воплемъ (Воскр. чт. 1842 г. № 13).

III. Вотъ вся оружія противъ началъ, властей и міродержителей тмы вѣка сего, духовъ злобы поднебесныхъ! Противитеся же, братія, діаволу, и бѣжитъ, отъ васъ (Іак. IV, 7). Да поможетъ намъ Господь избавиться отъ сѣтей лукаваго молитвами св. мученика и чудотворца Трифона, который и при жизни своей страшенъ былъ демонамъ и послѣ своей мученической за Христа смерти является такимъ же. Аминь. (Сост. по Воскр. чт. 1842 г. № 13, твореніямъ св. отц., «Чет.-Минеямъ» и др. указ. въ своемъ мѣстѣ источн. священникъ Г. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 87-89.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0