Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ декабрь.
Тридцать первый день.

Поуч. 5-ое. Канунъ праздника въ честь св. Василія Великаго.

(На всенощномъ бдѣніи).
(Уроки изъ его жизни: а) скромность въ одеждѣ, б) единомысліе съ св. церковію и в) приготовленіе къ исходу изъ здѣшней жизни).

I. Вся христіанская церковь издревле усвоила св. Василію, архіепископу Кесаріи каппадокійскія, прославляемому въ нынѣшнихъ церковныхъ пѣснопѣніяхъ и чтеніяхъ, названіе Великаго. Чѣмъ онъ пріобрѣлъ такое названіе? Въ чемъ состоитъ величіе св. Василія? Это намъ покажетъ жизнь его.

Св. Василій родился въ Кесаріи каппадокійской въ 329 году, въ концѣ благочестиваго царствованія св. Константина равноапостольнаго. Родители его назывались: Василій, отличавшійся сколько своими добродѣтелями, столько образованностію, и Эмилія, которую св. Григорій Богословъ называетъ «питательницею бѣдныхъ». Первоначальное понятіе о наукахъ св. Василій получилъ отъ отца, а первыя наставленія въ вѣрѣ и доброй нравственности — отъ своей благочестивой матери. Еще въ юныхъ лѣтахъ св. Василій отличался необыкновенными успѣхами въ наукахъ и степеннымъ нравомъ; онъ былъ краснорѣчивъ, не учась еще правиламъ витійства, былъ мудрецомъ или философомъ, когда еще не слушалъ уроковъ философіи. Однакожъ юный мудрецъ не обольщался своими успѣхами, но желалъ достигнуть большаго совершенства. Съ этою цѣлью онъ отправился сначала въ Константинополь, а потомъ въ Аѳины, гдѣ жили тогда знаменитые риторы и философы. Здѣсь нашелъ онъ второго себя, — самаго искренняго, вѣрнаго, неизмѣннаго и достойнаго друга въ лицѣ св. Григорія, впослѣдствіи архіепископа константинопольскаго и богослова вселенскаго. Василій и Григорій были образцомъ истиннаго священнаго дружества. Одинаково одаренные отъ Бога душевными талантами, они оба одинаково стремились къ усовершенію себя въ добродѣтели, подкрѣпляя и поощряя другъ друга въ этомъ святомъ стремленіи. Во всю свою жизнь они сохранили самую горячую любовь и самое глубокое уваженіе другъ къ другу. Живя въ Аѳинахъ, городѣ еще на половину населенномъ язычниками, Василій и Григорій сохранили себя чистыми отъ языческихъ суевѣрій и пороковъ, удалялись суетныхъ удовольствій и шумныхъ забавъ, которымъ предавались ихъ товарищи по образованію; святые друзья знали въ Аѳинахъ только двѣ дороги: одну въ церковь, другую — къ учителямъ. Успѣхи ихъ въ наукахъ были изумительны. Чрезъ нѣсколько лѣтъ св. Василій долженъ былъ оставить Аѳины и съ глубокою горестію разстаться съ своимъ другомъ Григоріемъ, котораго аѳиняне умолили остаться въ ихъ городѣ, чтобы преподавать правила краснорѣчія.

Оставивши Аѳины, св. Василій отправился на востокъ искать высшей и лучшей мудрости, не умозрительной, но дѣятельной, не безплодной, но ведущей въ жизнь вѣчную, — мудрости христіанской. Онъ посѣтилъ многіе монастыри и уединенныя келліи пустынниковъ въ Египтѣ, въ Палестинѣ, Сиріи и Месопотаміи, вездѣ вступалъ въ бесѣды съ богомудрыми пустынниками и великими подвижниками, изучалъ ихъ образъ жизни, дивился ихъ смиренію, терпѣнію, неусыпному бодрствованію въ трудахъ и молитвѣ. Святая жизнь иноковъ и пустынниковъ такъ привлекла его сердце, что онъ твердо рѣшился посвятить себя жизни монашеской.

По возвращеніи на свою родину въ Кесарію, св. Василій,по неотступнымъ просьбамъ своихъ соотечественниковъ, принялъ санъ священства. Но стремленіе къ уединенію, желаніе избѣжать суетной славы и слѣдующей за нею зависти человѣческой побудили его оставить Кесарію и удалиться въ одно пустынное мѣсто въ области Понтѣ, гдѣ родители его имѣли собственный участокъ земли. Мѣсто это находилось при подошвѣ горы, осѣненной деревьями, на берегу рѣки, текущей въ Черное море. Здѣсь онъ построилъ себѣ жилище и основалъ монастырь. По приглашенію св. Василія, прибылъ къ нему и другъ его св. Григорій. Оба друга проводили жизнь тихую, блаженную, святую, почти ангельскую. Молитва, духовная бесѣда, чтеніе священныхъ книгъ, пѣніе псалмовъ, — вотъ что было главнымъ ихъ занятіемъ. Не забыты были и тѣлесныя упражненія. Святые друзья рубили дерева, носили каменья, сажали цвѣты и деревья.

Но обстоятельства, въ которыхъ находилась тогда церковъ Христова, требовали, чтобы этотъ свѣтильникъ поставленъ былъ на болѣе возвышенныхъ свѣчникахъ. Многочисленные еретики, особенно аріане, возмущали общество вѣрующихъ своими ложными ученіями. Евсевій, епископъ кесарійскій, посланіемъ своимъ просилъ св. Василія прибыть въ Кесарію, чтобы раздѣлить съ нимъ бремя управленія церковію и защитить православіе. Предпочитая общую пользу своему спокойствію, св. Василій оставилъ свое любимое уединеніе и прибылъ въ Кесарію. Въ то же время и св. Григорій былъ вызванъ престарѣлымъ отцемъ своимъ въ Назіанзъ.

Еще не бывши епископомъ, св. Василій принялъ самое дѣятельное участіе въ управленіи церковію, былъ другомъ и опорою Евсевія, поражалъ ереси сильнымъ, вдохновеннымъ словомъ своимъ и утверждалъ православное ученіе святой каѳолической церкви. Послѣ кончины Евсевія, св. Василій былъ единодушно избранъ на его мѣсто и посвященъ въ санъ архіепископа руковозложеніемъ сосѣднихъ епископовъ, въ числѣ которыхъ былъ и престарѣлый Григорій, родитель св. Григорія Богослова.

Въ высокомъ санѣ архіепископа св. Василій не измѣнилъ прежняго образа жизни — простого, строгаго, даже суроваго: онъ приложилъ труды къ трудамъ и заботы къ заботамъ. Онъ такъ заботился о спасеніи ввѣренныхъ ему душъ, что почти каждый день, а иногда и два раза въ день, произносилъ поученія; милосердіе его къ бѣднымъ не знало границъ: онъ выстроилъ столь обширныя страннопріимницы и больницы, что онѣ походили на цѣлый городъ.

Въ это время православные христіане много терпѣли угнетеній отъ восточнаго императора Валента, зараженнаго ересью аріанскою. Зная, какъ велико уваженіе православныхъ къ св. Василію, Валентъ особенно старался склонить его къ своему заблужденію, но напрасно. Наконецъ Валентъ послалъ къ нему вельможу своего Модеста съ тѣмъ, чтобы онъ обѣщаніями и угрозами вынудилъ св. Василія присоединиться къ аріанамъ. Неуспѣвъ склонить святого ласками, Модестъ началъ угрожать ему лишеніемъ имущества, ссылкою, мученіями, смертію. Но св. Василій твердо и спокойно отвѣчалъ ему: «угрожай мнѣ чѣмъ-нибудь другимъ, а не этимъ; ты хочешь лишить меня имущества? Но у меня нѣтъ ничего, кромѣ этой ветхой одежды и нѣсколькихъ книгъ, которыя, конечно, не возбудятъ твоей жадности. Ты угрожаешь ссылкою? Но у меня нѣтъ своего мѣста, а всякое, куда пошлютъ меня, будетъ мое, потому что вся земля Божія. Мукъ и смерти не боюсь, потому что онѣ только скорѣе приведутъ къ Богу, для Котораго живу и тружусь, для Котораго большею частію я уже умеръ, и къ Которому я давно поспѣшаю». Модестъ изумился твердости архипастыря и написалъ Валенту: «мы побѣждены настоятелемъ церкви, — онъ выше угрозъ». Валентъ повелѣлъ не тревожить болѣе угодника Божія, и потомъ самъ прибылъ въ Кесарію, чтобы увидѣть его. Онъ увидѣлъ св. Василія въ храмѣ, благоговѣйно и торжественно совершающимъ Божественную литургію; видъ этотъ привелъ Валента въ изумленіе и трепетъ. Но вскорѣ приближенные къ царю аріане склонили его подписать приговоръ о заточеніи св. Василія въ ссылку. Три раза трость или перо ломалось въ рукахъ Валента, приговоръ былъ уничтоженъ, но потомъ снова утвержденъ и подписанъ. Въ это время тяжко заболѣлъ сынъ царскій. Валентъ видитъ въ этомъ гнѣвъ Божій, призываетъ святителя и проситъ, чтобы онъ молитвами своими исцѣлилъ отрока. Святитель соглашается, но съ условіемъ, чтобы Валентъ принялъ православіе. Валентъ обѣщался исполнить волю святителя, — и отрокъ выздоровѣлъ. Но впослѣдствіи Валентъ измѣнилъ своему слову и отрокъ умеръ на рукахъ аріанъ, готовившихся крестить его, а самъ Валентъ скоро погибъ ужасною смертію: онъ сожженъ въ хижинѣ, въ которую скрылся, разбитый въ сраженіи непріятелями.

Трудно изобразить всѣ добродѣтели, ученіе, подвиги и чудеса св. Василія. Св. Григорій говоритъ о немъ: «въ Василіи красотою была добродѣтель, величіемъ — Богословіе, шествіемъ — непрестанное стремленіе и восхожденіе къ Богу, силою — сѣяніе и раздаяніе слова. Жизнь его была его молніею, а ученіе — громомъ».

Немного жилъ на землѣ великій святитель, но много потрудился, много совершилъ для церкви Божіей. Многочисленныя творенія его всегда пребудутъ драгоцѣнною сокровищницею, изъ которой вѣрующіе могутъ извлекать для себя и назиданіе, и утѣшеніе, и утвержденіе въ вѣрѣ. Вотъ названіе нѣкоторыхъ изъ нихъ: «Шестодневъ, или бесѣды о шести дняхъ творенія», книга о Святомъ Духѣ, поученія, нравственныя правила, многочисленныя посланія и, наконецъ, «Божественная литургія», которую изложилъ онъ по особому откровенію Божію.

Отъ постояннаго и строгаго пощенія, тяжкихъ трудовъ и заботъ, слабое отъ природы тѣло св. Василія рано созрѣло для блаженной кончины. Онъ встрѣтилъ ее съ лицемъ спокойнымъ и, сказавъ: Господи, въ руцѣ Твои предаю духъ мой, переселился въ жизнь вѣчную и блаженную въ 1-день января 379-го года. И какъ не быть блаженной кончинѣ этого великаго свѣтильника церкви, когда онъ всю жизнь готовился къ смерти и всегда помнилъ объ ней. Въ разговорѣ съ бывшимъ своимъ учителемъ Еввуломъ на вопросъ его: «въ чемъ заключается высшая премудрость?» — «Въ памятованіи смерти», отвѣчалъ св. Василій. Вся паства его сопровождала гробъ его съ благословеніями и рыданіемъ. Св. церковь до сихъ поръ не перестаетъ и никогда не перестанетъ съ особенною торжественностію прославлять и призывать въ молитвахъ сего великаго святителя.

II. Св. Василій содѣлался великимъ именно потому, что смирилъ себя предъ Богомъ, что во всю свою жизнь всѣ свои великіе таланты посвящадъ славѣ Божіей. Этотъ путь къ истинному величію открытъ и всѣмъ намъ. Постараемся, возлюбленные братія, всякій на своемъ мѣстѣ уподобиться св. Василію хотя въ нѣсколькихъ его добродѣтеляхъ,

а) Поревнуемъ св. Василію Великому въ его скромности и простотѣ въ одеждѣ, не рѣдко доходившей до убожества, и не станемъ слишкомъ прилѣпляться своимъ сердцемъ къ заботамъ о красивыхъ и дорогихъ одеждахъ.

Въ своихъ заботахъ и трудахъ человѣку всегда нужно полагаться на попеченіе Божіе, а не привязываться, не прилѣпляться къ нимъ до забвенія о Богѣ. И объ одеждѣ что заботитесь? Посмотрите на полевыя лиліи, како онѣ растутъ? не трудятся, не прядутъ. Но говорю вамъ, что и Соломонъ во всей славѣ своей не одѣвался такъ, какъ всякая изъ нихъ (Мѳ. 6, 28—29). Если же Господь такъ чудно одѣваетъ траву полевую, то зачѣмъ же мы, христіане, такъ много заботимся о своихъ одеждахъ. А между тѣмъ у насъ сильно распространена, особенно среди женщинъ, страсть къ нарядамъ, желаніе одѣться получше, покрасивѣе. Прилична ли, свойственна ли христіанамъ чрезмѣрная заботливость объ украшеніи себя одеждами? Всѣ мы знаемъ, что въ раю одежды не было, да она и не нужна была непорочному человѣку. Прародители наши въ раю, вмѣсто одежды, украшались чистотою и непорочностію; но преступили они заповѣдь Божію, согрѣшили — и потребовалась имъ одежда... Такимъ образомъ, одежда произошла отъ грѣха; она есть знакъ нашего паденія, знакъ нашего грѣха. Послѣ этого заботиться о щегольствѣ въ одеждѣ, сдѣлать ее красивою, значитъ любоваться знаменіемъ грѣха, превозноситься паденіемъ. Далѣе, страсть къ нарядамъ доводитъ людей часто до тяжкихъ грѣховъ. Когда ты имѣешь пристрастіе къ нарядамъ и видишь лучше себя одѣтую, то сердце твое разжигается завистію. Когда надѣнешъ одежду красивую, то сердце твое заражается гордостію: въ красивой одеждѣ ты считаешь себя лучше другихъ, съ презрѣніемъ смотришь на тѣхъ, которые одѣты хуже тебя, выражаешь свою надменность гордою поступью, презрительными взгдядами, холоднымъ обращеніемъ съ ближними; гордымъ стояніемъ въ храмѣ Божіемъ и другими богопротивными дѣйствіями; такимъ образомъ, твоею душою, овладѣваютъ два тяжкихъ, смертныхъ грѣха: гордость и зависть. А иногда къ этимъ двумъ грѣхамъ присоединяется обманъ, потому что нерѣдко ты тайно копишь деньги отъ мужа, отъ отца, матери, чтобы употребить ихъ на наряды. А сколько бываетъ несогласій, ссоръ и брани въ домахъ, гдѣ женщина увлечена страстію къ щегольству, гдѣ женщина требуетъ отъ своего мужа только одного — чтобъ онъ, гдѣ хотѣлъ, добылъ ей денегъ на наряды: у такихъ людей дома, даже подъ великіе праздники, превращаются въ дома плача и непримиримой вражды, у такихъ людей праздникъ не въ праздникъ, торжество не въ торжество; бываетъ также, что такая жена расточаетъ имѣніе мужа, пріобрѣтаемое великими трудами и заботами, даже доводитъ его до разоренія, повергаетъ въ долги и ставитъ въ необходимость совершать разныя неправды, какъ-то: обманъ въ торговлѣ, мздоимство и притѣсненіе людей бѣдныхъ, завладѣвать даже имуществомъ вдовъ и сиротъ. На комъ Господь Богъ взыщетъ такіе грѣхи, какъ не на женахъ, увлеченныхъ страстію къ нарядамъ!

б) По примѣру св. Василія Великаго будемъ, бр., хранить съ св. православною церковію единомысліе въ вѣрѣ, и въ томъ случаѣ, если бы за это намъ пришлось и пострадать. Тогда наша внутренняя духовная жизнъ будетъ представлять чудную гармонію чистыхъ понятій и подвиговъ добра, такъ какъ извѣстно, что наши религіозныя вѣрованія имѣютъ неотразимое вліяніе на всю нашу дѣятельность въ самыхъ разнообразныхъ ея проявленіяхъ, на всѣ наши отношенія къ семьѣ, обществу, государству.

Какъ же намъ, спросите вы, сберечь себя отъ разномыслія съ св. православною церковію при могущихъ встрѣтиться очень неблагопріятныхъ вліяніяхъ и обстоятельствахъ?

аа) Прежде всего — повиновеніемъ, безусловнымъ подчиненіемъ себя руководству св. православной церкви, которая одна православно хранитъ Богооткровенное ученіе, и въ которой одной спасеніе наше.

бб) 3атѣмъ истинною, христіанскою любовію другъ къ другу, о чемъ вы такъ часто слышите напоминаніе и на Божественной литургіи. Возлюбимъ другъ друга, взываетъ къ намъ священнодѣйствующій, да единомысліемъ исповѣмы Отца и Сына и Св. Духа. Гдѣ любовь, тамъ нѣтъ разномыслія и раздора. Сила любви въ своихъ дѣйствіяхъ необъятна. Любы, говоритъ апостолъ, долготерпитъ, милосердствуетъ: любы не завидитъ, не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не ищетъ своихъ си, не раздражается, не мыслитъ зла, не радуется о неправдѣ, радуется же о истинѣ; вся покрываетъ, всему вѣру емлетъ, вся уповаетъ, вся терпитъ; любы николиже отпадаетъ (1 Кор. 13, 4—8).

вв) Наконецъ единомысліе въ вѣрѣ достигается молитвою. Молитва привлекаетъ небесную помощь, молитва вноситъ въ душу миръ, укрощаетъ страсти — главнѣйшую причину несогласій и вражды.

в) Наконецъ третій урокъ, который мы получаемъ изъ жизни свят. Василія Великаго, тотъ, что и мы, по примѣру сего великаго святителя, должны непремѣнно готовиться къ исходу изъ сей временной жизни и переходу въ жизнь загробную. Къ этому побуждаетъ слово Божіе: будите готови; яко, въ онь же часъ не мните, Сынъ человѣческій пріидетъ (Матѳ. 24, 44).

Подобнымъ образомъ и св. отцы наставляютъ. Такъ св. I. Златоустъ говоритъ: «для того Богъ оставилъ намъ неизвѣстнымъ день смерти нашей, дабы мы, ради неизвѣстности конца нашей жизни, всегда себя содержали въ добродѣтели» (Бесѣд. 4, на посл. къ Евр.). «Для того Богъ трудную и тяжелую намъ далъ жизнь, дабы мы настоящею скорбію возбуждаемы были къ желанію будущихъ благъ». (Бесѣд. 6-я къ народу Антіохійскому). «Смерть не есть зло, но худая смерть — зло» (Бесѣд. 35 на Матѳ.). «Такъ какъ жилище наше есть на небеси, то мы всегда должны себя приготовлять къ исшествію отсюда, и туда всѣ свои блага предпосылать, дабы не потерять оныхъ». (Бесѣд. 12 на Матѳ.).

Св. Тихонъ задонскій пишетъ: «приготовленіе къ смерти не иное что есть, какъ истинное покаяніе... Многіе нынѣшняго вѣка люди то до болѣзни, то до старости, то до смерти — отлагаютъ покаяніе. Отлаганіе сіе есть грѣхъ тяжкій и прелесть діавольская. Грѣхъ тяжкій: ибо это — знакъ крайняго о спасеніи нерадѣнія, и сна грѣховнаго. Прелесть діавольская: ибо такъ онъ помрачаетъ душевныя наши очи, чтобы не видѣть намъ отъ того послѣдующей душевной пагубы.»

Этотъ же святитель указываетъ слѣдующія пособія для приготовленія къ смерти:

1) «Помнить, что слѣдуетъ необходимо умереть, а когда и гдѣ — неизвѣстно.

2) Приводить на умъ осужденныхъ на смерть узниковъ, которые съ часу на часъ ожидаютъ, когда ихъ на смерть поведутъ, — ибо и мы всѣ судомъ Божіимъ къ смерти приговорены и исполненія сего приговора на всякъ день ожидать должны...

3) Умирающихъ и утопающихъ на морѣ вспоминать: въ какомъ страхѣ, смятеніи и тѣснотѣ они находились тогда, знаютъ видѣвшіе сіе.

4) Твердо держать, что и тебѣ тоже можетъ случиться, что другимъ случилось. Многіе нечаянно въ водѣ утонули, и тебѣ то же случиться можетъ. Многихъ живыхъ земля пожерла, и тебѣ то же случиться можетъ. Многіе громомъ и молніею поражены, и тебѣ то же можетъ случиться. Многіе спя не востали отъ сна, и ты себѣ того же ожидай. Многіе сидя, ходя, обѣдая скончали житіе свое; и ты тому же случаю подлежишь... А что тебѣ до сего времени ничего подобнаго не случилось, то приписывай благости Божіей, на покаяніе тебя ведущей, и за сіе весьма благодари Бога, что Онъ милосердіемъ Своимъ въ такіе случаи впасть тебѣ не попустилъ, а впредь бойся и осмотрительно поступай... Отъ бѣдствій иныхъ учись осторожнѣе поступать и внимай себѣ. Ибо столько почти смертей, сколько — людей. Одинаковымъ образомъ всѣ рождаемся, а умираемъ — различнымъ. Не такъ тебѣ въ самомъ приходѣ будетъ страшна смерть, когда ее на всякъ день и часъ будешь ожидать; такъ точно, какъ не страшенъ бываетъ непріятель, котораго нападенія всегда ожидали. Помни, что безчисленнымъ смертнымъ случаямъ подлежишь; а когда, и какъ, и гдѣ умереть, судъ Божій сіе сокрылъ.» (Твор. св. Тихона з.).

Братіе-христіане! Быть можетъ этотъ день — послѣдній въ этомъ году — будетъ для нѣкоторыхъ послѣднимъ въ ихъ земной жизни. Посему непрестанно будемъ помнить о смерти.

III. Молитвами св. Василія Великаго да даруетъ намъ Господь благодатную помощь запечатлѣть въ нашемъ сердцѣ спасительные уроки изъ его святой жизни! (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 791-795.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0